СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение кубовой набойки каргопольской мастерицей Еленой Диковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

описан вклад Диковой Е. в сохранении традиций изготовления кубовой набойки. Можно использовать данный материал во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Возрождение кубовой набойки каргопольской мастерицей Еленой Диковой»



Возрождение кубовой набойки

каргопольской мастерицей Еленой Диковой


Каргополю повезло, пожалуй, как ни одному другому из исторических городов Архангельской области…Более двух десятилетий бережно, «слой за слоем» раскрывает богатство народной культуры Каргополья художник, мастер, исследователь и педагог Елена Ивановна Дикова. Как и любой художник, Елена Ивановна вкладывает в свои работы частичку души, сердца, потому то они так интересны и притягательны для зрителя. Она постоянно находится в творческом поиске, экспериментируя с различными материалами. Елена Дикова возродила традиционную набойку в г.Каргополе, которой в старину украшали крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи.

Искусствовед в области народного искусства Мария Некрасова отмечает следующее: «Народное искусство ориентируется на традицию, которая действует как движущая сила творчества. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем».

В творчестве Елены Диковой традиции народного искусства и эксперимент сочетаются вполне органично. Вкус, чувство цвета, мастерство профессиональной художницы, умение работать с первоисточниками, экспозиционный опыт - всё это в конечном итоге позволяет ей плодотворно работать в разных направлениях, в том числе в технике каргопольской кубовой набойки.

В связи с этим считаем тему исследования актуальной и своевременной.

Объект исследования: кубовая набойка.

Предмет исследования: деятельность Елены Ивановны Диковой в изготовлении кубовой набойки.

Цель исследования: показать вклад мастера Диковой Е.И. в сохранении традиций изготовления кубовой набойки.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с биографией и основными направлениями деятельности каргопольского мастера, художника, исследователя и педагога Елены Ивановны Диковой.

2. Охарактеризовать технологический процесс создания кубовой набойки.

3. Показать возможности использования кубовой набойки в декорировании современных изделий мастером Диковой Е.И.

Методы исследования:

  1. Теоретические:

      • теоретический анализ;

      • теоретический синтез;

      • методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии);

      • индуктивный метод.

2. Эмпирические:

  • интервьюирование.

База исследования: ГБОУ СПО АО «Каргопольский педколледж», Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей,

ДШИ № 11 г. Каргополя.


Дикова Елена Ивановна родилась в 1964 году, в Кировской области. Она является членом Союза художников и заслуженным работником культуры РФ (приложение 1).

Елена Ивановна - обладатель Гран-при III Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже веков» (г. Ярославль 2006), лауреат международного фестиваля «Ребро Евы» (г. Москва, 2006 год), Гран-при межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» (Архангельск 2008), Гран-при международного фестиваля «Пестрая поляна» (Ясная поляна, г. Тула, 2010 год).

Но дело даже не в количестве авторских и не авторских выставок, и не в званиях, а в том, что за 25 лет Елене Диковой удалось создать художественный образ современного Каргополя, бережно вписывая в него частицы исторического и художественного наследия. Более двадцати лет Елена Дикова – главный художник ежегодных праздников народных мастеров России в Каргополе.

С 2002 года она - преподаватель в Детской школе искусств (художественное отделение). Елена Ивановна разработала методический материал для работы с детьми по народному искусству Каргополья и успешно внедряет его на своих занятиях в ДШИ.

Основными направлениями творчества Елены Диковой являются: лоскутное шитьё, традиционные тряпичные куклы, живопись, графика, сценография. Но главным увлечением ее жизни стала набойка – один из древнейших способов украшения текстиля.

Задача художницы - не копировать, не повторять, а выразить современным языком художественные принципы традиционной культуры, прочувствовать возможности её развития в новой среде, ведь народная игрушка, лоскутные коврики и одеяла из крестьянских интерьеров уже давно переселились в выставочные залы.

Елена использует современные красители, вся технология набойки осуществляется ею, как и 100 лет назад. Своим учителем в освоении этого ремесла Елена считает Галину Александровну Федорову – ученого и практика из Владимирского областного центра народного творчества (приложение 2).

На мастер-класс, прошедший в Каргопольском музее в ноябре 2004 г, пришла Елена Ивановна Дикова. Потрясенная удивительным процессом украшения, она серьезно увлеклась кубовой набойкой и почти сразу же освоила основы практической химии и технологии крашения.

Кубовая набойка пришла в Россию в конце XVIII века из Китая вместе с красителем индиго (раствор производных сока индиговых растений). Имела широкое распространение на русском Севере и в центральных областях России. Набивные ткани благодаря красочности были популярны и использовались для изготовления крестьянской одежды (сарафаны, кофты мужские, фартуки, юбки, платки) и в быту (скатерти, занавески, наволочки, чехлы).
В XIX веке производством кубовой набойки занимались деревенские “синильщики”, а набойными досками – манерами – торговали на всех крупных ярмарках. Из статистики по набойке русского Севера следует, что в XIX веке в Архангельской губернии было зафиксировано 35 красилен (так называли набойные мастерские), а в Олонецкой губернии – 57 красилен. Известно, что в Каргопольском уезде в начале XX века было более 20 красилен. Набойки имели всегда хорошее качество печати и крашения, приятный оттенок синего цвета, многообразие узоров, отличались смелостью построения декоративных форм, нарядными цветовыми сочетаниями.
Мастера – набойщики геометрический и растительный орнаменты.
Кубовая набойка основана на приеме резервирования. На ткань наносится резерв – вапа. Затем следует многократное прокрашивание полотнища синим индиго, промывание ткани от вапы и закрепление краски. Резервированный рисунок остается неокрашенным.

