Возрожденные храмы Дмитровской земли.
Успенский Собор
В центре дмитровского кремля возвышается величественный
Успенский собор, архитектурная доминанта города , его украшение и гордость.
Собор Успения Божией Матери
в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.
Собор — удивительно правильное по пропорциям и стройное здание. Его строители явно взяли за образец Архангельский собор Московского Кремля, в дмитровском соборе можно увидеть множество архитектурных деталей, заимствованных из творения Алевиза Нового .
Собор менял облик на протяжении своей многовековой истории. Первоначально был пятиглавым.
В XIX веке девятиглавым. В XVIII веке к собору пристроена трехъярусная колокольня. На северном и южном фасадах собора находятся две уникальные рельефные изразцовые иконы XVI века, изображающие «Распятие с предстоящими».
Изразцовое Распятие на северном и южном фасадах
Успенского собора
Третий рельеф, представляющий собой огромный, до трех метров в диаметре, круг с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, расположен на южной стене собора недалеко от портала. Рельефы выполнены в технике полупрозрачных глазурей в золотисто-охристых тонах.
Изразцовая икона «Чудо святого Георгия о змее»
В середине 1660-х гг. по указу царя Алексея Михайловича был проведен ремонт Успенского собора в Дмитрове, сильно пострадавший во время литовского разорения и морового поветрия.
В период с 1813 – 1815 год Успенский собор был расписан, а в 1880-е годы стены были отштукатурены и заново расписаны художниками, участвовавшими в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в Успенском пределе.
Живоносный источник.
Фреска в пределе преподобного Сергия Радонежского .
Успенский Собор. Фреска святая Троица
Мученическая смерть святого великомученика Димитрия Солунского.
Фреска в Димитриевском приделе.
В XIX веке, в честь победы над войсками Наполеона, по инициативе горожан был построен Покровский придел. Он возник на месте древней галереи и был заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова.
В соборе находится пятиярусный иконостас XVII-XVIII вв., с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Древнейшее произведение живописи - икона Дмитрия Солунского конца XIIв., написанная в великокняжеских владимирских мастерских, вероятно, находилась в деревянной церкви Дмитрия Солунского на территории кремля, затем – в Успенском соборе.
Внутреннее убранство Собора
Внутреннее убранство Собора
Животворящий крест Господень
Иконостас придела святого великомученика Димитрия Солунского.
Придел преподобного Сергия Радонежского.
Приходских дворов при соборном храме; состоящих в г. Дмитрове, считалось по клировым ведомостям за 1890 г.
Какого звания прихожане
Число дворов
Число душ
Духовного
Дворян
Мужск. пола
11
Женск. пола
5
Военных
33
43
1
Мещан
38
53
11
Крестьян
14
-
51
15
73
28
-
-
136
189
С 1933 года в соборе размещался Дмитровский музей, изгнанный всесильным НКВД из зданий на территории Борисоглебского монастыря. Ведущие сотрудники музея во главе с директором – К.А.Соловьёвым были арестованы. Экспонаты, зиму пролежавшие во дворе исполкома, силами заключённых переброшены весной в здание Успенского собора, закрытого ещё в 1932 г.
Перенос экспонатов силами каналармейцев в здание
Успенского собора. Весна 1933г. Фото из архива МЗДК.
Так Успенский собор был «украшен» к
сельскохозяйственно-промышленной выставке в ноябре 1936г.
В 1980-м г. прошла реставрация иконостаса. С середины 1900-х года собор находится в совместном использовании музея и общины верующих. В 1997 году из алтарной части Покровского придела была вынесена курная изба.
* Курная изба — изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери.
Историческая экспозиция в здании Успенского собора. 1990-е гг.
Часть росписи сводов уже раскрыта.
Историко-художественная экспозиция в соборе.1980-е годы.
По решению Министерства культуры и Министерства государственного имущества в 2001 г. здание собора было передано в пользование РПЦ. Иконостас XVIII с иконами XVI – XIX – остался на учете государственной части музейного фонда.
В 2003 г. были завершены начатые в 2001 году ремонтно-реставрационные работы - был восстановлен внешний облик собора на середину XIX века, проведена реставрация резьбы иконостаса и восстановлена настенная роспись. В 2002 году музей-заповедник «Дмитровский кремль» окончательно покинул стены собора.
Успенский собор. Реставрация.
Реставрация
2002-2003 гг.
