СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвратные глаголы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока познакомить обучающихся с понятием возвратные глаголы

Просмотр содержимого документа
«Возвратные глаголы»


Дата: 24 апреля 2018 года ФИО учителя: Кулиничева Е.В.

Класс: 4 «А» ФИО практиканта: Ткачёва Л.А.

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Целевой блок

Тема

Возвратные глаголы

Педагогическая цель


  • познакомить с понятием возвратные глаголы;

  • развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные:

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

Инструментальный блок

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплекс

- презентация

- учебник


Организационно-деятельностный блок

Основные понятия


Организация пространства

Фронтальная, групповая

Межпредметные связи

Окружающий мир

Домашнее задание

Упр. 188



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организация начала урока




Я очень хочу, чтобы вы улыбались, 
Работаю нашей довольны остались. 
Пусть этот урок нас порадует всех, 
И каждый из нас ощутит свой успех




Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Самоопределение к деятельности














Открытие новых знаний






















Работа по теме урока






























Итог урока





Домашнее задание



Прочитайте на слайде глаголы.

В чем сходство и различие каждой пары глаголов?

Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)

Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.)

Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника.

Сформулируйте задачи урока.


Упр. 210 (с. 102).

Устная работа по вопросам и заданиям учебника.

Прочитайте ниже сведения о языке.

Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)

Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак?

Упр. 211 (с. 102).

Самостоятельное выполнение. Проверка.

Какие глаголы вы выписали?




Упр. 212 (с. 102-103).

Прочитайте текст.

О ком в нём говорится?

Что вы узнали о пуме из текста?

Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор.

Спишите текст.

Найдите возвратный глагол в неопределённой форме.

Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся.

Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.






Упр. 214 (с. 103).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?


Упражнение в правописании возвратных глаголов

Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).

(Проверка по образцу, самооценка.)

Выборочный диктант

Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.

1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.

(Проверка.)



Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие глаголы называются возвратными?





Упражнение 213







Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.

У вторых глаголов в парах добавляется -ся


Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.






Суффикс -ся.)


Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.



Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.



Пуму называют серебристым львом за мощь, за храбрость. Но и поиграть любит пума, позабавляться, половить бабочек, попрыгать.

Состав слова:

серебр — корень,

ист — суффикс,

ый — окончание

Часть речи

Часть речи слова прыгает — глагол.

Морфологические признаки

Начальная форма: прыгать (инфинитив);

Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;

Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.























Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься- люби и саночки возить. 3) Станешь лениться- будешь с сумой волочиться.



показатель возвратных глаголов Суффикс -ся.



Обучающиеся записывают домашнее задание

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Т

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;




принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;















освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии



Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку, снять одежду, настойчиво спрашивать о чём-то , приходить в негодование, приветствовать кого-нибудь при встрече, испытывать волнение, тревогу.



Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку, снять одежду, настойчиво спрашивать о чём-то , приходить в негодование, приветствовать кого-нибудь при встрече, испытывать волнение, тревогу.



Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку, снять одежду, настойчиво спрашивать о чём-то , приходить в негодование, приветствовать кого-нибудь при встрече, испытывать волнение, тревогу.



Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку, снять одежду, настойчиво спрашивать о чём-то , приходить в негодование, приветствовать кого-нибудь при встрече, испытывать волнение, тревогу.