СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 3. 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: 100ballnik.com

Просмотр содержимого документа
«ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 3. 10 класс.»

Задание 1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении

6 большого к слову «усилий» из предложения 6.

(1)На самом деле животные снимаются в кино с ________ времен. (2)Первый фильм с участием четырехлапого актера вышел в далеком 1896 году под руководством братьев Люмьер. (3)В нем лев ходил из стороны в сторону по клетке, внимательно смотря на кусок мяса в руке оператора.

(4)С тех пор киноиндустрия значительно поменялась. (5)Сейчас во многих фильмах вместо настоящих животных используют модели, созданные с помощью компьютерной графики. (6)Да, подобный подход требует большого бюджета, но зато существенно облегчает жизнь съемочной команде, так как операторам не требуется прикладывать _______ усилий, чтобы снять животное на камеру «как надо».

 Ответ:



Задание 2. Подберите и запишите эпитет к слову «времён» из предложения 1. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.



(1)На самом деле животные снимаются в кино с ________ времен. (2)Первый фильм с участием четырехлапого актера вышел в далеком 1896 году под руководством братьев Люмьер. (3)В нем лев ходил из стороны в сторону по клетке, внимательно смотря на кусок мяса в руке оператора.

(4)С тех пор киноиндустрия значительно поменялась. (5)Сейчас во многих фильмах вместо настоящих животных используют модели, созданные с помощью компьютерной графики. (6)Да, подобный подход требует большого бюджета, но зато существенно облегчает жизнь съемочной команде, так как операторам не требуется прикладывать _______ усилий, чтобы снять животное на камеру «как надо».

Ответ:

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, сослепа, переведена, свекла.

Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

ПРИМЕРЫ

А)  речевая избыточность


  1.   Ежегодно на исследования

в области альтернативной

энергетики правительством

выделяются огромные суммы.

Б)  нарушение лексической

сочетаемости

  1.   В этом деле положительную роль

имеет согласие всего коллектива.

В)  употребление слова в несвойственном ему значении


  1.   Внешний вид гостиницы не

всегда соответствует

уровню обслуживания в ней.



  1.     Во втором действии комедии

действия развиваются интересно и динамично


  1.     Пассажиры, курящие во время

полёта, будут аннулированы


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

 Ответ:

Задание 5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.

 Ответ:

Задание 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

 1)  Вместе с обоими дочерьми он просидел в аэропорту два дня.

2)  Какой ущерб бизнесу могут нанести недобросовестные бухгалтера?

3)  сегодня у нас на обед суп с фасолью.

4)  На распродаже он купил несколько пар ботинок.

 Ответ:

Задание 7. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

 Пром..чить ноги, препод..ватель танц..в, распол..гаться на д..ване, в..днеется вд..леке, пом..риться с т..варищем, см..треть с зам..ранием, изменение прил..гательных, заст..лить п..стель, подг..товить выступление.

Ответ:

Задание 8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

 1)  К (не)расчётливости прибавилась и всегдашняя его медлительность.

2)  Вылет задержали (в)виду плохой погоды.

3)  У Ксении не было оснований считать, что работа плохо выполне(н/нн)а.

4)  Этот случай далеко (не)уникальный.

5)  Опыт был проведён удачно, (при)чём впервые.

6)  Глебов стал (в)тайне готовиться к отъезду.

7)  (Не)смотря на усталость, результатом заплыва Сергей был доволен.

8)  (Не)далеко от деревни находился полевой стан.

 Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части

речи может быть выбрано одно

или два предложения)

Имя существительное/

Имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


Задание 9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3)  — Ну какая же это верба, юноша?  — говорил он, просматривая работу ученика.  — (4)Не знаете  — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!

(8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9)  — Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её  — у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру»  — с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21)В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24)В центре  — высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними  — по пригоркам, по оврагам  — лепится серая от времени, деревянная Кострома  — настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (30)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (33)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34)  — Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько...

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда,  — неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное  — птицы! (45)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48)  — Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51)  — Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели!  — отозвался он, взволнованный.

(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.

 (56)Почему же так долго не мог взяться художник  — признанный мастер пейзажа  — за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!»  — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением,  — первое дуновение весны.

 (По О.М. Туберовской*.)

*Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) - советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».

Ответ:

Задание 10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  Писать (предложение 1)  — Изображать на бумаге или ином материале какие-л. знаки (буквы, цифры и т. п.); передавать при помощи них сообщение, текст, информацию. П. буквы. П. ноты

2)  Этюд (предложение 8)  — Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э.

3)  Тронуть (предложение 17)  — Вызвать в ком-л. сочувствие, сострадание; привести кого-л. в умиление, взволновать. Т. жалостной мелодией.

4)  Резкий (предложение 40)  — Чётко обозначенный, отчётливый. Р-ие очертания гор. Р-ие черты лица

5)  Палитра (предложение 54)  — Тонкая дощечка, металлическая, фарфоровая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой смешивают краски. Выдавить краски на палитру.

 Ответ:

Задание 11. Определите логическую связь между предложениями 11/12.

 1)  доказательство / вывод

2)  общая мысль / её конкретизация

3)  тезис / аргумент

4)  общая мысль / причина

 Ответ:

Задание 12. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

Ответ:

Задание 13. Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики, предполагающее приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам.». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

Ответ:

Задание 14. Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Чтобы рисовать природу, нужно чувствовать её».


скачано с сайта https://100ballnik.com/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя