Тема: Возрастные процессы.
Цель: - познакомить учащихся с периодами формирования организма, их характерными особенностями:
- развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие. Организация рабочих мест.
Представьте себе, что вы в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, побиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Весело поют птицы. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии. Традиционно с проверки Д/З.
Проверка Д/З
Работа по карточкам
1) Тест.
А1 В семенниках образуются
1)спермии
2) сперматозоиды
3) яйцеклетки
4) семена
А2 В яичниках образуются
1)спермии
2) сперматозоиды
3) яйцеклетки
4) тромбоциты
А3 Размножение – это процесс
слияния сперматозоида и яйцеклетки
развития организма
воспроизведения себе подобных
созревание яйцеклетки
А4 Оплодотворение – это процесс
образования зиготы
образования яйцеклетки
внедрения зародыша в слизистую матки
выхода яйцеклетки из яичника
А5 Питание зародыша осуществляется через
околоплодные воды
плаценту
фолликул
маточные трубы
2)Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1 К мужской половой системе относятся
семенники 4) семявыносящие протоки
мочевой пузырь 5) мочеточники
предстательная железа 6) яичники
В2 Признаки зиготы
содержит гаплоидный набор хромосом
содержит диплоидный набор хромосом
способна к самостоятельному передвижению
не способна к самостоятельному передвижению
образуется в матке
образуется в маточной трубе
3)Установите соответствие между половыми клетками и их характеристиками
Характеристики
А) содержит из половых хромосом только Х
Б) содержит из половых хромосом Х и Y
В) крупная клетка округлой формы
Г) мелкая клетка с длинным хвостиком
Д) подвижная
Е) неподвижная
Половые клетки
яйцеклетка
сперматозоид
2. Работа у доски ( видеофрагмент из ЦОР)
3) Беседа по вопросам
Половая система человека
Строение половой системы человека
Оплодотворение и развитие зародыша.
3.Работа над новым материалом.
1. Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Да ребята речь на уроке пойдет о жизни, вернее об основных возрастных периодах развития человека.
- Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите число и тему сегодняшнего урока
Тема: «Возрастные процессы» (Слайд 1 – тема урока)
2. Постановка целей самими учащимися
а) Как вы считаете, что нам предстоит изучить на уроке?
б) С чем познакомиться?
в) Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Обобщение ответов детей (слайд 2 - цели урока)
Вступительное слово учителя.
Рассказ о рождении ребенка.
По истечению срока беременности наступают роды.
Рождение ребенка происходит благодаря сокращениям маточной мускулатуры (схваткам) и потужной деятельности, в которой кроме маточных сокращений участвует и брюшной пресс.
В родах различают три периода: раскрытие шейки матки, рождение плода и выход последа (детского места, или плаценты).
После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками.
Ребенок становится самостоятельным. Прекращение обмена кровью с матерью приводит к накоплению в крови новорожденного углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Возбуждение передается к дыхательным мышцам и вызывает первый вдох, являющейся началом самостоятельного дыхания новорожденного.
Легкие ребенка расправляются и он кричит.
2.Сейчас просмотрите видеофрагмент, используя текст учебника назовите основные этапы жизни человека (Видеофрагмент 1)
3.Работа по группам (самостоятельная работа с текстом учебника с. 221 - 224 с последующим заполнением таблицы «Основные возрастные периоды развития человека») - слайд 3
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
1 группа - (новорожденный и грудной ребенок) – слайд 4
а) Выступление учащегося
б) Заполнение таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
1 | Новорожденный ребенок | До месяца | Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери |
2 | Грудной ребенок | До года | Масса тела ребенка увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растет быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов(глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров. |
2 группа – (Детство) – слайд 5
а) Выступление учащегося
б) Заполнение с таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
3 | Детство | С 1 до 3 лет | У ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь, память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познает мир. |
4 | Дошкольный и младший школьный возраст | С 3 до 11 лет | Головной мозг достигает 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилины, больших полушарий приобретают форму взрослого человека. Период формирования личности ребенка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи. Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, счета, чтения) |
3 группа – (подростковый возраст) – слайд 6
а) Выступление учащегося
б) Просмотр видеофрагмента №2 диск
в) Заполнение таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
5 | Подростковый возраст | 12 – 16 лет | У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела. |
4 группа (юношеский возраст) – слайд 7
а) Выступление учащегося
б) Заполнение таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
6 | Юношеский возраст | 16 - 21 год | Завершается рост и развитие организма. |
5 группа – (зрелый возраст) – слайд №8
а) Выступление учащегося
б) Заполнение таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
6 | Зрелый возраст | 22 – 60 лет | Строение тела изменяется мало. |
6 группа – (пожилой и старческий возраст) – слайд 9
а) Выступление учащегося
б) Просмотр видеофрагмента № 4 диск
в) Заполнение таблицы
№ | Название периода | Возраст ребенка | Особенности развития |
7 | Пожилой возраст | 61 – 74 года | Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов. |
8 | Старческий возраст | 75 – 90 лет | Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов. |
Закрепление изученного.
1.Работа с тестом №5 диск
2.Просмотр видеофрагмента №3 диск
Рассказ учителя
Для того, чтобы возросла продолжительность жизни людей зрелого возраста необходимо вести здоровый образ жизни. Как вы понимаете смысл этих слов?
Употребление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось. Так у А.С.Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зеленую,
Искусством превращенную
В пушистый порошок.
А в конце 19 века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50 процентов их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10 процентов страдали эпилепсией и водянкой головы, 12 процентов росли идиотами и только 10 процентов были здоровыми.
5.Рефлексия
1) Понравился ли вам сегодняшней урок?
2) Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1.Интересно | 1.Работал | 1.Понял материал |
2. Скучно | 2.Отдыхал | 2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично | 3. Помогал другим | 3.Не понял |
Что нового узнали? С чем познакомились?
Где можем применить знания, полученные на уроке ? ( уважение к старшим.)
Что нужно делать для того, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих? (вести ЗОЖ)
6. Вывод по уроку: (слайд 10)
В развитии человека выделяют … и … этапы, …, … и …. периоды,
…, … и … возраст.
7. Выставление оценок с комментариями учителя, как за отдельно выполненные задания, так и за работу на уроке в целом.
7 человек – за д/ з; 5 - за работу в целом.
8. Д/З слайд 11
с. 221 – 224, сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог»
слайд 12 – спасибо за внимание