Государственное учреждение образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля»
Открытый урок по истории Беларуси в 11 классе по теме:
«Возрождение и развитие образования и науки
в БССР в послевоенный период»
| учитель истории высшей квалификационной категории Поправко Вера Петровна |
Гомель, 2020
Предмет история Беларуси; класс 11; учитель Поправко Вера Петровна
Тема БССР во второй половине 1940-первой половине 1950 гг.
Урок №3 Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период
Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления народного образования и развития науки в БССР в послевоенный период.
Задачи: определить роль образования и науки в процессе восстановления народного хозяйства и всей жизни республики в послевоенный период;
понимать и объяснять роль образования в жизни белорусской молодежи;
характеризовать условия послевоенного обучения и деятельность представителей науки с описанием их достижений;
находить необходимую информацию, использовать ее для решения учебно-познавательных и практических задач.
Учебно-методическое обеспечение:
История Беларуси вторая половина 1940-х гг.- начало XXI в. : учеб. пособие для 11 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / В.М. Фомин, С.В.Панов, [и др.] ; под ред. В.М.Фомина. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2013 (далее – учебное пособие)
Смартфоны учащихся с возможностью выхода в Интернет
Ноутбук и мультимедийная установка
Карта - контуры Республики Беларусь
Материалы, подготовленные учащимися в процессе образовательного путешествия в первое послевоенное десятилетие
Тип урока: перевернутый урок с использованием элементов технологии образовательного путешествия
Технология образовательного путешествия на уроке истории предполагает столкновение с реальной проблемой через так называемое погружение в определенную историческую эпоху. В данном случае за три недели до проведения урока класс был поделен произвольно по желанию учащихся на три группы (у нас получилось по 6-7 человек), которым было предложено отправиться в образовательное путешествие по БССР в послевоенные 1945-1955 годы и по его результатам осветить следующие вопросы:
Восстановление работы общеобразовательной школы;
Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы;
Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки
Внутри каждой группы произошло распределение ролей, необходимых для решения поставленных задач:
«историкам» необходимо было изучить предложенные в учебном пособии и источниках из Интернета исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий послевоенного обучения и развития науки (на выходе – проработка вопросов и заданий №№1,5,7,8 с. 33 учебного пособия);
«фотокорреспондентам» - найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме урока фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие послевоенную эпоху в БССР (на выходе – фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху);
«журналистам» - описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» (на выходе – выступление по вопросам плана урока как итог слаженной работы всех групп в команде).
У каждой группы путешественников есть свой маршрутный лист, в котором определены задания на каждом этапе путешествия. Ниже представлены схемы путешествия по каждой группе (См. Приложения).
Этапы урока
1
. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выполнение и краткое комментирование теста по теме «БССР во второй половине 1940-первой половине 1950 гг.» при помощи смартфона
https://learningapps.org/display?v=pcw5eg00519
3. Целемотивационный этап.
Беседа по материалу, изученному в X классе: Вспомните, что такое образование? культура? Почему для развития государства и улучшения качества и уровня жизни населения необходимо развивать образование и повышать культурный уровень? Почему развитие образования и культуры в БССР в 1920 – 1930-е гг. получило название «культурная революция»?
4. Актуализация знаний и умений учащихся.
Как вы думаете, почему успешное восстановление народного хозяйства БССР после изгнания немецко-фашистских оккупантов было невозможным без восстановления всей системы образования?
Сегодня мы и постараемся ответить на этот вопрос в результате нашего образовательного путешествия.
5. Изучение новой темы.
Классная доска учителем делится на три равных части, соответствующих вопросам, которые необходимо рассмотреть:
Восстановление работы общеобразовательной школы;
Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы;
Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки
Изучение новой темы проходит в рамках презентации группами своих материалов. По итогам презентации обязательны выводы.
По мере представления материалов пространство доски заполняется (образуется видеоряд) материалами, подготовленными «фотокорреспондентами» каждой из групп. (Материалы по результатам работы в каждой группе представлены в отдельных папках – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Примечание: активное перемещение групп во время выступлений (а их – три) заменяет физкультминутку
6. Обобщение и систематизация изученного.
