Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
Учитель: Морозова Ирина Александровна
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать формы глагола, в том числе и возвратного;
знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол).
Личностные:
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
проводить самооценку своих действий;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Организационный момент.
Сегодня к нам пришла Мудрая Сова с книгой «Хочу всё знать». В неё мы разместим наши знания,которые приобретём на этом уроке.
У вас на столах лежат рабочие индивидуальные листочки.Возьмите их.
Закрепление изученного материала.
Прочитайте слова.
- Что общего у всех этих слов?
3. Проведём « Мозговой штурм». Ответим на вопросы. Составим небольшой рассказ,что же такое глагол?
Вернёмся к первому заданию.Прочитайте,что нужно сделать.
Выполните задание.
Проверка.
- Какой глагол отличается от других?
- Чем?
Прочитаем предложения.
Выделите грамматическую основу предложений.
-Что заметили?
Одинаковое или разное значение имеют глаголы?
(В 1 предложении действие выполняет ветер,во 2 предложении действие возвращается к действию самого предмета)
-Чем глаголы отличаются?
4. Открытие нового знания.Знакомство с понятием «возвратный глагол».
Откроем учебник. Прочитаем вопрос.
Подумайте как будет называться тема нашего урока.
Выведем цель.
Найдём правило в учебнике. Прочитаем.
Поставьте три основных вопроса к этому правилу.
Давайте дадим ответы.
-Что такое возвратные глаголы?
-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?
-Какую орфограмму мы должны запомнить?
Прочитаем историческую справку.
-Что нового вы узнали?
5. Закрепление материала
Образуем возвратные глаголы.
Прочитаем.
-Всё ли у вас получилось?
Какой вывод мы можем с вами сделать?
Закрепим наш вывод,выполнив следующее задание.
Проверка.
6. Физминутка.
Если я называю возвратный глагол,вы приседаете,если другие глаголы- поднимаетесь на носочки,руки поднимаем вверх.
Плясать, приседать,кланяться,стоять,любоваться,бежать,интересоваться,заниматься,убирать,танцевать,кувыркаться,читать.
7.Работа в парах
Прочитайте.
Как называются такие фразы?
Что такое фразеологизм? (устойчивое выражение)
Замените фразеологизмы возвратными глаголами.Запишите.Выделите суффикс (постфикс).
Проверка.
8.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Можно ли наши знания поместить в книгу Мудрой Совы?
-Какие глаголы называются возвратные?
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли мы её?
9. Рефлексия деятельности.
10.Домашнее задание.