СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР за 7 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР за 7 класс по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 СБОРНИК из 10 ВАРИАНТОВ с КЛЮЧАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ К ДЕМОВЕРСИИ»

СБОРНИК 10 вариантов

ВПР ЛИТЕРАТУРА 7 класс


ВПР 1 и 2 по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс по материалам ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 7 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?

2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5

Текст

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.

– Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви.

Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.

Л.Н. Толстой. «После бала»

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Я обнимал в то время весь мир своей любовью.

Б) …вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.

В) …он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…

1) антитеза 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

5. Объясните, почему рассказчик смотрит на танцующую пару «с восторженным умилением».

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.





ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс (материалы ФИОКО Образец проверочной работы по литературе 7 класс. 2025 г.)


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 2

1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?

2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3–5

Текст

Первый снег

(1)Серебро, огни и блёстки,

– Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.

(2)Это – область чьей-то грёзы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

(3)Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

(4)Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

В.Я. Брюсов

3.Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением». 4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Все предметы старой прозы

Б) Жизни с грёзою игра

В) Этот мир очарований, Этот мир из серебра!

1) анафора 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 40 слов

Объясните, как в стихотворении воссоздаётся «мир очарований».

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

6. Какое литературное произведение, рассмотренное в прошлом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.





ВАРИАНТ 3


1.Как называется род литературы, в котором предметом изображения становится внутренний мир человека, его чувства и переживания?

2.Каким термином обозначается изображение картин природы в художественном произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Полковники ободрились и готовились дать сражение, Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнёсши их возами в виде крепостей, — род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками кольев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда всё было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, — знал, что и без того крепки они духом, — а просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце.

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чём стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может!

(Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента диалектное многозначное слово, которое означает «жилище казаков», а также «воинское подразделение запорожских казаков».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A) ...а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово...
Б) ...нет уз святее товарищества!
B) ...но породниться родством по душе, а не по крови,
        может один только человек.

1)  антитеза
2)  эпитет
3)  олицетворение
4)  гипербола


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, какую роль в приведённом фрагменте играют эпитеты?

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает ситуацию нравственного выбора героя (героини)? Чем руководствуется персонаж? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 4

1.Как называется жанр лиро-эпического произведения, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств?

2.Как называется трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

(1)Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

(2)Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придёт желанная пора:

(3)Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

(4)Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

(А.С. Пушкин)

3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «кандалы».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) храните гордое терпенье...
б) надежда в мрачном подземелье
     разбудит бодрость и веселье...
b) «любовь и дружество до вас
      дойдут сквозь мрачные затворы,
      как в ваши каторжные норы
      доходит мой свободный глас.

1)  гипербола
2)  сравнение
3)  метафора
4)  эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, как в приведённом стихотворении воплощаются идеалы свободы.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какой герой (героиня) литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, проявляет милосердие и оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации? Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вы испытывали сострадание к людям? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 5

1.Как называется изображение внешности героя?

2.Каким термином обозначается героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях, жанр русского фольклора?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

(1)И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».

(2)Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

(3)И, услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...

(4)Вот молча оба расходятся, —
Богатырский бой начинается.

(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «глаза».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) не разбойничал ночью тёмною...
б) побледнел в лице, как осенний снег...
b) бойки очи его затуманились...

1)  гипербола
2)  постоянный эпитет
3)  метафора
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему Кирибеевич «побледнел в лице», когда узнал имя своего противника в кулачном бою.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Как вы думаете, какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, будут читать и в XXII веке? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 6

1.Как называется разновидность лирических произведении в прозаической форме, характеризующихся небольшим объёмом, эмоциональностью и бессюжетностью?

2.Назовите термин, которым обозначается группа стихов (строк), составляющих единство.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один тёмный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на неё: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...

— Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец.

Он закрыл кузницу и повёл гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

(А.П. Платонов. «Юшка»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента книжное слово, которое означает «успокаивать, уменьшать, ослаблять».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) ...мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко...
б) ...большие серые глаза глядели так грустно,
        словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...
b) ...кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

1)  фразеологизм
2)  сравнение
3)  метафора
4)  эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему героиня «любила всем теплом и светом своего сердца» простого мужика Юшку.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло вам в освоении такого учебного предмета, как история? Как перекликается в нём исторический и литературный материал? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.


