Проблемная ситуация: Ни для кого не секрет, что не только современная молодежь мало читает, но и люди более старшего возраста перестали посещать библиотеки. Можно винить в этом и развитие телевидения и интернет, но это не решит проблемы.
Объект исследования – посещаемость библиотек.
Предмет исследования – VR-чтения, как способ привлечения читателей в библиотеки.
Цель: изучить технологию VR-чтения, как способ привлечения читателей в библиотеки.
Задачи:
Узнать, что такое VR-чтения и его историю.
Найти опыт использования VR-чтения в России.
Гипотеза: технологии связанные с виртуальной реальностью способны привлечь посетителей библиотек.
Виртуальная реальность
Библиотеки во всем мире вводят различные инновации в свою работу для привлечения посетителей. Как бы библиотеки ни меняли дизайн интерьера и ни оснащались современным оборудованием, решающим фактором для повышения уровня посещаемости является работа библиотекарей с аудиторией. На сегодняшний день деятельность библиотек активно направлена на привлечение внимания читателей не только к своей деятельности, но и к популяризации чтения в целом.
Развитие современных технологий не может не отразиться и на работе библиотек. На Западе давно практикуются различные способы привлечения читателя с помощью компьютерных технологий. В России такие практики тоже внедряются. Давайте подробно рассмотрим одну из этих технологий.
VR означает виртуальную реальность (virtual reality). Это мир, созданный с помощью компьютерных технологий, который человек воспринимает как настоящий. С помощью VR можно создать виртуальный тур по учреждению, показать площади, занятия в кружках, представления и т.д.
Проекты VR дают серьезный имиджевый эффект учреждениям и положительно влияют на посещаемость. VR увеличивает конверсию в продажу и уменьшает время принятия решения при покупке.
Увеличение конверсии достигается в том числе благодаря тому, что VR обеспечивает эффект погружения, а это, в свою очередь, способствует наглядному донесению ценности продукта — помещения, студии, кружка, библиотечного клуба и т.п. Есть 2 варианта создания виртуального тура — съемка и 3D-моделирование. Необходимо провести рекламную акцию в библиотеке, социальных сетях. Пригласить посетителей участвовать.
Один из ярких примеров такой технологии представлен ниже. VR-чтения — это серия видеороликов, когда человек становится соавтором произведения, которое читает: ведь при чтении он создает в своем воображении картинки. По сценарию человек в кадре читает отрывок из произведения известного автора, и вокруг него появляется описанная в книге реальность, но такая, которую он представляет.
30 августа 2019 года на фестивале креативных индустрий G8 VR-Чтения, созданный совместно с VR Seasons, стало победителем в номинации «Инновации» Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Центральная городская молодежная библиотека им.М.А. Светлова".
VR-Чтения - это серия уникальных роликов, созданных с помощью технологии VR-анимации к юбилею И. С. Тургенева. Известные актеры Юрий Колокольников и Аглая Тарасова читали в ролике произведения Тургенева, а вокруг них создавалась реальность прочитанного. Таким образом они визуализировали воображение читателя. В съемках роликов участвовали известные актеры: Юрий Колокольников (сериал «Игра престолов») представил отрывок из рассказа «Бежин луг», Аглая Тарасова (фильмы «Лед», «Танки») прочла часть повести «Вешние воды». Режиссер роликов обсудил с актерами, что именно они представляют во время чтения приведенных отрывков. Эти идеи легли в основу роликов в формате виртуальной реальности — их нарисовали по ассоциациям и фантазиям чтецов. Видео создавали в режиме реального времени с помощью технологий VR-анимации, пока актеры читали текст. Ролики пользовались большим спросом у подростков 14-17 лет. Посещаемость выросла за счет этого проекта по итогам года, поскольку подростки заинтересовались и другими мероприятиями библиотеки. На самом деле VR-чтения можно создавать не только в реальном времени, но и быть созданы в режиме офлайн.
История появления виртуальной реальности
Когда-то технологии виртуальной реальности в научном обществе считались фикцией, неисполнимой фантастикой из книг и кинематографа. Но теперь, в мире, где существует относительно развитая экосистема, состоящая из таких устройств, как Oculus Rift, HTC Vive, Lenovo Explorer и Playstation VR. Человек на протяжении всей своей истории стремился максимально точно эмулировать реальность, в которой живёт, передать ощущения, имитировать различные аспекты действительности в виде звука, изображения, реже других воздействий на органы чувств. VR-шлемы, очки, дисплеи, перчатки – это лишь малая часть технологий, которые были созданы человеком.
VR-чтения, как проект виртуальной реальности пришел к нам с Запада. Нет какой-то определенной даты появления этой технологии, и не известно имя создателя. Нам эта технология знакома по проведению акций в г.Москва, посвященный юбилею И.С.Тургенева. Новый формат знакомства с классическими произведениями литературы представлял проект VR-Чтения, реализуемый в Центральной городской молодежной библиотеке имени М.А.Светлова (Москва) совместно с VR Seasons.
При помощи различных программ программирования, видеомонтажа и видеокамеры были созданы эти ролики. Современные технологии не стоят на мест. Сейчас можно с помощью телефона, компьютера и камеры создать ролики.
Я сейчас расскажу Вам более подробно о таких программах.
Unity — это самый популярный фреймворк для создания высококачественных 2D- и 3D-игр для множества платформ: смартфонов, компьютеров, консолей, ТВ, VR, AR и веба. Стоимость подписки варьируется от бесплатной для «начинашек» до $125 в месяц для профессионалов.
Amazon Sumerian позволяет быстро и удобно создавать VR, AR и 3D-приложения даже тем, кто не имеет в этом опыта. Он совместим с Oculus Rift, Oculus Go, HTC Vive, Google Daydream, Lenovo Mirage, а также мобильными устройствами на Android и iOS. Создать аккаунт можно бесплатно, далее плата взимается на основе объёма хранимых 3D-ресурсов и генерируемого сценами трафика.
React 360 — хороший инструмент для создания интерактивных панорамных и VR-приложений. Это тоже опенсорсный инструмент для создания проектов под ПК, мобильные устройства и гарнитуры виртуальной реальности.
Simbol позволяет создавать социальные VR-проекты на основе 3D-контента. Можно создавать «виртуальных личностей», которые могут взаимодействовать с виртуальным миром. Simbol также бесплатен.
Заключение
VR-чтения требуют особой подготовки и знаний программирования, чтобы успешно его реализовать. Для этого необходимо провести подготовительную работу, рекламную акцию, подобрать людей, которые будут реализовывать проект.
Для того чтобы найти оптимальный путь к своему читателю, необходимо попробовать различные методы привлечения внимания. Главным образом, библиотеки должны сформировать положительный образ читающего человека. Учитывая интересы и потребности своих читателей, библиотеки продолжают искать новые формы работы с пользователями и несут эмоциональную, красочную и, конечно же, познавательную информацию.
Современные технологии, связанные с социальными сетями, видеороликами, пользуются популярностью среди населения. Поэтому используя проекты, связанные с виртуальной реальностью будут, приносить плоды.