СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;

сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений, рационального вычисления числовых выражений.

 

Просмотр содержимого документа
«Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

         ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И  РАЗНОСТИ ДВУХ  ВЫРАЖЕНИЙ ТЕМА УРОКА

 

ВОЗВЕДЕНИЕ

В КВАДРАТ

СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ

ТЕМА

УРОКА

Цели урока:   Образовательные : -вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел; -сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений, рационального вычисления числовых выражений.  Развивающие :  -развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения.  Воспитывающие : -воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности; -воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания; - воспитывать чувство ответственности. культуры диалога. К плану

Цели урока:

Образовательные :

-вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;

-сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений, рационального вычисления числовых выражений.

Развивающие :

-развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения.

Воспитывающие :

-воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;

-воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;

- воспитывать чувство ответственности. культуры диалога.

К плану

Организационный момент. Актуализация опорных знаний  (устная работа). Изучение нового материала (исследовательская работа) . Первичное закрепление. Геометрический смысл формул квадрата суммы. Физминутка (упражнения). Закрепление изученного материала . Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний). Домашнее задание. Подведение итога урока. План урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний (устная работа).

Изучение нового материала (исследовательская работа) .

Первичное закрепление.

Геометрический смысл формул квадрата суммы.

Физминутка (упражнения).

Закрепление изученного материала .

Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).

Домашнее задание.

Подведение итога урока.

План урока

       Эпиграф урока:   Знание только тогда знание,  когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.   (Л.Н.Толстой) К плану

 

Эпиграф урока:

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

(Л.Н.Толстой)

К плану

Найдите квадраты выражений

Найдите квадраты выражений

Перемножьте многочлены  ( x +2) · ( y - 1)  ( 3 – c ) · (4 + b )

Перемножьте многочлены

( x +2) · ( y - 1)

( 3 – c ) · (4 + b )

К слайду 24

К слайду 24

2 вариант ( x – y ) ( x – y ) ( m - n ) (m- n) (a – 2)  (a – 2)      1 вариант ( y + b ) ( y + b )  (с + d ) ( c + d ) (х + 2) (х+2)       К плану

2 вариант

  • ( x – y ) ( x – y )
  • ( m - n ) (m- n)
  • (a – 2) (a – 2)

1 вариант

  • ( y + b ) ( y + b )
  • (с + d ) ( c + d )
  • (х + 2) (х+2)

К плану

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА № 1. I ( y + b ) ( y + b ) 2.  (с + d ) ( c + d ) 3. (х + 2)(х+2) 4. ( x – y ) ( x – y ) 5. ( m - n ) (m- n) 6. (a – 2)(a – 2) II III y 2 + 2 yb + b 2 ( y + b ) 2 (c + d) 2 c 2 + 2 cd + d 2 х 2 + 4х + 4 ( х + 2 ) 2 x 2 – 2xy + y 2 (x – y) 2 m 2 – 2mn + n 2 (m - n) 2 a 2 – 4a + 4 (a – 2) 2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1.

I

( y + b ) ( y + b )

2.

(с + d ) ( c + d )

3.

(х + 2)(х+2)

4.

( x y ) ( x y )

5.

( m - n ) (m- n)

6.

(a – 2)(a – 2)

II

III

y 2 + 2 yb + b 2

( y + b ) 2

(c + d) 2

c 2 + 2 cd + d 2

х 2 + + 4

( х + 2 ) 2

x 2 – 2xy + y 2

(x – y) 2

m 2 – 2mn + n 2

(m - n) 2

a 2 – 4a + 4

(a – 2) 2

ПРОВЕРКА (6х + y) 2  = 36х 2  +  1 2xy  +  y 2   ( 5 - 4b) 2  = 25  -   40 b  + 16 b 2  (

ПРОВЕРКА

(6х + y) 2 = 36х 2 + 1 2xy + y 2

( 5 - 4b) 2 = 25 - 40 b + 16 b 2

(

  ( а +  b) 2  =а 2  +  2 а b  +b 2  ( а - b) 2  =а 2  - 2 а b+b 2  Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

