СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

тип урока: перевернутый урок с использованием элементов технологии образовательного путешествия

Просмотр содержимого документа
«Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля»










Открытый урок по истории Беларуси в 11 классе по теме:

«Возрождение и развитие образования и науки

в БССР в послевоенный период»






учитель истории

высшей квалификационной категории

Поправко Вера Петровна








Гомель, 2020



Предмет история Беларуси; класс 11; учитель Поправко Вера Петровна

Тема БССР во второй половине 1940-первой половине 1950 гг.

Урок №3 Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период

Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления народного образования и развития науки в БССР в послевоенный период.

Задачи: определить роль образования и науки в процессе восстановления народного хозяйства и всей жизни республики в послевоенный период;

понимать и объяснять роль образования в жизни белорусской молодежи;

характеризовать условия послевоенного обучения и деятельность представителей науки с описанием их достижений;

находить необходимую информацию, использовать ее для решения учебно-познавательных и практических задач.

Учебно-методическое обеспечение:

История Беларуси вторая половина 1940-х гг.- начало XXI в. : учеб. пособие для 11 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / В.М. Фомин, С.В.Панов, [и др.] ; под ред. В.М.Фомина. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2013 (далее – учебное пособие)

Смартфоны учащихся с возможностью выхода в Интернет

Ноутбук и мультимедийная установка

Карта - контуры Республики Беларусь

Материалы, подготовленные учащимися в процессе образовательного путешествия в первое послевоенное десятилетие

Тип урока: перевернутый урок с использованием элементов технологии образовательного путешествия

Технология образовательного путешествия на уроке истории предполагает столкновение с реальной проблемой через так называемое погружение в определенную историческую эпоху. В данном случае за три недели до проведения урока класс был поделен произвольно по желанию учащихся на три группы (у нас получилось по 6-7 человек), которым было предложено отправиться в образовательное путешествие по БССР в послевоенные 1945-1955 годы и по его результатам осветить следующие вопросы:

  1. Восстановление работы общеобразовательной школы;

  2. Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы;

  3. Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки

Внутри каждой группы произошло распределение ролей, необходимых для решения поставленных задач:

«историкам» необходимо было изучить предложенные в учебном пособии и источниках из Интернета исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий послевоенного обучения и развития науки (на выходе – проработка вопросов и заданий №№1,5,7,8 с. 33 учебного пособия);

«фотокорреспондентам» - найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме урока фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие послевоенную эпоху в БССР (на выходе – фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху);

«журналистам» - описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» (на выходе – выступление по вопросам плана урока как итог слаженной работы всех групп в команде).

У каждой группы путешественников есть свой маршрутный лист, в котором определены задания на каждом этапе путешествия. Ниже представлены схемы путешествия по каждой группе (См. Приложения).

Этапы урока

1 . Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выполнение и краткое комментирование теста по теме «БССР во второй половине 1940-первой половине 1950 гг.» при помощи смартфона

https://learningapps.org/display?v=pcw5eg00519

3. Целемотивационный этап.

Беседа по материалу, изученному в X классе: Вспомните, что такое образование? культура? Почему для развития государства и улучшения качества и уровня жизни населения необходимо развивать образование и повышать культурный уровень? Почему развитие образования и культуры в БССР в 1920 – 1930-е гг. получило название «культурная революция»?

4. Актуализация знаний и умений учащихся.

Как вы думаете, почему успешное восстановление народного хозяйства БССР после изгнания немецко-фашистских оккупантов было невозможным без восстановления всей системы образования?

Сегодня мы и постараемся ответить на этот вопрос в результате нашего образовательного путешествия.

5. Изучение новой темы.

Классная доска учителем делится на три равных части, соответствующих вопросам, которые необходимо рассмотреть:

  1. Восстановление работы общеобразовательной школы;

  2. Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы;

  3. Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки

Изучение новой темы проходит в рамках презентации группами своих материалов. По итогам презентации обязательны выводы.

По мере представления материалов пространство доски заполняется (образуется видеоряд) материалами, подготовленными «фотокорреспондентами» каждой из групп. (Материалы по результатам работы в каждой группе представлены в отдельных папках – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Примечание: активное перемещение групп во время выступлений (а их – три) заменяет физкультминутку





6. Обобщение и систематизация изученного.

