ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Особенности подросткового возраста
(10-12 лет)
Подростковый период можно разделить на 3 этапа:
1. Младший подростковый возраст (10-12 лет)
2. Подростковый возраст (13-15 лет)
3. Юношеский возраст (16-18 лет)
Особенности развития:
- трудности в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, доминанта вне школы);
- поиски друга, кто может понять;
- ведение дневника (выражение интимных переживаний, сомнений, наблюдений).
- главный вопрос: Кто я?
- чувство взрослости (требование таких же прав);
Виды взрослости):
Подражание внешним признакам взрослости (курение, одежда, развлечения).
Равнение подростков на «качества настоящего мужчины» (сила, мужество, воля).
Социальная зрелость (сотрудничество ребенка и взрослых, овладение знаниями, умениями, навыками).
Интеллектуальная взрослость (стремление что-то сделать и уметь по настоящему→развитие познавательной деятельности вне школьной программы, самообразование).
Развитие мышления:
– овладение процессом образования понятий,
- воображение «уходит» в сферу фантазий,
- развитие рефлексии.
- склонность к экспериментированию, т.е. нежелание принимать все на веру.
- самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения.
Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками (усвоение социальных норм, поведения).
Особенности младшего подросткового возраста
(10 -13 лет)
Первый кризис, возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис.
•Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми, отмечается нарушение осанки, угловатость.
•Отставание темпов роста туловища - замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается кислородное голодание. Появляется снижение двигательной (игровой) активности. Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость.
•Ослабляется зрение.
•В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка (12-14 лет), т.е. активизируется работа щитовидной железы. Следовательно, ребята становятся раздражительными или как мы говорим, трудновоспитуемыми.
Активизируется полоролевая идентификация.
- интерес к своему телесному облику.
Мальчики выделяют физическую силу, их мало интересует внешность, идет подражание ярким, выделяющимся чертам: манере поведения, манере говорить, ходить, курить и т.д.
Девочек больше волнует эмоциональный фон, она расскажет какие-то свои тайны далеко не каждому, а лишь тому, кто создаст этот эмоциональный фон. Девочек начинает волновать внешность, формы ее тела, наряды. Много времени уделяется рисованию лица.
Личностный кризис.
- В младшем подростковом возрасте велика потребность в общении, в достойном положении в классе.
- Оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.
- Неприятно все то, что унижает ребенка, то, что подрывает его авторитет среди сверстников. Неприятно то, когда он оказывается хуже других, когда посягают на его «Я», на его личность.
- Это возраст потерь детского мироощущения, появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта.
- В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.
Рекомендации
Подростковый возраст – как раз то время, когда придется менять взгляды, стиль общения, лексикон.
НЕЛЬЗЯ проявлять неуважение к личности ребенка, а НАДО постараться создать атмосферу покоя и доверительного общения.
В общении важны деликатность, вежливость и уместность.
Не стоит препятствовать дружеским отношениям ребёнка.
Чтобы ребёнок «не попал под дурное влияние», необходимо повышать его самооценку.
Организовывать активную жизнь подростка, обогащать деятельность, разнообразить и насыщать досуг.
Необходим щадящий режим.
Нужно следить за тем, чтобы они больше бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.

Желаю вам стать настоящим другом вашему ребёнку.
Особенности подросткового возраста
(13-15 лет).
Подростковый период можно разделить на 3 этапа:
1. Младший подростковый возраст (10-12 лет)
2. Подростковый возраст (13-15 лет)
3. Юношеский возраст (16-18 лет)
Особенности развития:
- трудности в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, доминанта вне школы);
- поиски друга, кто может понять;
- ведение дневника (выражение интимных переживаний, сомнений, наблюдений).
- главный вопрос: Кто я?
- чувство взрослости (требование таких же прав);
Виды взрослости:
Подражание внешним признакам взрослости (курение, одежда, развлечения).
Равнение подростков на «качества настоящего мужчины» (сила, мужество, воля), «женщины» (яркий макияж, туфли на высоких каблуках и т.д.).
Социальная зрелость (сотрудничество ребенка и взрослых, овладение знаниями, умениями, навыками).
Интеллектуальная взрослость (стремление что-то сделать и уметь по настоящему→развитие познавательной деятельности вне школьной программы, самообразование).
2. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от вспыльчивости до депрессии). Наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
3. Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
4. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний,
5. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда и т.д.
6. Меняется внешний вид. Стремление к молодежной моде. Меняется походка, манеры, облик. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.
7. У подростка появляется своя позиция, свои взгляды.
8. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
9. Ведущая деятельность – общение. Много времени уделяет общению по телефону, социальным сетям.
Рекомендации «Как общаться с подростком»
В общении важны деликатность, вежливость и уместность, выстраивать доверительные отношения.
Поведением показывать уважительное отношение к его человеческому достоинству.
Применять методы поддержки, сочувствие, сопереживание.
Не стоит препятствовать дружеским отношениям ребёнка.
Повышать самооценку. Подчёркивать достоинства и не только внешности, но и человеческих качеств, его индивидуальности, уникальности.
Организовывать активную жизнь подростка, обогащать деятельность, разнообразить и насыщать досуг.

Желаю вам стать настоящим другом вашему ребёнку.
Особенности юношеского возраста (16-18 лет)
Основные физиологические характеристики возраста:
• завершается физическое развитие организма;
• заканчивается половое созревание;
• замедляется темп роста тела;
• заметно нарастает мышечная сила и работоспособность;
• заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов;
• это период относительно спокойного развития;
• готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
Это возраст формирования собственных взглядов и отношений, в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.
Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.
Эмоции становятся состоянием собственного «Я». Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.
С сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.
Возрастает потребность в общении со взрослыми, но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации.
Самая важная потребность в ранней юности – потребность в общении со сверстниками. В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании. Одна из главных функций юношеской дружбы - поддержание самоуважения личности. Для юношей важна дружба со сверстниками своего пола. Для девушек важна дружба с юношами.
Перед старшеклассниками встает задача самоопределения, выбора жизненного пути.
В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.
Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом) более высоким уровнем развития:
- более высокий уровень обобщения и абстрагирования;
- нарастающая тенденция к причинному объяснению явлений;
- умение аргументировать суждения;
- доказывать истинность или ложность отдельных положений;
- делать глубокие выводы и обобщения;
- связывать изучаемое в систему.
Основным новообразованием в личности старшеклассника является формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию.
Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение (учебно-профессиональная).
Задача подросткового возраста— осознать свой образ взрослости, понять, какой я есть, каким я хочу быть, что мне нужно для этого сделать, как мне относиться к разным жизненным ситуациям и как вести себя в них.
Задача взрослого человека (родителя, воспитателя, учителя) — помочь подростку понять себя, свои особенности, осознать свои мечты и желания, а в дальнейшем и воплотить их в жизнь.
Рекомендации
Помните, несмотря на биологическое взросление, большая часть старшеклассников остается в психологическом взрослении в подростковом возрасте. Следовательно, они ведут себя как подростки, а значит, не стоит ждать от них самостоятельности, а необходимо ее воспитывать.
Общайтесь с ребенком на равных позициях.
Будьте своему ребенку другом, тогда он начнет делиться с вами своими проблемами и радостями.
Относитесь к ребенку с уважением, пониманием.
Пока вы с уважением не отнесетесь к мыслям, суждениям, позиции своего ребенка, он не воспримет ваших советов.
Для тех родителей, чьи дети «ничего не хотят». В этом случае необходимо помочь ему разобраться со своей самооценкой. Найдите в своем ребенке не менее десяти положительных качеств или дел, которые у него получаются хорошо. Ребенок должен поверить в свой успех.
Не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.
Желаю вам стать настоящим другом вашему ребёнку.