СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вражда в родительских чатах: что делать педагогам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет педагогам регулировать общение в родительских чатах.

Просмотр содержимого документа
««Вражда в родительских чатах: что делать педагогам»»

«Вражда в родительских чатах: что делать педагогам»


Чаты в мессенджерах с родителями и педагогами вызывают как агрессию, так и массу шуток и обсуждений. Что с этим делать?

Можно по-разному относиться к этому явлению, но исключить его из жизни совсем, к сожалению, теперь уже невозможно. Потому я хочу рассказать вам – как правильно коммуницировать в чатах с мамами и папами.

Воспользуйтесь инструкцией, как регулировать обстановку в родительских чатах, когда в них лавинообразно нарастает вероятность конфликтов. Это происходит, если люди начинают использовать профильные чаты не по назначению: ищут правых и виноватых; празднословят, обсуждают далекие от задач чата темы; флудят, то есть пересылают видео и картинки, стихотворные поздравления, анекдоты, сенсационные сообщения, сообщения-предупреждения, подробно, многословно излагают свою позицию по какому-либо поводу. Риск конфликтов особенно велик, когда из-за общественно значимых событий люди стремятся транслировать свои мнения, а некоторые неосознанно или сознательно стремятся к хайпу, откликам.

Справка

Флуд – сообщения, которые не относятся к теме общения, он мешает нормальному течению беседы и отвлекает. Флуд – не общение, не просвещение. Флуд недопустим в деловом общении

Хайп - переводится как «навязчивая реклама; шумиха, ажиотаж». Существует созвучный глагол, который означает «раскрутить; раздуть». Раздуть нечто, привлекающее пристальное массовое внимание на какой то срок.  Ажиотаж обычно долго не длится, спадает до следующего раза.

Как установить правила родительского чата, чтобы впоследствии избежать конфликтов

Донесите до участников образовательных отношений главный закон беспроблемных родительских чатов в мессенджерах и соцсетях. Он звучит так: «Чаты предназначены для того, чтобы информировать родителей о событиях и фактах, которые имеют только самое непосредственное отношение к пребыванию их детей в группе детского сада». Чат с родителями и с коллегами нужен исключительно для информационных целей, поэтому он должен быть больше всего похож на доску нужных всем объявлений о работе с детьми в вашей группе. Когда участник чата вносит любую, даже позитивную, но с низкой смысловой нагрузкой информацию – это размывает границы допустимой тематики и форм общения в нем. Четко очертите, что флуд типа мемов, очаровательных видео и ссылок с полезными советами не по делу недопустим. Как только создаете чат, сразу пишите и закрепляйте правила общения в нем. Нарушителей правил блокируйте.

Например

Правила чата группы «Кораблик»
1. Пишем только по делу, кратко, только текстовые сообщения.
2. Прежде чем задать вопрос, листаем чат. Возможно, ответ уже там есть.
3. Все самое важное закрепляется в шапке чата.
4. Никакого флуда. Запрещены отвлеченные темы, петиции, приглашения к благотворительности, мемы, фото и видео кроме тех, что по профессиональной необходимости нужно выложить на общее обозрение родителей.
5. Чужих детей в чате не обсуждаем.
6. Личное – в личные сообщения.
7. Конфликты решаем лично, а не в чате.
8. Никакой оскорбительной лексики и разжигания вражды. За нарушение этого правила немедленно блокируем участника.
9. Педагог не круглосуточно в чате. Он отвечает на вопросы в будние дни с 8:00 до 8:30 и с 18:00 до 18:30.

Кто часто агрессивен в родительских чатах

В любом чате есть пользователи с разной степенью агрессивности, откровенности и вовлеченности. Как правило, сложности в чате начинаются, когда участники сильно вовлекаются в обсуждение темы, иногда совершенно невинной – например, поздравлять ли с 23 февраля и 8 марта детей, надо ли фотографироваться в детском саду. Особенно часто склонны к повторяющейся агрессии в чате люди пяти психологических типов:

  • Люди с высоким уровнем эгоцентризма. Они сфокусированы на своем мнении и на желании его транслировать, убеждены в своей правоте.

  • Склонные к сутяжничеству – те, кто постоянно выдвигает все новые претензии, обвинения. Это мягкие психиатрические расстройства: еще не болезнь, но уже нездоровье. Взаимодействие с такими людьми всегда непредсказуемо: вас могут втянуть в разбирательства, приписать вам мнения, которых вы не придерживаетесь, и представлять вас в ложном свете.

  • Нереализованные. У людей есть энергия и желание коммуницировать, но нет полезной активности.

  • Высокотревожные. Тревога «хочет опредметиться»: превратиться в конкретный страх, а любая острая социальная и политическая ситуация создает поводы для страха. Тревожные родители пытаются фильтровать окружение, убрать риски, чтобы защититься от угрозы. Могут быть очень настойчивы.

  • Люди, чьи непосредственные интересы задеты происходящими событиями. В силу значительной эмоциональной нагрузки они нуждаются в том, чтобы вынести наружу то, что переживают. Но чат в детском саду – не место для таких действий.