На карте – контурах Беларуси значками-магнитами обозначаются ВУЗы, которые были открыты или возобновили свою работу в послевоенное десятилетие. По результатам работы приходим к выводу, что большая часть ВУЗов – педагогические и технические. Выясняем, что именно это и создает основу для дальнейшей подготовки кадров и становится предпосылкой успешного послевоенного восстановления. Приходим к выводу о том, что, несмотря на определенные трудности и препятствия в восстановлении народного образования и развитии науки, обеспечение высококвалифицированными кадрами всех отраслей экономики БССР и развитие белорусской науки создали реальные условия для постепенного становления индустриального общества

7. Оценивание выступлений представителей групп происходит по следующим критериям:

Точность освещения поставленных вопросов; наличие и уместность иллюстративного материала; степень свободы устного выступления перед классом; доступность изложения материала; наличие практической части в выступлении (например, попытка научить одноклассников писать перьевой ручкой чернилами или тушью)

8. Информация о домашнем задании.

Параграф 5, образовательное путешествие по теме «Литература и искусство БССР в послевоенный период»

10. Рефлексия.

Расположить стикеры и магнитики по рубрикам:

Понимаю; понимаю частично;

могу рассказать; объясню другу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГРУППА № 1


Участники образовательного путешествия:

Кухаренко Дарья , Лопушко Максим, Карчевская Юлия , Малынова Варвара, Купцова Яна , Марго Короленко , Олег Живушко

Тема  ОП: Восстановление работы общеобразовательной школы

Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы общеобразовательной школы в БССР в послевоенный период.

Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью

Роль, ФИО

Деятельность

Результат


«историки»









изучить предложенные в учебном пособии и хрестоматии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий послевоенного обучения и развития науки


проработка вопросов и заданий №№1,5,7,8 с. 33 учебного пособия



«фотокорреспонденты»








найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие процесс восстановления общеобразовательной школы в послевоенную эпоху в БССР


фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху


«журналисты»


описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП; классу предложена практическая часть по теме ОП – все желающие могли попробовать писать чернилами и тушью перьевыми ручками.

выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде


Заключение


Материалы, представленные участниками ОП по теме «Восстановление работы общеобразовательной школы» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы общеобразовательной школы в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГРУППА № 2


Участники образовательного путешествия:

Анищенко Анастасия, Барсукова Анастасия, Боброва Елизавета, Воробьев Дмитрий, Глушаков Никита, Картинник Марина, Юнчиц Александр

Тема  ОП: Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы

Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы высшей и средней специальной школы Беларуси в послевоенный период.

Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью

Роль, ФИО

Деятельность

Результат


«историки»









изучить предложенные в учебном пособии и хрестоматии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий для формирования в послевоенном государстве системы ВУЗов и среднего специального образования


проработка вопросов и заданий №№ 2,3,6 с. 33 учебного пособия



«фотокорреспонденты»








найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие процесс восстановления и формирования системы высшего и среднего специального образования в послевоенную эпоху в БССР


фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху


«журналисты»


описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП

выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде


Заключение


Материалы, представленные участниками ОП по теме «Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе формирования высшей и средней школы в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке)





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ГРУППА № 3


Участники образовательного путешествия:

Резвякова Валерия, Хроленко Екатерина, Подоляцкая Дарья, Моисеенко Дмитрий, Агеенко Сергей, Максименко Вадим, Ходас Карина, Пантелеев Даниил

Тема  ОП: Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки

Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе возрождения и выхода на новые рубежи белорусской науки в послевоенный период с описанием деятельности и достижений представителей науки

Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью

Роль, ФИО

Деятельность

Результат


«историки»








изучить предложенные в учебном пособии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику деятельности и достижений представителей науки


проработка вопросов и заданий №№ 1,2,4 с. 33 учебного пособия


«фотокорреспонденты»








найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие характеристику деятельности и достижений представителей белорусской науки В.Ф.Купревича, П.И.Альсмика, Г.В.Богомолова, Г.И.Сидоренко и других в послевоенный период в БССР


фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих деятельность и достижения представителей науки


«журналисты»


описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП

выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде


Заключение


Материалы, представленные участниками ОП по теме «Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе возрождения и выхода на новые рубежи белорусской науки в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке)





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Открытый урок по истории Беларуси в 11 «А» классе

по теме «Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период»

( учитель Поправко Вера Петровна)