Самоопределение к деятельности ![]() Открытие новых знаний Работа по теме урока  Итог урока ![]() Домашнее задание | Прочитайте на слайде глаголы. В чем сходство и различие каждой пары глаголов? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.) Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.) Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника. Сформулируйте задачи урока. Упр. 210 (с. 102). Устная работа по вопросам и заданиям учебника. Прочитайте ниже сведения о языке. Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.) Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? Упр. 211 (с. 102). Самостоятельное выполнение. Проверка. Какие глаголы вы выписали? Упр. 212 (с. 102-103). Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что вы узнали о пуме из текста? Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор. Спишите текст. Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся. Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении. Упр. 214 (с. 103). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.) Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Упражнение в правописании возвратных глаголов Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак. Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться). (Проверка по образцу, самооценка.) Выборочный диктант Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся. 1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться. (Проверка.) Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие глаголы называются возвратными? Упражнение 213
| Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой. У вторых глаголов в парах добавляется -ся Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать. Суффикс -ся.) Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть. Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.
Пуму называют серебристым львом за мощь, за храбрость. Но и поиграть любит пума, позабавляться, половить бабочек, попрыгать. Состав слова: серебр — корень, ист — суффикс, ый — окончание Часть речи Часть речи слова прыгает — глагол. Морфологические признаки Начальная форма: прыгать (инфинитив); Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид; Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься- люби и саночки возить. 3) Станешь лениться- будешь с сумой волочиться.
показатель возвратных глаголов Суффикс -ся.
Обучающиеся записывают домашнее задание | Т понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |