СБОРНИК 10 вариантов
ВПР ЛИТЕРАТУРА 7 класс
ВПР 1 и 2 по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс по материалам ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 7 класс. 2025 г.)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5
Текст
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.
– Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.
Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви.
Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.
Л.Н. Толстой. «После бала»
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Б) …вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. В) …он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен… | 1) антитеза 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.
5. Объясните, почему рассказчик смотрит на танцующую пару «с восторженным умилением».
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс (материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 7 класс. 2025 г.)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 2
1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5
Текст
Первый снег
(1)Серебро, огни и блёстки,
– Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.
(2)Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
(3)Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
(4)Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В.Я. Брюсов
3.Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением». 4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Все предметы старой прозы Б) Жизни с грёзою игра В) Этот мир очарований, Этот мир из серебра! | 1) анафора 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 40 слов
Объясните, как в стихотворении воссоздаётся «мир очарований».
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВАРИАНТ 3
1.Как называется род литературы, в котором предметом изображения становится внутренний мир человека, его чувства и переживания? |
2.Каким термином обозначается изображение картин природы в художественном произведении? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Полковники ободрились и готовились дать сражение, Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнёсши их возами в виде крепостей, — род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками кольев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда всё было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, — знал, что и без того крепки они духом, — а просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце. — Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чём стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба») |
3.Выпишите из приведённого фрагмента диалектное многозначное слово, которое означает «жилище казаков», а также «воинское подразделение запорожских казаков». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | A) ...а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово... Б) ...нет уз святее товарищества! B) ...но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. | 1) антитеза 2) эпитет 3) олицетворение 4) гипербола | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, какую роль в приведённом фрагменте играют эпитеты? |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает ситуацию нравственного выбора героя (героини)? Чем руководствуется персонаж? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 4
1.Как называется жанр лиро-эпического произведения, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств? |
2.Как называется трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст (1)Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. (2)Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придёт желанная пора: (3)Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. (4)Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. (А.С. Пушкин) |
3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «кандалы». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) храните гордое терпенье... б) надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... b) «любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. | 1) гипербола 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, как в приведённом стихотворении воплощаются идеалы свободы. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какой герой (героиня) литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, проявляет милосердие и оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации? Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вы испытывали сострадание к людям? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 5
1.Как называется изображение внешности героя? |
2.Каким термином обозначается героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях, жанр русского фольклора? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст (1)И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду-племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». (2)Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного... И промолвил ты правду истинную: По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи... Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» (3)И, услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло... (4)Вот молча оба расходятся, — Богатырский бой начинается. (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») |
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «глаза». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) не разбойничал ночью тёмною... б) побледнел в лице, как осенний снег... b) бойки очи его затуманились... | 1) гипербола 2) постоянный эпитет 3) метафора 4) сравнение | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, почему Кирибеевич «побледнел в лице», когда узнал имя своего противника в кулачном бою. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Как вы думаете, какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, будут читать и в XXII веке? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 6
1.Как называется разновидность лирических произведении в прозаической форме, характеризующихся небольшим объёмом, эмоциональностью и бессюжетностью? |
2.Назовите термин, которым обозначается группа стихов (строк), составляющих единство. |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один тёмный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? — Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было. Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на неё: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался: — Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем... — Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал. — А вы кто ему будете? Родственница, что ль? — Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет... — Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец. Он закрыл кузницу и повёл гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца... С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью. (А.П. Платонов. «Юшка») |
3.Выпишите из приведённого фрагмента книжное слово, которое означает «успокаивать, уменьшать, ослаблять». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) ...мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко... б) ...большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами... b) ...кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца... | 1) фразеологизм 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, почему героиня «любила всем теплом и светом своего сердца» простого мужика Юшку. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло вам в освоении такого учебного предмета, как история? Как перекликается в нём исторический и литературный материал? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 7