( а + b) 2 2 + 2 а b +b 2

( а - b) 2 2 - 2 а b+b 2

Квадрат суммы двух выражений равен

квадрату первого выражения

плюс удвоенное произведение первого и второго выражений

плюс квадрат второго выражения

Квадрат разности двух выражений равен

квадрату первого выражения

минус удвоенное произведение первого и второго выражений

плюс квадрат второго выражения

ПРИМЕРЫ К плану К слайду 21

ПРИМЕРЫ

К плану

К слайду 21

Заполнить таблицу  Выражение  Квадрат 1 выражения Удвоенное произведение Квадрат 2 выражения Итог  (а + 4) 2  (8 - х) 2  (2 y + 1 ) 2 (0, 5b - 2 ) 2 а 2  8а 16 а 2  +  8а  +  16 64 16х х 2  64-16х + х 2  4у 2 4у 1 4у 2  +  4у  +  1 0,25 b 2  2b 4 0,25b 2  –2b + 4

Заполнить таблицу

Выражение

Квадрат

1

выражения

Удвоенное произведение

Квадрат

2

выражения

Итог

(а + 4) 2

(8 - х) 2

(2 y + 1 ) 2

(0, 5b - 2 ) 2

а 2

16

а 2 + + 16

64

16х

х 2

64-16х + х 2

2

1

2 + + 1

0,25 b 2

2b

4

0,25b 2 –2b + 4

      4 25 3х 6 , К плану

4

25

6

,

К плану

Геометрическая интерпретация формулы (a + b) 2 =   a b b b a+b a+b К плану 19

Геометрическая

интерпретация формулы

(a + b) 2 =

a

b

b

b

a+b

a+b

К плану

19

 Физминутка  Встали дружно, улыбнулись. Руки в стороны и вверх. Потянулись, оглянулись. Вы присели, теперь встали. Руки в стороны и вверх. Потянулись, улыбнулись. Вы конечно, лучше всех.  К плану

Физминутка

Встали дружно, улыбнулись.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, оглянулись.

Вы присели, теперь встали.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, улыбнулись.

Вы конечно, лучше всех.

К плану

     1. № 862 (а, г, е, з)  2. Вычислить:  (30+1) 2 51 2  (30-1) 2 49 2 3. Преобразуйте выражения:  (а-7) 2 ( 5+х) 2  (7-а) 2 (-5-х) 2

1. № 862 (а, г, е, з)

2. Вычислить:

(30+1) 2 51 2

(30-1) 2 49 2

3. Преобразуйте выражения:

(а-7) 2 ( 5+х) 2

(7-а) 2 (-5-х) 2

ПРОВЕРКА ( 30  +  1) 2  = 30 2 + 2 · 30· 1 + 1 2    = 900  + 60 + 1= 961   = 30 2 - 2 · 30· 1 + 1 2    = 900 – 60 +1= 841 (30 - 1) 2  = (5 0  +  1) 2 = 50 2 + 2 · 50· 1 + 1 2    = 2500 + 100 + 1 = 2601 51 2 = (5 0 - 1) 2 = 50 2 - 2 · 50· 1 + 1 2    = 2500 - 100 + 1 = 2401 49 2 22

