СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные кризисы приемный детей, как переход на новую ступень в психофизическом развитии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о возрастных кризисах детей и  рекомендации для стабилизации детско-родительских отношений в  семье, установлению позитивных отношений между учителем и учеником.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные кризисы приемный детей, как переход на новую ступень в психофизическом развитии»

Возрастные кризисы приемных детей, как переход на новую ступень психофизического развития.

Возрастные кризисы приемных детей, как переход на новую ступень психофизического развития.

Кризис –  движущая сила развития раздражительность требовательность упрямство Послушный ребенок капризы  Любой кризис - это внутреннее противоречие  между «хочу» и «могу».  То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт).  И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться.

Кризис – движущая сила развития

раздражительность

требовательность

упрямство

Послушный

ребенок

капризы

Любой кризис - это внутреннее противоречие

между «хочу» и «могу».

То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт).

И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться.

Возрастные кризисы   - кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); - кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному); - кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьнику); - подростковый кризис 13 – 17 лет.

Возрастные кризисы

  • - кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  • - кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному);
  • - кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьнику);
  • - подростковый кризис 13 – 17 лет.

Кризис годовалого ребенка.  У ребёнка в этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира. Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.  Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Кризис годовалого ребенка.

У ребёнка в этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира. Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Кризис трехлетнего ребенка.  Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:   - ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,  - он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,  - в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.  Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.

Кризис трехлетнего ребенка.

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

- ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,

- он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,

- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.

Негативизм Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!  Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Негативизм

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест.

Что делать?

Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Упрямство Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет Решение – попросит книжку.  Удивительно, но факт!

Упрямство

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то

не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».

Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Что делать?

Просто подождите несколько минут.

Малыш сам созреет, и сам примет

Решение – попросит книжку.

Удивительно, но факт!

Капризность Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!» ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ Недовольство, раздражительность Двигательное перевозбуждение Продолжить  начатое дело Плач

Капризность

Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!»

ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ

Недовольство, раздражительность

Двигательное перевозбуждение

Продолжить

начатое дело

Плач

ОТЛИЧИЯ КАПРИЗЫ УПРЯМСТВО Ответ на поведение или требование родителей Плач, нытье по любому поводу Привлечение  внимания Не уступить,  настоять на своем Я не хочу! Я хочу!

ОТЛИЧИЯ

КАПРИЗЫ

УПРЯМСТВО

Ответ на поведение или требование родителей

Плач, нытье по любому поводу

Привлечение

внимания

Не уступить,

настоять на своем

Я не хочу!

Я хочу!

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится. Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания. Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах. Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности. Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать. Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет, и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются. Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.

Примерные стимулы для дошкольников.

Примерные стимулы для дошкольников.

  Вербальные стимулы .  Особая похвала  в прямой форме. Косвенная похвала (сообщение кому-нибудь еще о том, какие дети хорошие).  Слова и фразы похвалы :  «Да!», «Хорошо!», «Великолепно!», «Правильно!», «Чудесно!»,   «О-о-!»,   «Ого!»,  «Так  держать!»,    «Это  уже  лучше!»,    «Мне нравится!»,   «Здорово!»,    «Я   просто   горжусь   тобой!»,    «Спасибо!»,   «Ты молодец!»

Вербальные стимулы .

Особая похвала в прямой форме. Косвенная похвала (сообщение кому-нибудь еще о том, какие дети хорошие).

Слова и фразы похвалы :

«Да!», «Хорошо!», «Великолепно!», «Правильно!», «Чудесно!», 

«О-о-!»,   «Ого!»,  «Так  держать!»,  

«Это  уже  лучше!», 

  «Мне нравится!»,   «Здорово!»,

   «Я   просто   горжусь   тобой!»,  

«Спасибо!»,   «Ты молодец!»

   Физические стимулы.   Объятия. Поцелуи. Улыбки. Ласковый взгляд. Щекотание. Подмигивание. Рукопожатие. Ласковое прикосновение.  Подбрасывание вверх или кружение вокруг  себя.   Похлопывание  по  спине.   Подбрасывание  с  одобрительными восклицаниями. Подпрыгивание. Подергивание за нос.

Физические стимулы.

Объятия. Поцелуи. Улыбки. Ласковый взгляд. Щекотание. Подмигивание. Рукопожатие. Ласковое прикосновение.

Подбрасывание вверх или кружение вокруг  себя.  

Похлопывание  по  спине.  

Подбрасывание  с  одобрительными восклицаниями.

Подпрыгивание.

Подергивание за нос.

Материальные стимулы.  Игрушки.    Надувные   воздушные     шары.   Книги.   Головоломки.    Журналы.  Любимая еда.

Материальные стимулы.

Игрушки.  

Надувные   воздушные     шары.  

Книги.   Головоломки.

   Журналы.

Любимая еда.

