СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР по русскому языку, 10 классе, вариант 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР по русскому языку, 10 классе, вариант 1»

Вариант 1.

(1)Если спросить, с чем у людей ассоциируется Гарри Поттер, то большинство ответит идентично: шрам-молния, очки-велосипеды и сова, которая несет письмо из Хогвартса. (2)А знаете ли вы, что Буклю играла не одна, а целых четыре совы?

(3)Гизмо, Втон, Элмо и Спраут  — пернатые актеры, которые играли роль личной совы Гарри Поттера. (4) И тут возникает невольный вопрос: зачем так много сов на роль одной единственной Букли? (5)_______ прост  — у каждой из них было свое предназначение.

(6)Да, совы  — птицы хоть и умные, но не настолько, чтобы выполнять столько трюков, сколько требовалось от Букли. (7)Поэтому под каждую задачу тренировалась новая сова. (8)У дрессировщиков уходило по 3 месяца на отработку каждого действия: Гизмо носил грузы и письма, Спраут  —участвовал в сценах с людьми, Элмо мог спокойно сидеть в клетке и не паниковать, а Втон красиво летал, выполняя различные виражи в полете.


1.  Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 5 антоним к слову «вопрос» из предложения 4.


2.  Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения.» Приведите два примера этого тропа из текста. Запишите их.


3.  Поставьте знак ударения в следующих словах.

Черпая, сливовый, бережливо, каталог.


4.  Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  речевая избыточность

Б)  нарушение лексической сочетаемости

В)  неправильное употребление фразеологического оборота


ПРИМЕРЫ

1)  Это вещество оказывает большой вред на растения.

2)  Первым лидирует норвежский велосипедист.

3)  В агентстве нам охотно предоставили необходимые сведения.

4)  Мы были невеждами в лингвистических вопросах.

5)  Делайте что хотите, а я вымываю руки.

A

Б

В






5.  Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  Вместе с обоими дочерьми он просидел в аэропорту два дня.

2)  Какой ущерб бизнесу могут нанести недобросовестные бухгалтера?

3)  сегодня у нас на обед суп с фасолью.

4)  На распродаже он купил несколько пар ботинок.


6.  Выпишите слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная в корне слова.

Прим..рять пальто, прим..рять поссорившихся, зам..реть от страха, разв..вающийся ребёнок, зап..вать молоком, кл..нировать прил..жение, скл..нить набок, пот..рять кошелёк, пот..реть ладони, прит..гательный взгляд, усл..жнить задание, медвежья б..рлога, в..пиющий факт, ед..ничный случай.


7.  Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  Безлунная ночь была всё так(же) великолепна, как и прежде.

2)  Что(бы) узнать происхождение слова, возьмите этимологический словарь.

3)  Цветы у гороха (на)подобие белых мотыльков.

4)  Бумаги были разброса(н, нн)ы по всей комнате.

5)  Зачем вам нужна гашё(н, нн)ая известь?

6)  Ира ушла, Андрей так(же) не стал засиживаться.

7)  Никита встал (с)позаранку и отправился в лес.

8)  Сумрак тихий, сумрак сонный, лейся (в)глубь моей души.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз



(1)Сегодня я увидела ребёнка... (2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые. (3)И ещё говорят, что теперь дети более «смышлёные» и усваивают всё гораздо быстрее. (4)Взрослые радуются их вопросам не к месту, а потерю - если не сказать отсутствие - наивности расценивают как шаг вперёд в развитии юного поколения. (5)Именно поэтому ребёнок, которого я сегодня увидела, привлёк моё внимание. (6)Он на самом деле был ребёнком - доверчивым и бесхитростным, как и должно быть в его возрасте, с сияющими, любопытными глазами, с живыми и лёгкими движениями, естественными для человечка, не так давно появившегося на свет. (7)Я видела, как он идёт, пытливо глядя на всё вокруг и стараясь раскрыть тайну, спящую за внешней стороной предметов и событий. (8)С его губ беспрестанно слетали вопросы - так велика была в нём жажда познания.

(9)Вопросы, которые он задавал, были простыми и одновременно глубокими именно благодаря своей простоте. (10)Он хотел знать всё о небе, о звёздах, о границах Вселенной. (11)Он хотел знать, почему насекомые летают и почему у человека нет крыльев. (12)Он хотел знать, отчего люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и кричать... (13)Но родители ответили ему лишь улыбкой и шутками. «(14)И в кого только пошёл этот малыш? (15)Он ни в чём не похож на нас... (16)И мне даже стыдно за его вопросы, такое впечатление, что он совсем ничего не понимает... (17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с друзьями? (19)Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю больше того, что уже рассказал?»

 

(20)Прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса, на него легла тень, которая лучше тысячи словарей могла бы рассказать, что такое грусть. (21)И мне кажется, что именно в этот миг он утратил свою доверчивость и непосредственность и, сам того не желая и не понимая, раньше времени повзрослел. (22)Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать, сталкиваясь с непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные мечты, не говорить о прекрасном, а высказывать лишь то, что другие хотят услышать.

(23)И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель красоту и невинность? (25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей голос до сих пор должен был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое любопытство и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с потерей детского умения удивляться?