ПРОВЕРКА

( 30 + 1) 2

= 30 2 + 2 · 30· 1 + 1 2   = 900 + 60 + 1= 961

= 30 2 - 2 · 30· 1 + 1 2   = 900 – 60 +1= 841

(30 - 1) 2

= (5 0 + 1) 2 = 50 2 + 2 · 50· 1 + 1 2   = 2500 + 100 + 1 = 2601

51 2

= (5 0 - 1) 2 = 50 2 - 2 · 50· 1 + 1 2   = 2500 - 100 + 1 = 2401

49 2

22

(а - b ) 2 = ( b -  а) 2  (-а - b ) 2 =(а + b ) 2  К слайду 9

(а - b ) 2 = ( b - а) 2

(-а - b ) 2 =(а + b ) 2

К слайду 9

ПРОВЕРКА  25²+250+5²=(25+5) ²=30²=900  13²- 78+3² =(13-3)²=10²=100  К плану

ПРОВЕРКА

25²+250+5²=(25+5) ²=30²=900

13²- 78+3² =(13-3)²=10²=100

К плану

 Соедините пары тождественно равных выражений  5. ( y - в) 2 ( y - в) 2  5. 1. 2. ( 3а + с) 2 3 . ( а -2в) 2 ( x – в) 2 4. y 2 - 2 y в + в 2 6. 9а 2 + 6ас + с 2 6. 9а 2 + 6ас + с 2 7. а 2 - 4ав + 4 в 2 а 2 - 4ав + 4 в 2 7. x 2 –  2 x в + в 2 8. 8. x 2 –  2 x в + в 2 x 2 –  2 x в + в 2 8.

Соедините пары

тождественно равных выражений

5.

( y - в) 2

( y - в) 2

5.

1.

2.

( 3а + с) 2

3 .

( а -2в) 2

( x – в) 2

4.

y 2 - 2 y в + в 2

6.

2 + 6ас + с 2

6.

2 + 6ас + с 2

7.

а 2 - 4ав + 4 в 2

а 2 - 4ав + 4 в 2

7.

x 2 2 x в + в 2

8.

8.

x 2 2 x в + в 2

x 2 2 x в + в 2

8.

 Выбрать правильный ответ  (y - 9) 2 y 2 -9y +81 (5x+4y) 2 y 2 + 18y +81 (2a – 0,5x) 2   25x 2 - 20xy +16 y 2 4a 2 - 2ax +0,25 x 2 25x 2 +40xy +16 y 2 y 2 -18y +81 y 2 + 9y +81 4a 2 + 2ax +0,25 x 2 25x 2 +20xy +16 y 2   25x 2 - 40xy +16 y 2 4a 2 - ax +0,25 x 2 4a 2 + ax +0,25 x 2  

Выбрать правильный ответ

(y - 9) 2

y 2 -9y +81

(5x+4y) 2

y 2 + 18y +81

(2a – 0,5x) 2

25x 2 - 20xy +16 y 2

4a 2 - 2ax +0,25 x 2

25x 2 +40xy +16 y 2

y 2 -18y +81

y 2 + 9y +81

4a 2 + 2ax +0,25 x 2

25x 2 +20xy +16 y 2

 

25x 2 - 40xy +16 y 2

4a 2 - ax +0,25 x 2

4a 2 + ax +0,25 x 2

 

Вычислить 61 2 =(60+1) 2 =60 2 +2·60·1+1 2 = 3600+120+1=3721  61 2  59 2 59 2 =(60-1) 2 =60 2 -2·60·1+1 2 =3600-120+1=3481  К плану

Вычислить

61 2 =(60+1) 2 =60 2 +2·60·1+1 2 = 3600+120+1=3721

61 2

59 2

59 2 =(60-1) 2 =60 2 -2·60·1+1 2 =3600-120+1=3481

К плану

Домашнее задание.  п. 31, доказать геометрический смысл формулы ( a - b ) 2 ; № 863(а, б, в, д); 866, №869(д, е).   К плану

Домашнее задание.

п. 31, доказать геометрический смысл формулы ( a - b ) 2 ;

№ 863(а, б, в, д); 866, №869(д, е).

К плану

- С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке? -Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения? -Чему равен квадрат суммы двух выражений? -Чему равен квадрат разности двух выражений? -Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать? Понравился ли вам урок? Выставление отметок . На начало

- С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?

-Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?

-Чему равен квадрат суммы двух выражений?

-Чему равен квадрат разности двух выражений?

-Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?

  • Понравился ли вам урок?

Выставление отметок .

На начало