Возрастные особенности старших дошкольников.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Возраст 5-6 лет этот период в жизни ребенка, в котором созданы более оптимальные условия для развития психических функции. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
В игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Через игры, разговор ребенок получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память , мышление , воображение.
В этом возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины. Легко выстраивают в ряд- по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
Возрастает устойчивость внимания , развивается способность к его распределению и переключаемости.
В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память . Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Развиваются такие виды памяти как зрительная, слуховая, тактильная.
Мышление детей в 5-6 лет имеет ряд своих особенностей. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но в уме совершить преобразования. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно – логического мышления.
Воображение ребенка в возрасте 5-6 лет особенно ярко проявляется в игре.
Продолжает совершенствоваться речь.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь.
. В старшем дошкольном возрасте важно продолжать развивать мелкую моторику используя конструкторы, раскраски, ножницы (апликации);
В возрасте 5-6 лет ребенок должен уметь:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов ;
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 6 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Вам как его родителям важно:
● С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
● Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
● Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
● Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.
● Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.