(28)Печальным оказался тот день, когда я увидела этого ребёнка.

(29) Теперь я неустанно буду всматриваться в лица окружающих в поисках другого такого же взгляда, который поведает мне о бесхитростности первых идеалов, ещё не загрязнённых разгулом современного ритма жизни.

(30) Я буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается тоска по небу и вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой души, спящей сегодня в ожидании лучших времён.

(По Д. С. Гусман) *

* Делия Стейнберг Гусман (род. в 1943 году)  — аргентинский и испанский музыкант, философ, культуролог, писатель, автор множества работ, книги «Сегодня я увидела...».


8.  Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.


9.  Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  Внешний (предложение 7)  — Находящийся, расположенный вне, за пределами чего-л.; действующий извне; наружный (противоп.: внутренний). В-яя среда. В-яя охрана.

2)  Жажда (предложение 8)  — Желание, потребность пить. Нестерпимая, мучительная, изнурительная ж.

3)  Играть (предложение 18)  — (кого-что). Участвовать в сценическом представлении; изображать кого-, что-л. на сцене, исполнять (роль, спектакль). И. заглавную роль в любительском спектакле.

4)  Груз (предложение 23)  — только ед. Тяжесть; тяжёлый предмет. Положить аппликацию под г.

5)  Ритма (предложение 29)  — Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л. Деловой, трудовой ритм.


10.  Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Почему важно сохранить у ребёнка искренность и любопытство?» Сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.









Вариант 2

(1)На самом деле животные снимаются в кино с ________ времен. (2)Первый фильм с участием четырехлапого актера вышел в далеком 1896 году под руководством братьев Люмьер. (3)В нем лев ходил из стороны в сторону по клетке, внимательно смотря на кусок мяса в руке оператора.

(4)С тех пор киноиндустрия значительно поменялась. (5)Сейчас во многих фильмах вместо настоящих животных используют модели, созданные с помощью компьютерной графики. (6)Да, подобный подход требует большого бюджета, но зато существенно облегчает жизнь съемочной команде, так как операторам не требуется прикладывать _______ усилий, чтобы снять животное на камеру «как надо».


1.  Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 6 синоним к слову «усилий» из предложения 6.


2.   Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения.» Приведите два примера этого тропа из текста. Запишите их.


3.  Поставьте знак ударения в следующих словах.

Начата, досуха, балуясь, бухгалтеров.


4.  Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А)  лексическая несочетаемость

Б)  неверное использование фразеологизма

В)  употребление слова в несвойственном ему значении


ПРИМЕРЫ

1)  В процессе подготовки к соревнованиям особое значение следует уделять дозированию нагрузки на организм.

2)  Одним из самых известных потомков современных кенгуру был вымерший 15 миллионов лет назад представитель доисторической фауны Земли, названный учёными протокоптодонтом.

3)  Документы нужно было представить не позднее чем через неделю.

4)   Название растения вертелось у меня на уме, я мучительно напрягал память, но не мог вспомнить.

5)   Жили Елисеевы на широкую ногу, одна только обстановка квартиры чего стоила.

A

Б

В






5.  Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

 1)  Теперь этот автобус ходит по нужной дороге, едь на нём.

2)  Вещи в чемодан кладите аккуратно, чтобы не помялись.

3)  Самолёт с двести сорока пассажирами совершил вынужденную посадку.

4)  Первый способ решения уравнения немного проще, чем второй.


6.  Выпишите слова, в которых пропущена буква О в корне слова.

Ч..порный человек, ж...лтый капюш..н, железный ж..лоб, крепкий ш..в, старый ж..рнов, крупный ж..лудь, погрузить в щ..лочь, гладкое ш..ссе, крупный обж..ра, крутой береж..к, ловкий ж..кей, любить горяч..


7.  Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1)  Они увидели (не)скошенный луг.

2)  (В)течение лета мы много путешествовали.

3)  (На)встречу бежал пёс, издали заметивший хозяина.

4)  Пороги (в)течении реки были серьёзным препятствием.

5)  (Не)широкая тропинка вела через поле в дальнюю рощу.

6)  (Не)приятель готовился к обороне, а мы  — к наступлению.

7)  Так(же), как и в прошлый раз, ребята отправились на экскурсию в субботу.

8)  Алексей Иванович потянулся к портфелю, что(бы) достать из него свежую газету.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз


(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

— (13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

— (15)А что?  — заинтересовался староста.

— (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт  — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет  — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело  — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (30)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37)Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют в любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе. (По А. Дорохову*)

* Алексей Дорохов  — современный писатель.


8.  Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.


9.  Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  Горячий (предложение 4)  — перен. Вспыльчивый, легко возбуждающийся. Г. характер. Горячая голова (о человеке, склонном к горячности; разг.).

2)  Дорогу (предложение 5)  — Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная д.

3)  Ничего (предложение 13)  — нареч. Довольно хорошо, сносно. Чувствует себя н. Живёт н. Он очень даже н. (совсем неплох). Обед получился н.

4)  Пробел (предложение 30)  — Незаполненное место в тексте, промежуток (между буквами, словами, строками). Оставить п.

5)  Правило (предложение 35)  — Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил.


10.  Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какова роль правил поведения в отношениях между людьми?» Сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.