СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрожденные храмы Дмитровской земли

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на 70 файлов. Храмы Дмитровской земли. 

Просмотр содержимого документа
«Возрожденные храмы Дмитровской земли»

Возрожденные храмы Дмитровской земли.

Возрожденные храмы Дмитровской земли.

Успенский Собор

Успенский Собор

 В центре дмитровского кремля возвышается величественный   Успенский собор, архитектурная доминанта города , его украшение и гордость.

В центре дмитровского кремля возвышается величественный 

Успенский собор, архитектурная доминанта города , его украшение и гордость.

 Собор Успения Божией Матери    в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.

Собор Успения Божией Матери  

в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.

          Собор  —  удивительно   правильное    по пропорциям и стройное здание. Его строители явно взяли за образец Архангельский    собор    Московского Кремля, в дмитровском соборе можно увидеть множество архитектурных деталей, заимствованных из творения Алевиза Нового .

Собор  —  удивительно   правильное    по пропорциям и стройное здание. Его строители явно взяли за образец Архангельский    собор    Московского Кремля, в дмитровском соборе можно увидеть множество архитектурных деталей, заимствованных из творения Алевиза Нового .

 Собор менял облик на протяжении своей многовековой истории.   Первоначально был пятиглавым.   В XIX веке девятиглавым.  В XVIII веке к собору пристроена трехъярусная колокольня. На северном и южном фасадах собора находятся две уникальные рельефные изразцовые иконы XVI века, изображающие «Распятие с предстоящими».

Собор менял облик на протяжении своей многовековой истории. Первоначально был пятиглавым.

В XIX веке девятиглавым.  В XVIII веке к собору пристроена трехъярусная колокольня. На северном и южном фасадах собора находятся две уникальные рельефные изразцовые иконы XVI века, изображающие «Распятие с предстоящими».

Изразцовое Распятие на северном и южном фасадах  Успенского собора

Изразцовое Распятие на северном и южном фасадах

Успенского собора

    Третий рельеф, представляющий собой огромный, до трех метров в диаметре, круг с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, расположен на южной стене собора недалеко от портала. Рельефы выполнены в технике полупрозрачных глазурей в золотисто-охристых  тонах. 

Третий рельеф, представляющий собой огромный, до трех метров в диаметре, круг с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, расположен на южной стене собора недалеко от портала. Рельефы выполнены в технике полупрозрачных глазурей в золотисто-охристых  тонах. 

Изразцовая икона «Чудо святого Георгия о змее»

Изразцовая икона «Чудо святого Георгия о змее»

 В середине 1660-х гг. по указу царя Алексея Михайловича был проведен ремонт Успенского собора в Дмитрове, сильно пострадавший во время литовского разорения и морового поветрия.

В середине 1660-х гг. по указу царя Алексея Михайловича был проведен ремонт Успенского собора в Дмитрове, сильно пострадавший во время литовского разорения и морового поветрия.

   В период с 1813 – 1815 год Успенский собор был расписан, а в 1880-е годы стены были отштукатурены и заново расписаны художниками, участвовавшими в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

В период с 1813 – 1815 год Успенский собор был расписан, а в 1880-е годы стены были отштукатурены и заново расписаны художниками, участвовавшими в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в Успенском пределе.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в Успенском пределе.

 Живоносный источник.  Фреска в пределе преподобного Сергия Радонежского .

Живоносный источник.

Фреска в пределе преподобного Сергия Радонежского .

Успенский Собор. Фреска святая Троица

Успенский Собор. Фреска святая Троица

Мученическая смерть святого великомученика Димитрия Солунского. Фреска в Димитриевском приделе.

Мученическая смерть святого великомученика Димитрия Солунского.

Фреска в Димитриевском приделе.

   В XIX веке, в честь победы над войсками Наполеона, по инициативе горожан был построен Покровский придел. Он возник на месте древней галереи и был заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова. 

В XIX веке, в честь победы над войсками Наполеона, по инициативе горожан был построен Покровский придел. Он возник на месте древней галереи и был заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова. 

   В соборе находится пятиярусный иконостас XVII-XVIII вв., с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Древнейшее произведение живописи - икона Дмитрия Солунского конца XIIв., написанная в великокняжеских владимирских мастерских, вероятно, находилась в деревянной церкви Дмитрия Солунского на территории кремля, затем – в Успенском соборе.

В соборе находится пятиярусный иконостас XVII-XVIII вв., с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Древнейшее произведение живописи - икона Дмитрия Солунского конца XIIв., написанная в великокняжеских владимирских мастерских, вероятно, находилась в деревянной церкви Дмитрия Солунского на территории кремля, затем – в Успенском соборе.