Стимулы - занятия (активные действия). Посещение парка, зоопарка, библиотеки (всякая специальная прогулка). Игра с друзьями.  Посещение  места работы  взрослых.  Слушание сказок.  Игра на игровой   площадке   или   в   песочнице.   Возможность   покормить   любимое животное. Качели. Подвижная игра. Фотографирование. Посещение кафе. Посещение кинотеатра. Работа с глиной или пластилином. Пускание мыльных пузырей. Купание в ванне больше положенного (можно с мыльными пузырями / игрушками и т.п.) Поездка в машине или на велосипеде со взрослым / катание на велосипеде. Разрешение лечь спать чуть позже. Просмотр телепрограмм. Помощь в приготовлении еды или в составлении меню. Помощь на огороде или в саду. Строительство шалаша / установка палатки во дворе.

Стимулы - занятия (активные действия).

  • Посещение парка, зоопарка, библиотеки (всякая специальная прогулка).
  • Игра с друзьями. 
  • Посещение  места работы  взрослых. 
  • Слушание сказок.  Игра на игровой   площадке   или   в   песочнице.  
  • Возможность   покормить   любимое животное.
  • Качели. Подвижная игра.
  • Фотографирование.
  • Посещение кафе.
  • Посещение кинотеатра.
  • Работа с глиной или пластилином.
  • Пускание мыльных пузырей.
  • Купание в ванне больше положенного (можно с мыльными пузырями / игрушками и т.п.)
  • Поездка в машине или на велосипеде со взрослым / катание на велосипеде.
  • Разрешение лечь спать чуть позже.
  • Просмотр телепрограмм.
  • Помощь в приготовлении еды или в составлении меню.
  • Помощь на огороде или в саду.
  • Строительство шалаша / установка палатки во дворе.

Стимулы-знаки. Жетоны и купоны, обмениваемые затем на перечисленные выше материальные стимулы или стимулы-занятия.

Стимулы-знаки.

Жетоны и купоны, обмениваемые затем на перечисленные выше материальные стимулы или стимулы-занятия.

Кризис 7-ми летнего возраста.

У некоторых детей он может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы. Ребёнок входит в новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется, как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину.

Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его действия и поступки окружающие. Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым.

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий. Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время cскладываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

В это время cскладываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения .

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения .

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из –за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми .

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из –за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми .

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры .

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков.

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:  Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.  Гипо опека нередко переходящая в безнадзорность.  Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.   Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье: Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании. Гипо опека нередко переходящая в безнадзорность. Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи. Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы.   Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей.  Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья».  Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Пути решения проблемы. Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями.  Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой).  Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности.

Рекомендации для родителей.   Будьте всегда чуткими к делам своих детей.  Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.  Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.  Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.  Научите преодолевать трудности.  Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки.  Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.  Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в их возрасте.  Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером(учите делами, а не словами).

Рекомендации для родителей. Будьте всегда чуткими к делам своих детей. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности. Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации. Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в их возрасте. Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером(учите делами, а не словами).

Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.  Советуйте следить за своей внешностью.  Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.  Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.  Помните: недоверие оскорбляет!  Следите за тем, какие книги читает ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.  Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!

Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии. Советуйте следить за своей внешностью. Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек. Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона. Помните: недоверие оскорбляет! Следите за тем, какие книги читает ваш ребёнок, какие фильмы смотрит. Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители ?» На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».  Итак:  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом .  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка .  3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка .  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы .  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей .  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение .  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка  различия, которые иногда удивляют вас .

Анкета «Хорошие ли вы родители

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак: 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом . 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка . 3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка . 4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы . 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей . 6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение . 7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. 8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас .

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.  10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.  15. У вас конфликты с собственным ребенком.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень). 12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. 13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. 15. У вас конфликты с собственным ребенком.

 Подсчет результатов.  За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.   100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

Подсчет результатов. За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки. 100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

 50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.   0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже. 0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

С п а с и б о  з а  в н и м а н и е .

С п а с и б о з а в н и м а н и е .

Ресурсы: Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительские собрания 8-9 классы. Беседы, лекции, практикумы, анкеты для родителей».-Волгоград: учитель, 2005. Цабыбин с.А. «Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)».-Волгоград:учитель, 2006. Http://vecherka.Su/pics/uploads/archive2008/11_2008/01112008/20.Jpg Http://img.Rg.Ru/img/content/14/91/98/podrostki250vas.Jpg Http://science.Compulenta.Ru/upload/iblock/029/loneliness1.Jpg Http://img.Rg.Ru/img/content/1/48/09/podrostki.Gif Http://img1.Liveinternet.Ru/images/attach/c/1//60/2/60002663_13214.Jpg

Ресурсы:

Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительские собрания 8-9 классы. Беседы, лекции, практикумы, анкеты для родителей».-Волгоград: учитель, 2005.

Цабыбин с.А. «Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)».-Волгоград:учитель, 2006.

Http://vecherka.Su/pics/uploads/archive2008/11_2008/01112008/20.Jpg

Http://img.Rg.Ru/img/content/14/91/98/podrostki250vas.Jpg

Http://science.Compulenta.Ru/upload/iblock/029/loneliness1.Jpg

Http://img.Rg.Ru/img/content/1/48/09/podrostki.Gif

Http://img1.Liveinternet.Ru/images/attach/c/1//60/2/60002663_13214.Jpg