СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрождение ремесел

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моей работы посвящена искусству кочевых народов Бурятии. Выбор данной темы не случаен. На огромной территории России не счесть деревень и сел,  все они разные … и разные в них живут люди. И каждый из народов, независимо от той или иной численности, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А забытые ремесла наших предков - эта та же история, вот поэтому,  предметом исследования данной работы стало изготовление изделий из конского волоса.

Просмотр содержимого документа
«Возрождение ремесел»











Научно-практическая конференция

Номинация:

Тема работы: «Изделия из конского волоса»

Номинация: Краеведение

Ф.И.О. автора: Биликтуев Данзан Батомункуевич

Школа: ГБОУ «Закаменская СКОШИ»

Домашний адрес: г. Закаменск, ул. Ленина,41

Контактный телефон: 89085935766

Ф.И.О руководителя: Банзаракцаева Жаргалма Михайловна

























Введение

Буряты в прошлом – кочевой народ. Поэтому лошадь была неотъемлемой частью жизни. Лошадь – история наших предков, духовная история…

Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня. Но с появлением мотора и различных механизмов, постепенно утрачивается былая роль лошади. Чтобы не разрушить традиционный уклад и вековые устои жизни своих предков, надо чтобы молодое, подрастающее поколение стало носителем, творческим продолжателем этнокультурных традиций своего народа.

Тема моей работы посвящена искусству кочевых народов Бурятии. Выбор данной темы не случаен. На огромной территории России не счесть деревень и сел, все они разные … и разные в них живут люди. И каждый из народов, независимо от той или иной численности, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А забытые ремесла наших предков - эта та же история, вот поэтому, предметом исследования данной работы стало изготовление изделий из конского волоса.

Гипотеза: Живут ли в наше время ремесла или они давно забыты.

Цель исследования: На примере изготовления изделия из конского волоса показать, что интерес к традициям и ремеслам не имеет временных границ.

Актуальность: Заключается в том что, мы вносим вклад в дальнейшее развитие народно - прикладного искусства с современными направлениями.

Обьект – изготовление изделий из конского волоса.

Предмет - разработка новых приемов в технологии изготовления изделий из конского волоса.

Сформулированы следующие задачи:

- изучить традиционные технологии плетения из конского волоса

-освоить технологию обработки конского волоса с учетом технологической последовательности;

- выполнить изделия по плану.

Методы исследования: Сбор информации, наблюдение, социологический опрос, составление презентации, мастер класс.

2. Основная часть.

2.1 Теоретическое исследование

Из истории я узнал, что не перечесть пользы лошади в жизни, в быту бурят. Очень высоко ценилось конское мясо именно бурятской породы лошадей. Оно служило и лекарственным средством. Кожа лошадей издревле использовалась местным населением для изготовления обуви, из хорошо выделанных конских шкур шили шапки, рукавицы, запястья, шкуры шли на изготовление зимней обуви – унтов. Белая конская шкура заменяла в старину у бурят ковер, из копыт вырезали пуговицы, камешки для сетей и многое другое. Качество шерсти бурятской лошади сильно отличалась от шерсти лошадей культурных пород. У бурятских лошадей шерстный покров развит сильнее, и зимой он может сравниваться даже с шерстью грубошерстной бурятской овцы по тонине волоса. Весной, во время линьки, дети скатывали из шерсти мячики для игры в лапту, которые подскакивали не хуже резиновых. Кожный волос в старину применялся вместо ниток. Из него также плели узорчатые подпруги, недоуздки с поводом. Из волоса же плетут вожжи, отличающиеся прочностью и изяществом.

Следует упомянуть о таком предмете, как конские жилы, – они очень тонки и прочны, незаменимы для пошива бурятской национальной обуви и меховой одежды.

Собранные волосы шли на изготовление всевозможных веревок для применения в хозяйстве: ошейники для телят, веревки для привязывания их во время дойки, дужки для ведер, рыболовные сети. Вожжи, путы для лошадей, поводья и подпруги для седел при скручивании требовали большой ловкости и даже силы, поэтому эту работу в основном делали мужчины. Вообще изготовление конской сбруи как сакральных предметов было делом мужским. Женщины из конского волоса ткали на ручных станках волосяные ковры, которые стелили на кровать, на пол: довольно колючие шершавые, они служили своеобразной защитой от ползающих насекомых. Так в Монголии до сих пор используют волосяные веревки при устройстве ночлега в степи: очищенную площадку опоясывали толстой волосяной веревкой и спокойно спали в середине круга, не боясь змей или других ползающих насекомых. Изделия из конского волоса при промокании не растягиваются, как кожаные веревки, поэтому их использовали для опоясывания, закрепления войлочного покрытия юрт. При установке юрты части каркаса соединяли, связывая волосяными веревками. Существовало поверье, что именно по такой веревке семье с неба опускается счастье, благодать. И только в XX веке из этого материала стали создавать произведения искусства – гобелены. Основоположником этого вида искусства стала Светлана Ринчинова. Она создала бурятскую школу гобелена. Заслуга Светланы Петровны состоит в внедрении в область художественного творчества совершенно нового направления, не существовавшего прежде.

Она говорит « я поставила себе задачу - выбрать такой материал, который мог бы подействовать на художественный образ и сделать – национальным». Таким материалом стал конский волос. Художница вывела природный материал на новый уровень. В Республике есть монументальное творение мастера. Это занавес, весом под тонну, поднимается в Бурдраме уже больше тридцати лет. Первоначальная обработка конского волоса начинается с мытья, сушки, затем сортировки и выборки каждого волоса по цвету, распушки, накручивания на веретено, затем смачивания клубков водой и снова сушки на несколько дней. Это только первый этап технической подготовки волоса к его использованию. Материал очень жесткий, колючий. Гобелены не поблекнут годами, конский волос очень долговечный материал.

2.2 Практическое исследование

Познакомившись с историей , мне интересно было узнать. Живут ли в наше время ремесла, или они давно забыты? Чтобы ответить на этот вопрос, я провел наблюдения, изучил различную литературу, посетил библиотеку, музей, встретился с интересными людьми. Я выдвинул гипотезу: если сейчас люди, которые владеют секретами традиционных ремесел, если да то значит еще возможно сохранение этого мастерства в современном мире.

Изучив литературу, я задался целью отыскать в нашей местности мастеров – умельцев. Для этого я посетил районный музей города Закаменск. Заведующая музеем рассказала о том, что в музее есть экспозиции кукол у которых, косы сплетенные из конского волоса. И одна единственная картина-гобелен автором, которого является известный художник - прикладник Дашиева Татьяна Цыреновна которая родилась в селе Холтосон Закаменского района Бурятской АССР. Автор работ: гобелены «Бурятский Хубсар» (1982), «Жаргалма» (1983), «Горы Бурятии» (1983), «Хатар» (1984), «Семья» (1985), «Кожемялка» (1985), «Край мой, Закамна» (1987), «Утро» (1987), «У озера» (1988), «Просторы Бурятии» (1988), «Друзья» (1990), «Водопад» (1995), «Шаман» (2001).

Расспросив учителей, одноклассников, родителей я узнал, что в селе Мыла живет женщина, которая занималась плетением из конского волоса, связавшись с ней по телефону я узнал, что она владеет технологией изготовления изделий из конского волоса, и готова была мне показать, но к сожалению я не с мог с ней встретиться. Но от нее я узнал, что раньше в рукавицы ввязывали конский волос, который на морозе кололся и не давал рукам мерзнуть, разгоняя кровь, и рукавицы были очень прочными. Они были не заменимы при рубке леса, поскольку сохраняли свои теплоизоляционные качества. Затем в процессе своего исследования я познакомился с Жибзымой, она тоже занималась созданием гобеленов. От нее я узнал о процессе создания гобеленов. Первоначальная обработка конского волоса начинается с мытья, сушки, затем сортировки и выборки каждого волоса по цвету, распушки, накручивания на веретено, затем смачивания клубков водой и снова сушки на несколько дней. Это только первый этап технической подготовки волоса к его использованию. Материал очень жесткий, колючий. Мастер в процессе работы пользуется одновременно несколькими видами инструментов: бердечкой, челноком, иглами.

Для того чтобы точно и ясно понимать технические способы и приемы ручного плетения и ткачества волоса, нужно видеть процесс своими глазами, и невозможно описать словами все тонкости этой работы. На изготовление одного гобелена уходит как минимум полгода. Конский волос не красят, поэтому цвета только натуральные, главное тщательно подобрать оттенки. А их, как говорят мастера, у конского волоса более 25 тысяч.

Фактура волос отличается, будь она из гривы или из хвоста, но для работы требуются все. Конский волос не ест моль, а гобелены долго сохраняют первозданный вид, даже через 100 лет они выглядят как новые.

И все-таки, мне самому захотелось что-нибудь смастерить. Конечно же, я не смогу ткать и плести гобелены. Но я решил, что мне самому надо поработать с этим удивительным материалом. У меня получился веер, который изготовлен из конского хвоста – это экологически-чистый, природный материал. Вреда экологии нанесено не было. Поэтому, считаю, что веер - экологически чистый продукт: практически безотходное производство. Я изготовил экологически чистое изделие и достиг поставленной цели, подтвердив гипотезу о том, что в наше время живут ремесла, и они не забыты, что интерес к традициям и ремеслам не имеет временных границ.

3.Заключение

В заключении хочу сказать, изделие из конского волоса является творением вечным, ибо конский волос не берет время, ему не страшны солнечный свет, влага, мороз и даже моль. Это вечный материал, и, следовательно, вечная красота.