Внутреннее убранство Собора

Внутреннее убранство Собора

Внутреннее убранство Собора

Внутреннее убранство Собора

Животворящий крест Господень

Животворящий крест Господень

Иконостас придела святого великомученика Димитрия Солунского.

Иконостас придела святого великомученика Димитрия Солунского.

Придел преподобного Сергия Радонежского.

Придел преподобного Сергия Радонежского.

 Приходских дворов при соборном храме; состоящих в г. Дмитрове, считалось по клировым ведомостям за 1890 г. Какого звания прихожане   Число  дворов Число душ Духовного    Дворян Мужск.  пола 11 Женск.  пола 5 Военных 33 43 1 Мещан 38 53 11 Крестьян 14 - 51 15 73 28 - - 136 189

Приходских дворов при соборном храме; состоящих в г. Дмитрове, считалось по клировым ведомостям за 1890 г.

Какого звания прихожане  

Число дворов

Число душ

Духовного   

Дворян

Мужск. пола

11

Женск. пола

5

Военных

33

43

1

Мещан

38

53

11

Крестьян

14

-

51

15

73

28

-

-

136

189

 С 1933 года в соборе размещался Дмитровский музей, изгнанный всесильным НКВД из зданий на территории Борисоглебского монастыря. Ведущие сотрудники музея во главе с директором – К.А.Соловьёвым были арестованы. Экспонаты, зиму пролежавшие во дворе исполкома, силами заключённых переброшены весной в здание Успенского собора, закрытого ещё в 1932 г.

С 1933 года в соборе размещался Дмитровский музей, изгнанный всесильным НКВД из зданий на территории Борисоглебского монастыря. Ведущие сотрудники музея во главе с директором – К.А.Соловьёвым были арестованы. Экспонаты, зиму пролежавшие во дворе исполкома, силами заключённых переброшены весной в здание Успенского собора, закрытого ещё в 1932 г.

Перенос экспонатов силами каналармейцев в здание Успенского собора. Весна 1933г. Фото из архива МЗДК.

Перенос экспонатов силами каналармейцев в здание

Успенского собора. Весна 1933г. Фото из архива МЗДК.

 Так Успенский собор был «украшен» к сельскохозяйственно-промышленной выставке в ноябре 1936г.

Так Успенский собор был «украшен» к

сельскохозяйственно-промышленной выставке в ноябре 1936г.

   В 1980-м г. прошла реставрация иконостаса. С середины 1900-х года собор находится в совместном использовании музея и общины верующих. В 1997 году из алтарной части Покровского придела была вынесена курная изба.  * Курная   изба  —  изба  без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери.

В 1980-м г. прошла реставрация иконостаса. С середины 1900-х года собор находится в совместном использовании музея и общины верующих. В 1997 году из алтарной части Покровского придела была вынесена курная изба.

* Курная   изба  —  изба  без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери.

Историческая экспозиция в здании Успенского собора. 1990-е гг.  Часть росписи сводов уже раскрыта.

Историческая экспозиция в здании Успенского собора. 1990-е гг.

Часть росписи сводов уже раскрыта.

Историко-художественная экспозиция в соборе.1980-е годы.

Историко-художественная экспозиция в соборе.1980-е годы.

   По решению Министерства       культуры и Министерства        государственного            имущества в 2001 г. здание   собора было передано в        пользование РПЦ.          Иконостас XVIII с иконами        XVI – XIX – остался на        учете государственной        части музейного фонда.

По решению Министерства культуры и Министерства государственного имущества в 2001 г. здание собора было передано в пользование РПЦ. Иконостас XVIII с иконами XVI – XIX – остался на учете государственной части музейного фонда.

    В 2003 г. были завершены начатые в 2001 году ремонтно-реставрационные работы - был восстановлен внешний облик собора на середину XIX века, проведена реставрация резьбы иконостаса и восстановлена настенная роспись. В 2002 году музей-заповедник «Дмитровский кремль» окончательно покинул стены собора. 

В 2003 г. были завершены начатые в 2001 году ремонтно-реставрационные работы - был восстановлен внешний облик собора на середину XIX века, проведена реставрация резьбы иконостаса и восстановлена настенная роспись. В 2002 году музей-заповедник «Дмитровский кремль» окончательно покинул стены собора. 

Успенский собор. Реставрация.

Успенский собор. Реставрация.

Реставрация  2002-2003 гг.

Реставрация

2002-2003 гг.