1.Как называется в японской поэзии лирическое стихотворение из трёх строк? |
2.Каким термином обозначается небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Фонтан (1)Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. (2)Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён. (3)О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятёт? (4)Как жадно к небу рвёшься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Сверкает в брызгах с высоты. (Ф.И. Тютчев) |
3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «рука, ладонь». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится... б) коснулся высоты заветной... b) какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятёт? | 1) эпитет 2) риторический вопрос 3) метафора 4) сравнение | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, какую роль в стихотворении Ф.И. Тютчева играет образ фонтана. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает выдающиеся деяния наших предков? Какими деяниями предков вы гордитесь? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 8
1.Как называется цепь событий, изображённых автором в литературном произведении? |
2.Каким термином обозначается описание внутреннего вида помещений, обстановки, убранства? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Жираф (1)Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. (2)Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. (З)Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот, (4)Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. (5)И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... — Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. (Н.С. Гумилев) |
3.Выпишите из текста книжное слово, которое означает «состоянье полного довольства, услады». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) вдали он подобен цветным парусам корабля... б) ...луна, // дробясь и качаясь на влаге широких озёр. b) но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман... | 1) атитеза 2) эпитет 3) метафора 4) сравнение | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, как использование антитезы (противопоставления) помогает Н.С. Гумилёву раскрыть психологическое состояние лирических героев. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. В каком литературном произведении, рассмотренном в этом году на уроках или прочитанном самостоятельно, обличаются человеческие пороки? Какие отрицательные качества присущи герою этого произведения? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 9
1.Как называется повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность? |
2.Как называется острое столкновение противоположных мнений, мировоззрений и позиций действующих лиц в художественном произведении? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька. Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя — сибиряк. Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубёнки, телогрейки, всё равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твёрдо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями — ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеётся, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит. (В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет») |
3.Выпишите из приведенного фрагмента просторечное слово, которое означает «очень». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) прошли годы, много, ох много их минуло. б) ...с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого... b) школьная фотография жива до сих пор. | 1) эпитет 2) метафора 3) лексический повтор 4) сравнение | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, почему деревенский учитель остался в памяти рассказчика. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, посвящено Великой Отечественной войне? Чем помогали людям литература и музыка на фронте и в тылу? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
ВАРИАНТ 10
1.Как называется беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? |
2.Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст (1)Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. (2)Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. (3)Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. (4)Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. (А. А. Сурков) |
3.Выпишите из текста слово, которое означает «заблудившееся, сбившееся с дороги». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) на поленьях смола, как слеза... б) про тебя мне шептали кусты... b) между нами снега и снега. | 1) сравнение 2) лексический повтор 3) олицетворение 4) антитеза | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, почему песня на слова А.А. Суркова была так популярна в годы Великой Отечественной войны. |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает мир природы и человека? Как раскрывается в нём образ Родины? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
\ВАРИАНТ 11
1.Как называется изображение внешности героя? |
2.Как называется основная мысль литературного произведения? |
Прочитайте текст и выполните задания 3-5 Текст Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. — Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис. — Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... — Да, конечно, — сказал Лис. — Но ты будешь плакать! — Да, конечно. — Значит, тебе от этого плохо. — Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк. Потом прибавил: — Поди взгляни ещё раз на розы. Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошёл взглянуть на розы. — Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете. Розы очень смутились. — Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для неё убивал гусениц, только двух или трёх оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя. И Маленький принц возвратился к Лису. — Прощай... — сказал он. — Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. — Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. — Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. — Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. — Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. — Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. (A. дe Сент-Экзюпери. «Маленький принц») |
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «перегородка из рам, обтянутых материей или бумагой». |
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. примеры | средства художественной выразительности | a) вспомни, что я говорил про золотые колосья. б) ...и теперь он — единственный в целом свете. b) потому что я отдавал ей всю душу... | 1) фразеологизм 2) антонимы 3) гипербола 4) эпитет | |
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Как вы понимаете слова Лиса «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? |
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какой герой (героиня) литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, проявляет силу духа и смелость? При каких обстоятельствах он (она) совершает подвиг? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения. |
6.Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.