СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвышение Москвы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 10 класса по теме "Возвышение Москвы"

Просмотр содержимого документа
«Возвышение Москвы»

Конспект урока.

Тема: «Возвышение Москвы».



Тип урока: комбинированный



Цели урока:

  • Образовательные:

показать причины и особенности образования централизованного государства, итоги деятельности московских князей в XIV веке;

  • Развивающие:

развить умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами; использовать различные исторические источники; формировать и аргументированно излагать свою точку зрения;

  • Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за стремление предков к освобождению; подчеркнуть этнонациональное объединение этого периода.

Основные понятия: вотчина, поместье, феодальная раздробленность, централизованное государство.


Оборудование: учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М.; презентация.







Ход урока.



I. Организационный момент.


- Организация дисциплины в классе.


- Проверка присутствующих.



2. Проверка домашнего задания:

§ 5. «Время тяжелых испытаний» – проверка по вопросам в конце параграфа.

II. Актуализация знаний.

Причины феодальной раздробленности. Последствия феодальной раздробленности. Фронтальная беседа.

Перечисление положительных и отрицательных последствий феодальной раздробленности.

Сравнение развития отдельных русских земель в период феодальной раздробленности: территориальные, социально-экономические, политические особенности Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества, Владимиро - Суздальской земли.

Итог: таблица в тетради.

Сравнительная характеристика князей — обобщающая беседа — собственная позиция (отношение к государственному деятелю)

Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?

3. Изучение нового материала.

План:

1. Борьба за первенство на Руси;

2. Князья и Орда;

3. Москва - центр объединения. Причины возвышения;

4. Московские князья и их политика. Иван Калита;

5. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергий Радонежский;

6. Куликовская битва. (Ход. Историческое значение. Дмитрий Донской - князь и полководец.).

Весь урок сопровождается красочной презентацией.


Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Устное изложение

2. Постановка проблемы «Причины возвышения Москвы»

3. Организация дискуссии

4. Опережающее задание по дополнительной литературе (2 ученика о ходе Куликовской битвы)

5. Проблемное задание - историческое значение Куликовской битвы

1. Анализ - обобщение - конспективные записи

2. Диалоговый режим. Ответ у доски Выводы в тетрадь.

3. Рассказ о взаимоотношениях церкви и князей, церкви и Орды. Личная оценка деятельности Сергия Радонежского.

4. Рассказ о ходе битвы; дискуссия - личная позиция в оценке битвы и итогов (Куликовская битва глазами русских и татаро-монголов).



4. Итог урока.

Слово учителя: Ребята, что вы узнали сегодня нового?

Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Обобщение и систематизация. Обобщающая беседа.



Домашнее задание.

§ 6—7. Возвышение Москвы; вопросы к параграфу (устно).