На карте – контурах Беларуси значками-магнитами обозначаются ВУЗы, которые были открыты или возобновили свою работу в послевоенное десятилетие. По результатам работы приходим к выводу, что большая часть ВУЗов – педагогические и технические. Выясняем, что именно это и создает основу для дальнейшей подготовки кадров и становится предпосылкой успешного послевоенного восстановления. Приходим к выводу о том, что, несмотря на определенные трудности и препятствия в восстановлении народного образования и развитии науки, обеспечение высококвалифицированными кадрами всех отраслей экономики БССР и развитие белорусской науки создали реальные условия для постепенного становления индустриального общества
7. Оценивание выступлений представителей групп происходит по следующим критериям:
Точность освещения поставленных вопросов; наличие и уместность иллюстративного материала; степень свободы устного выступления перед классом; доступность изложения материала; наличие практической части в выступлении (например, попытка научить одноклассников писать перьевой ручкой чернилами или тушью)
8. Информация о домашнем задании.
Параграф 5, образовательное путешествие по теме «Литература и искусство БССР в послевоенный период»
10. Рефлексия.
Расположить стикеры и магнитики по рубрикам:
Понимаю; понимаю частично;
могу рассказать; объясню другу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГРУППА № 1
Участники образовательного путешествия:
Кухаренко Дарья , Лопушко Максим, Карчевская Юлия , Малынова Варвара, Купцова Яна , Марго Короленко , Олег Живушко
Тема ОП: Восстановление работы общеобразовательной школы
Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы общеобразовательной школы в БССР в послевоенный период.
Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью
Роль, ФИО | Деятельность | Результат |
«историки» | изучить предложенные в учебном пособии и хрестоматии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий послевоенного обучения и развития науки | проработка вопросов и заданий №№1,5,7,8 с. 33 учебного пособия |
«фотокорреспонденты» | найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие процесс восстановления общеобразовательной школы в послевоенную эпоху в БССР | фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху |
«журналисты» | описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП; классу предложена практическая часть по теме ОП – все желающие могли попробовать писать чернилами и тушью перьевыми ручками. | выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде |
Заключение Материалы, представленные участниками ОП по теме «Восстановление работы общеобразовательной школы» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы общеобразовательной школы в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГРУППА № 2
Участники образовательного путешествия:
Анищенко Анастасия, Барсукова Анастасия, Боброва Елизавета, Воробьев Дмитрий, Глушаков Никита, Картинник Марина, Юнчиц Александр
Тема ОП: Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы
Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе восстановления работы высшей и средней специальной школы Беларуси в послевоенный период.
Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью
Роль, ФИО | Деятельность | Результат |
«историки» | изучить предложенные в учебном пособии и хрестоматии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику сложившихся в стране условий для формирования в послевоенном государстве системы ВУЗов и среднего специального образования | проработка вопросов и заданий №№ 2,3,6 с. 33 учебного пособия |
«фотокорреспонденты» | найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие процесс восстановления и формирования системы высшего и среднего специального образования в послевоенную эпоху в БССР | фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих эпоху |
«журналисты» | описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП | выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде |
Заключение Материалы, представленные участниками ОП по теме «Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе формирования высшей и средней школы в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГРУППА № 3
Участники образовательного путешествия:
Резвякова Валерия, Хроленко Екатерина, Подоляцкая Дарья, Моисеенко Дмитрий, Агеенко Сергей, Максименко Вадим, Ходас Карина, Пантелеев Даниил
Тема ОП: Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки
Цель: Формирование представлений учащихся об основных достижениях и трудностях в процессе возрождения и выхода на новые рубежи белорусской науки в послевоенный период с описанием деятельности и достижений представителей науки
Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью
Роль, ФИО | Деятельность | Результат |
«историки» | изучить предложенные в учебном пособии исторические документы, справки, портреты и дать характеристику деятельности и достижений представителей науки | проработка вопросов и заданий №№ 1,2,4 с. 33 учебного пособия |
«фотокорреспонденты» | найти, изучить и адаптировать к документальным материалам по теме ОП фото- и видеоматериалы, наглядно отражающие характеристику деятельности и достижений представителей белорусской науки В.Ф.Купревича, П.И.Альсмика, Г.В.Богомолова, Г.И.Сидоренко и других в послевоенный период в БССР | фото - и видеоряд, фрагменты из документальных и художественных фильмов, наглядно иллюстрирующих деятельность и достижения представителей науки |
«журналисты» | описать целостную картину представляемой эпохи, опираясь на материалы, представленные «историками» и «фотокорреспондентами» по теме ОП | выступление по теме ОП как итог слаженной работы всех групп в команде |
Заключение Материалы, представленные участниками ОП по теме «Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки» способствовали формированию представлений об основных достижениях и трудностях в процессе возрождения и выхода на новые рубежи белорусской науки в БССР в послевоенный период (все оформлено в отдельной папке) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Открытый урок по истории Беларуси в 11 «А» классе
по теме «Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период»
( учитель Поправко Вера Петровна)