31 августа 2003 года, в день города, патриарх Московский и Всея Руси Алексей II совершил Божественную литургию в отреставрированном Соборе.
Борисоглебский мужской монастырь.
Первое достоверное упоминание о монастыре встречается на найденном на его территории белокаменном кресте с датой - 1467 год. Оно свидетельствует о том, что уже тогда обитель существовала, а духовное завещание 1472 года Дмитровского князя Юрия Васильевича подтверждает это документально.
Белокаменный крест из Борисоглебского монастыря
Первым каменным сооружением в монастыре был одноглавый Борисоглебский собор, построенный в 1537 году. Собор, являясь ярким образном московской шкоды зодчества начала XVI века, представляет собой четырехстолный крестовокупольный храм.
В Смутное время монастырь был разорен поляками. Сапсга и Лисовский, шестнадцать месяцев осаждавшие Троице-Сергиев монастырь, так и не взяв его, отступили к Дмитрову. Они сожгли дотла Дмитровский деревянный кремль и Борисоглебский монастырь. Но вскоре обитель стала возрождаться.
В 1685—1698 годы были построены каменные монастырские стены высотой до четырех метров и протяженностью 500 метров с четырьмя круглыми угловыми башнями.
Борисоглебский монастырь. Стена и крепостная башня XVII в.
После революции в целях сохранения монастыря настоятель решил организовать в его стенах артель, по она вскоре была ликвидирована. Несмотря на вес старания верующих, в 1926 году монастырь был закрыт. В нем разместился краеведческий музей. С 1932 года по 1937 год во время строительства канала Москва—Волга на территории монастыря находилось управление «Дмитдага».
В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. А 15 мая того же года высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский провел первую службу в честь святых Бориса и Глеба.
Суд Пилата. Фреска
В монастыре имеется пять престолов. Особо чтимые иконы: святых благоверных князей Бориса и Глеба, преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, написанная к моменту прославления святого в 1903 году, икона Казанской Божией Матери.
Придел Алексея Божьего человека.
Святыня монастыря – мощевик
Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба.
31 августа 2003 года древнюю обитель посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .
Монастырь является духовным центром Дмитрова.
Николо-Пешношский монастырь
Начало истории обители относится ко второй половине XIV века, а именно -к 1361 году. Обитель основана учеником Сергии Радонежского преподобным Мефодием Пешношским.
Киот с иконой преподобного Мефодия Пешноношского.
В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Cпособствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича и Юрия Васильевича а позже - царя Ивана IV Грозного.
В XVII столетии монастырь пережил нашествие поляков. Часть монахов и священников была убита.
Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по первую треть XVIII века. Общая протяженность стен около 650 метров. Главный вход в монастырь проходит через проездную Спасскую башню, увенчанную восьмигранным шатром.
Петр I , спускаясь на судах из Волги в Москву, посетил монастырь и в выслушал жалобу отца Феофана с братией па непокорность крестьян, несправедливость гражданских властей.
В 1700 году вышел именной указ царя о передаче Николо-Пешношского монастыря в ведение Троице-Сергиеву монастырю, чтобы «от посторонних всяких обид сберегать».
В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.
К 1917 голу Николо-Пешношский монастырь был вполне благоустроенным, на его территории действовало шесть церквей, располагались многочисленные братские, архиерейские и настоятельские кельи, библиотека, обширная трапезная. За пределами обители находились гостиный двор, овин для молотьбы хлеба, печь для обжига извести и пристань на реке Яхроме. Монастырь славился своим некрополем, на котором были погребены многие представители московской знати.
После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея.
Кресты и колокола были сняты, вывезены иконы и церковная утварь, настенная живопись закрашена, разграблен некрополь. О судьбе монахов практически ничего не известно... В 1927 как монастырь, так и филиал музея были закрыты.
В 1941 году немецкие захватчики со стороны Рогачева подвергли монастырь артиллерийскому обстрелу, повредив колокольню. Бомбардировщики полностью уничтожили один из корпусов гостиного двора, юго-западную угловую башню и частично разрушили второй этаж настоятельского корпуса.
В конце 60-х годов башня и корпус были восстановлены. В 1963—1971 годы отдельные здания ансамбля монастыря были реставрированы. Но часть зданий и церквей вновь успели обветшать и срочно требуют ремонта.
Храм
2 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.
Сейчас, когда Православная Россия возрождается, когда храмы и монастыри посещает большое количество паломников, история приходов и обителей, имена подвижников Веры должны быть освобождены из плена забвения.