 31 августа 2003 года, в день города, патриарх Московский и Всея Руси Алексей II совершил Божественную литургию в отреставрированном Соборе.

31 августа 2003 года, в день города, патриарх Московский и Всея Руси Алексей II совершил Божественную литургию в отреставрированном Соборе.

 Борисоглебский мужской монастырь.

Борисоглебский мужской монастырь.

 Первое достоверное упоминание о монастыре встречается на найденном на его территории белокаменном кресте с датой - 1467 год. Оно свиде­тельствует о том, что уже тогда обитель существовала, а духовное завещание 1472 года Дмитровского князя Юрия Васильевича подтверждает это документально.

Первое достоверное упоминание о монастыре встречается на найденном на его территории белокаменном кресте с датой - 1467 год. Оно свиде­тельствует о том, что уже тогда обитель существовала, а духовное завещание 1472 года Дмитровского князя Юрия Васильевича подтверждает это документально.

Белокаменный крест из Борисоглебского монастыря

Белокаменный крест из Борисоглебского монастыря

        Первым каменным           сооружением в монастыре        был одноглавый            Борисоглебский собор,         построенный в 1537 году.        Собор, являясь ярким          образном московской шкоды зодчества начала XVI века, представляет собой четырехстолный крестовокупольный храм.

Первым каменным сооружением в монастыре был одноглавый Борисоглебский собор, построенный в 1537 году. Собор, являясь ярким образном московской шкоды зодчества начала XVI века, представляет собой четырехстолный крестовокупольный храм.

 В Смутное время монастырь был разорен поляками. Сапсга и Лисовский, шест­надцать месяцев осаждавшие Троице-Сергиев монастырь, так и не взяв его, отступи­ли к Дмитрову. Они сожгли дотла Дмитровский деревянный кремль и Борисоглебский монастырь. Но вскоре обитель стала возрождаться.

В Смутное время монастырь был разорен поляками. Сапсга и Лисовский, шест­надцать месяцев осаждавшие Троице-Сергиев монастырь, так и не взяв его, отступи­ли к Дмитрову. Они сожгли дотла Дмитровский деревянный кремль и Борисоглебский монастырь. Но вскоре обитель стала возрождаться.

 В 1685—1698 годы были построены каменные монастырские стены высотой до че­тырех метров и протяженностью 500 метров с четырьмя круглыми угловыми башнями.

В 1685—1698 годы были построены каменные монастырские стены высотой до че­тырех метров и протяженностью 500 метров с четырьмя круглыми угловыми башнями.

  Борисоглебский монастырь. Стена и крепостная башня XVII в.

  Борисоглебский монастырь. Стена и крепостная башня XVII в.

 После революции в целях сохранения монастыря настоятель решил организовать в его стенах артель, по она вскоре была ликвидирована. Несмотря на вес старания верующих, в 1926 году монастырь был закрыт. В нем раз­местился краеведческий музей. С 1932 года по 1937 год во время строительства канала Москва—Волга на территории монастыря находилось управление «Дмитдага».

После революции в целях сохранения монастыря настоятель решил организовать в его стенах артель, по она вскоре была ликвидирована. Несмотря на вес старания верующих, в 1926 году монастырь был закрыт. В нем раз­местился краеведческий музей. С 1932 года по 1937 год во время строительства канала Москва—Волга на территории монастыря находилось управление «Дмитдага».

 В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. А 15 мая того же года высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский провел первую службу в честь святых Бориса и Глеба.

В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. А 15 мая того же года высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский провел первую службу в честь святых Бориса и Глеба.

Суд Пилата. Фреска

Суд Пилата. Фреска

 В монастыре имеется пять престолов. Особо чтимые иконы: святых благоверных князей Бориса и Глеба, преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, написанная к моменту прославления святого в 1903 году, икона Казанской Божией Матери.

В монастыре имеется пять престолов. Особо чтимые иконы: святых благоверных князей Бориса и Глеба, преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, написанная к моменту прославления святого в 1903 году, икона Казанской Божией Матери.

Придел Алексея Божьего человека.

Придел Алексея Божьего человека.

Святыня монастыря – мощевик

Святыня монастыря – мощевик

Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба.

 31 августа 2003 года древнюю обитель посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

31 августа 2003 года древнюю обитель посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

Монастырь является духовным центром Дмитрова.

Монастырь является духовным центром Дмитрова.

  Николо-Пешношский монастырь

Николо-Пешношский монастырь

 Начало истории обители относится ко второй половине XIV века, а именно -к 1361 году. Обитель основана учеником Сергии Радонежского преподобным Мефодием Пешношским.