Для изготовления кубовой набойки требовалось относительно несложное оборудование. Оно состояло из верстака. Рядом на скамейке становился специальный ящик для вапы или краски. Над столом находились жерди-вешала, через которые набойщик перекидывал ткань для просушки (приложение 3).

Процесс набивания заключался в том, что мастер, ровно расправив холст на верстке, накладывал манеру сначала на сукно с вапой, а затем на ткань. После кажого прикладывания резной доски к ткани мастер настукивал деревянной киянокй. Затем ткань сушили, обычно в течение суток. Высушенную ткань навешивали определенным образом на решетку-баран : ткань висела рядами вертикально, не соприкасаясь.

В емкость с кубом (индиговый краситель) погружали баран, вынимали на время. Погружали снова. От количества погружений зависела интенсивность цвета сине – голубого до почти черного.

Затем ткань проходила процесс закрепления в кислом растворе – откваске – и снова прополаскивалась в холодной воде. Если ткань получалась голубая, говорили «недокрас», если почти черная, то говорили «перекрас» (приложение 4). Завершающим этапом была просушка изделия на улице. На длинных жердях – козлах (приложение 5).

Кубовая набойка – это сложный химический процесс, длительный и трудоемкий.

Культурное наследие Каргополья многолико и разнообразно. Изделия каргопольских мастеров известны далеко за пределами региона. Елена Ивановна Дикова является одним из ведущих мастеров Каргополья, которая возрождает давно забытые промыслы. Её экспозиции включают в себя тканые полотна, выполненные в технике кубовой набойки, женский и девичий народный костюм, тряпичные куклы, лоскутные композиции.

Вещи, сшитые из набойки, прочные, красивые. А если скроить одежду на современный лад, получится очень модно и эксклюзивно. Это уже понял известный архангельский модельер Николай Терюхин. Из холстов Елены Диковой он сшил наряды, которые могут прийтись по вкусу даже самым привередливым модницам.

В нашей исследовательской работе мы познакомились с основными направлениями деятельности каргопольского мастера, художника, исследователя и педагога Елены Ивановны Диковой. Нами описан технологический процесс создания кубовой набойки, традиционный для Каргополья. А также мы показали вклад мастера Диковой Е.И. в сохранении традиций изготовления кубовой набойки и использование ее в декорировании современных изделий.

Цель и задачи исследования достигнуты.



Список использованной литературы


  1. Историко – культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: материалы IX Каргопольской научной конференции/ Научный редактор Н.И. Решетников, И.В. Онучина; сост. Н.И. Тормосова – Каргополь, 2006. – 588с. С. 382-397

  2. Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей: кат. –путеводитель / [изд., сост.: С.Митрич]. – М.: Три квадрата, 2011. -152с.С.97-105

  3. Каргопольское путешествие. Семь маршрутов по севернорусской земли с Каргопольским историко – архитектурным и художественным музеем. М.: Программа «Первая публикация» Некомерческой благотворительной организации «Благотворительный фонд В.Потанина», 2014. -836с.

  4. Шевелева Е., Дикова Е. Каргопольская кубовая набойка // Народное творчество, 2008, № 2, с. 27- 32.


Приложения

Приложение 1

Елена Ивановна Дикова















































Приложение 2

Галина Александровна Федорова























Приложение 3

Оборудование для изготовления кубовой набойки























Приложение 4

«Недокрас» «Перекрас»





















Приложение 5

Просушивание изделия на жердях - козлах













































Приложение 6

Словарь терминов

«БАРАН» - специальная решетка, для навешивания «набитого» и высушенного холста под покраску в кубе.
 ВАПА - резерв (защита), сложный химический состав для набивания узора.
 ВЕРСТАК - большой стол, покрытый сукном, на который кладут холст, для дальнейшей набивки орнамента. 
«ГЛАЗА ПРОЧИСТИТЬ» - прополоскать, удалить вапу в проточной воде. 
КИВАНКА (КИЯНКА) – палка с утолщением на конце, для постукивания по набоечной доске. 
КИСТЬ – кисть или помазок для нанесения краски.
 КОЗЛЫ – конструкция из деревянных жердей для просушки на улице готовых тканей. 
КУБ – большая емкость с краской для крашения ткани. 
КУБОВАЯ НАБОЙКА – набойка, темно-синяя ткань с белым или желтым орнаментом.
 КРАШЕНИНА – холст, покрашенный в синий цвет, без орнамента. 
НАБИВАНИЕ ХОЛСТА, НАБИВКА – нанесение на ткань орнамента с помощью набоечных досок. 
НАБОЕЧНАЯ ДОСКА 
– доска, изготовленная из твердых пород деревьев и медных или латунных вставок, образующих на поверхности орнамент.
 «НАХАЖИВАТЬ ДОСКУ» - постукивать киванкой по набоечной доске. 
НЕДОКРАС - ткань недостаточно окрашенная.
 ОТКВАСКА - слабый раствор соляной кислоты для закрепления в конце процесса крашения. 
ПЕРЕХОЖИЕ МАСТЕРА 
– красильщики, которые ходили по деревням, выполняя заказы на крашение тканей. 
РАБОЧАЯ – мастерская, где непосредственно красили ткани. 
СИНЕЛЬНОЕ ДЕЛО – кустарный промысел, связанный с кубовым крашением.
 СИНЕЛЬЩИК, НАБОЙЩИК, КРАШЕННИК, ПЕЧАТАЛЬЩИК – сарафан из кубовой набойки. 
СУШИЛЬНЯ – помещение, где сушили ткани.