Совет

Вариант работы с родителями в мессенджерах: создавать чат под конкретную задачу, а потом удалять. Чаты не самоценны. Система образования может обойтись без них

Каких правил общения в родительском чате придерживаться педагогу

Донесите до участников образовательных отношений факт, что в чатах конфликты решаются плохо. Максимум, на что можно рассчитывать при агрессии, это что ее удастся притушить в чате и перенести в офлайн. Но и эту задачу по здравом размышлении можно применить только к непосредственной работе воспитателя с детьми и родителями, а не к социальным вопросам. Помните: ни в одном чате никогда носители противоположных взглядов не пришли к единому мнению. При колоссальном вкладе ресурсов можно добиться временной иллюзии единства, но зыбкой и ненужной. Не тратьте на это энергию.

В чате давайте пример стиля общения. Оставайтесь в профессиональной позиции: вы – педагог, чат используете по делу. Общайтесь только вежливо, кратко и обсуждайте в чате только то, что входит в ваши профессиональные обязанности. На вопросы и сообщения по темам, которые входят в вашу профессиональную компетентность, отвечайте кратко, ясно, один раз, не поддавайтесь на эмоциональные провокации. Используйте только деловой тон. Будьте сдержанны.

Не высказывайтесь в чате о политике, религии, личном отношении к коронавирусу и прививкам; не пишите никакую личную информацию о воспитанниках и семьях. Не отвечайте на содержание сообщений в чате, не имеющих отношений к вашим обязанностям. Помните про свою ответственность. Вы никого ничему не научите, не переубедите, но можете навредить себе.

Не позволяйте никому в чате втянуть вас в эмоциональную перепалку. Иначе у вас будет постоянный скандал в чате и низкая профессиональная репутация. Уважайте себя как профессионала.

Важно

Любой чат – это пространство, где снижается цивилизованность поведения. Чат создает ощущение относительной безнаказанности любого высказывания

Как реагировать на агрессию между родителями в чате

При первых же предвестниках агрессии, когда начинается обсуждение не относящейся к детскому саду темы или кто-то высказывает эмоциональное мнение, сразу напомните, что чат не предназначен для посторонних тем. Напишите, что будете вынуждены удалить чат или блокировать тех, кто игнорирует правила.

Если вы не уследили, например, были с детьми, когда начался конфликт, – реагируйте сразу, как только заметили агрессию. Напишите, что при всем уважении к мнениям родителей по несомненно важному для каждого вопросу вы настоятельно рекомендуете прекратить это обсуждение в этом чате, он для этого не предназначен. Даже если вы считаете, что некое мнение нужно широко транслировать, не разрешайте этого делать и сами не высказывайтесь. Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012, педагогическим работникам и психологам запрещено использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Если родители продолжают писать, задача педагога усложняется: надо сдержать и свои эмоции и порывы и прекратить ненужное обсуждение. Чтобы сдержаться, увеличивайте дистанцию с чатом. Отложите телефон подальше, отключите звук, займитесь каким-то делом, чтобы на эмоциях не вовлечься в дискуссию. Дайте выход эмоциям. Если есть возможность, проговорите их, но ни на кого не нападайте. Медленно подышите или несколько раз максимально крепко сожмите и разожмите кулаки, если вы не наедине и не можете сейчас получить эмоциональную поддержку.

Если в чате вас не слышат, идет и идет ругань, не терпите, удаляйте чат. Создавайте его заново и отключите возможность комментирования ваших сообщений. Пусть в чате останется только информационная функция.

Вообще не пишите в чат, когда там накалены эмоции по любому поводу. Ваша профессиональная обязанность – это в том числе сдержанность. Повремените, не отвечайте, не лакайте. Если поступил содержательный вопрос, по которому нужен ваш ответ, напишите, когда в чате уже спокойно и мало сообщений, причем строго по делу. Это же относится и к чатам с коллегами.

Совет

Если в вашем чате сложилась накаленная атмосфера, преобладает обсуждение вопросов, которые не имеют отношения к воспитательному процессу, удалите чат и создайте новый с новыми правилами.

Как вести себя в чате с коллегами

Помните, что на работе есть деловая этика. Не надо нести добро коллегам и пытаться их научить правильной жизненной позиции, рабочий чат – только для дела. Поэтому первое правило – не присоединяйтесь к нерабочим дискуссиям в чатах.

Уважайте чужие личные границы. Если вы хотите написать гневное, тревожное, поучительное сообщение, остановитесь и задайте себе вопрос, зачем вы это делаете. Если хотите предостеречь, научить, на что-то повлиять – вы строите иллюзии, ваше мнение в чате не повлияет на чужое, какие бы сильные аргументы вы ни приводили. Если вас все равно влечет что-то писать в чат, это говорит о том, что вы хотите слить эмоции. Вам нужен собеседник, единомышленник, но не в чате. Найдите того человека, кому давно доверяете, и с ним обсудите свои мысли и чувства, не выносите их на обозрение коллег.

Учитывайте социально-психологический эффект «фундаментальная ошибка каузальной атрибуции». Это когнитивное искажение, иррациональное заблуждение, которого люди в себе не замечают. Когда мы осмысляем собственные решения и позиции, то объясняем их лучшими качествами и принципами, а для тех, кто придерживается других взглядов, находим нижайшие мотивы. Еще один пример фундаментальной ошибки каузальной атрибуции: «мой ребенок кричит и плачет, потому что устал, его обидели, а чужой ребенок – потому что нервный, плохо воспитанный и противный».

Удачи вам и приятного общения!