Начало истории обители относится ко второй половине XIV века, а именно -к 1361 году. Обитель основана учеником Сергии Радонежского преподобным Мефодием Пешношским.

Киот с иконой преподобного Мефодия Пешноношского.

Киот с иконой преподобного Мефодия Пешноношского.

 В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Cпособствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича и Юрия Васильевича а позже - царя Ивана IV Грозного.

В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Cпособствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича и Юрия Васильевича а позже - царя Ивана IV Грозного.

 В XVII столетии монастырь пережил нашествие поляков. Часть монахов и священников была убита.

В XVII столетии монастырь пережил нашествие поляков. Часть монахов и священников была убита.

 Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по пер­вую треть XVIII века. Общая протяженность стен около 650 метров. Главный вход в монастырь проходит через проездную Спасскую башню, увенчанную восьмигранным шатром.

Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по пер­вую треть XVIII века. Общая протяженность стен около 650 метров. Главный вход в монастырь проходит через проездную Спасскую башню, увенчанную восьмигранным шатром.

 Петр I , спускаясь на судах        из Волги в Москву,           посетил монастырь и в         выслушал жалобу отца         Феофана с братией па         непокорность крестьян,         несправедливость           гражданских властей.

Петр I , спускаясь на судах из Волги в Москву, посетил монастырь и в выслушал жалобу отца Феофана с братией па непокорность крестьян, несправедливость гражданских властей.

 В 1700 году вышел именной указ царя о передаче Николо-Пешношского монастыря в ведение Троице-Сергиеву монастырю, чтобы «от посторонних всяких обид сберегать».

В 1700 году вышел именной указ царя о передаче Николо-Пешношского монастыря в ведение Троице-Сергиеву монастырю, чтобы «от посторонних всяких обид сберегать».

 В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

 К 1917 голу Николо-Пешношский монастырь был вполне благоустроенным, на его тер­ритории действовало шесть церквей, располагались многочисленные братские, архиерей­ские и настоятельские кельи, библиотека, обширная трапезная. За пределами обители нахо­дились гостиный двор, овин для молотьбы хлеба, печь для обжига извести и пристань на реке Яхроме. Монастырь славился своим некрополем, на котором были погребены многие представители московской знати.

К 1917 голу Николо-Пешношский монастырь был вполне благоустроенным, на его тер­ритории действовало шесть церквей, располагались многочисленные братские, архиерей­ские и настоятельские кельи, библиотека, обширная трапезная. За пределами обители нахо­дились гостиный двор, овин для молотьбы хлеба, печь для обжига извести и пристань на реке Яхроме. Монастырь славился своим некрополем, на котором были погребены многие представители московской знати.

 После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея.  Кресты и колокола были сняты, вывезены иконы и церковная утварь, настенная живопись закрашена, разграблен некрополь. О судьбе монахов практически ничего не известно... В 1927 как монастырь, так и филиал музея были закрыты.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея.

Кресты и колокола были сняты, вывезены иконы и церковная утварь, настенная живопись закрашена, разграблен некрополь. О судьбе монахов практически ничего не известно... В 1927 как монастырь, так и филиал музея были закрыты.

 В 1941 году немецкие захватчики со стороны Рогачева подвергли монастырь артилле­рийскому обстрелу, повредив колокольню. Бомбардировщики полностью уничтожили один из корпусов гостиного двора, юго-западную угловую башню и частично разрушили второй этаж настоятельского корпуса.

В 1941 году немецкие захватчики со стороны Рогачева подвергли монастырь артилле­рийскому обстрелу, повредив колокольню. Бомбардировщики полностью уничтожили один из корпусов гостиного двора, юго-западную угловую башню и частично разрушили второй этаж настоятельского корпуса.

 В конце 60-х годов башня и корпус были восстановлены. В 1963—1971 годы отдельные здания ансамбля монастыря были реставрированы. Но часть зданий и церквей вновь успели обветшать и срочно требуют ремонта.

В конце 60-х годов башня и корпус были восстановлены. В 1963—1971 годы отдельные здания ансамбля монастыря были реставрированы. Но часть зданий и церквей вновь успели обветшать и срочно требуют ремонта.

Храм

Храм

 2 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

2 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

Сейчас, когда Православная Россия возрождается, когда храмы и монастыри посещает большое количество паломников, история приходов и обителей, имена подвижников Веры должны быть освобождены из плена забвения.

Сейчас, когда Православная Россия возрождается, когда храмы и монастыри посещает большое количество паломников, история приходов и обителей, имена подвижников Веры должны быть освобождены из плена забвения.