ВАРИАНТ 7

1.Как называется в японской поэзии лирическое стихотворение из трёх строк?

2.Каким термином обозначается небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Фонтан
(1)Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

(2)Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

(3)О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?

(4)Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.

(Ф.И. Тютчев)

3.Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает «рука, ладонь».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) смотри, как облаком живым
     фонтан сияющий клубится...
б) коснулся высоты заветной...
b) какой закон непостижимый
    тебя стремит, тебя мятёт?

1)  эпитет
2)  риторический вопрос
3)  метафора
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, какую роль в стихотворении Ф.И. Тютчева играет образ фонтана.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает выдающиеся деяния наших предков? Какими деяниями предков вы гордитесь? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



ВАРИАНТ 8

1.Как называется цепь событий, изображённых автором в литературном произведении?

2.Каким термином обозначается описание внутреннего вида помещений, обстановки, убранства?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Жираф
(1)Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(2)Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

(З)Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот,

(4)Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

(5)И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
— Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(Н.С. Гумилев)

3.Выпишите из текста книжное слово, которое означает «состоянье полного довольства, услады».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) вдали он подобен цветным парусам корабля...
б) ...луна, // дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
b) но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман...

1)  атитеза
2)  эпитет
3)  метафора
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, как использование антитезы (противопоставления) помогает Н.С. Гумилёву раскрыть психологическое состояние лирических героев.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

В каком литературном произведении, рассмотренном в этом году на уроках или прочитанном самостоятельно, обличаются человеческие пороки? Какие отрицательные качества присущи герою этого произведения? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.

ВАРИАНТ 9

1.Как называется повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность?

2.Как называется острое столкновение противоположных мнений, мировоззрений и позиций действующих лиц в художественном произведении?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька.

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя — сибиряк.

Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубёнки, телогрейки, всё равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твёрдо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями — ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеётся, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.

(В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»)

3.Выпишите из приведенного фрагмента просторечное слово, которое означает «очень».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) прошли годы, много, ох много их минуло.
б) ...с чуть виноватой улыбкой, вежливого,
        застенчивого...
b) школьная фотография жива до сих пор.

1)  эпитет
2)  метафора
3)  лексический повтор
4)  сравнение


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему деревенский учитель остался в памяти рассказчика.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, посвящено Великой Отечественной войне? Чем помогали людям литература и музыка на фронте и в тылу? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.




ВАРИАНТ 10

1.Как называется беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления?

2.Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

(1)Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

(2)Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

(3)Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

(4)Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

(А. А. Сурков)

3.Выпишите из текста слово, которое означает «заблудившееся, сбившееся с дороги».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) на поленьях смола, как слеза...
б) про тебя мне шептали кусты...
b) между нами снега и снега.

1)  сравнение
2)  лексический повтор
3)  олицетворение
4)  антитеза


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему песня на слова А.А. Суркова была так популярна в годы Великой Отечественной войны.

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает мир природы и человека? Как раскрывается в нём образ Родины? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.

\ВАРИАНТ 11

1.Как называется изображение внешности героя?

2.Как называется основная мысль литературного произведения?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

— Да, конечно, — сказал Лис.

— Но ты будешь плакать!

— Да, конечно.

— Значит, тебе от этого плохо.

—  Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Он умолк. Потом прибавил:

— Поди взгляни ещё раз на розы. Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для неё убивал гусениц, только двух или трёх оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

— Прощай... — сказал он.

— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

— Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

—  Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

—  Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

(A. дe Сент-Экзюпери. «Маленький принц»)

3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «перегородка из рам, обтянутых материей или бумагой».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

a) вспомни, что я говорил про золотые колосья.
б) ...и теперь он — единственный в целом свете.
b) потому что я отдавал ей всю душу...

1)  фразеологизм
2)  антонимы
3)  гипербола
4)  эпитет


5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

 Как вы понимаете слова Лиса «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какой герой (героиня) литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, проявляет силу духа и смелость? При каких обстоятельствах он (она) совершает подвиг? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.





6.Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя