СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»


«Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»


Цель: Сформировать представление о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.

Целевые установки на достижение результатов:

Личностных: воспитание бережного отношения к здоровью.

Предметных: формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью.

Метапредметных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников в деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека.

Коммуникативные УУД: работа с информацией, выработка основных навыков профилактики вредных привычек.

Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к вредным привычкам.

Личностные УУД: сохранение жизни и здоровья.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

1. Понятие «Привычки»

2. Понятие «Вредные привычки»

3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

ХОД УРОКА


I . Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

Эпиграфом нашего урока являются слова: «Человек – украшение мира».

Предлагаю вам подумать и объяснить, что такое вредные привычки. Какие привычки можно считать вредными и почему.

Ответы учащихся

Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»

Ответы учащихся

Сегодняшняя тема урока посвящена актуальной проблеме пагубного влияния вредных привычек

Сегодня мы должны с вами обсудить проблему состояния здоровья современной молодежи Хочется, чтобы вы задумались о состоянии своего здоровья и определили, насколько здоровый образ жизни вы сами ведете и наметили пути совершенствования своего здоровья.

III. Изучение нового материала.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что может пагубно влиять на ваше здоровье?

  2. Что может пагубно влиять на здоровье ваших близких?

(Вредные привычки)

Что же такое привычка и вредные привычки?

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности. (Слайд 2)

(запись в тетрадь)

Вопросы: 1. Подумайте, насколько тесно взаимосвязаны компоненты вредных привычек?

(компоненты вредных привычек тесно связаны: если у человека есть вредные привычки, он испытывает психологический дискомфорт и не может чувствовать себя отлично).

2. Какие привычки можно считать вредными? (Слайд 3,4)

(ответы учащихся)

1 Курение. В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Курение – самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодежи. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во многих странах курит до половины мужского населения. Более того, армия курильщиков не только не уменьшается, а наоборот стремительно увеличивается. В 1493 году Колумб привез в Европу траву, получившую название от провинции Тобаго, где она культивировалась.

Еще недавно курение считалось чисто мужским пороком. Курящие женщины встречались редко и подвергались осуждению общества. Но в последнее время во всех странах рост курильщиков среди женщин сильно увеличивается. По данным ВОЗ в мире среди 1,97 миллиарда курящих людей около 47% составляют мужчины и около 12%- женщины (презентация 1).

Учитывая динамику роста числа курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака ежегодно будут становиться около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. К сожалению Россия - самая курящая страна. На западе количество курящих уменьшается, а у нас – увеличивается, в том числе за счет женщин и детей. Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей нет. Попробуем доказать, что курение – это вред, зло, которое несет несчастье. А чтобы успешно бороться с этим злом, нужно знать о нем все.

Табачный дым представляет собой аэрозоли из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, синильную кислоту, муравьиную кислоту, сероводород, аммиак, табачный деготь, канцерогены, окислы азота, соединения мышьяка, меди, железа, свинца, радиоактивный полоний, цезий, стронций, ацетон и другие (презентация 1). В табачном дыме более 400 компонентов, 40 из них имеют канцерогенные свойства, способные вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний – 210. Попадая с табачным дымом в организм, он накапливается в бронхах, а также в почках и печени.

Под воздействием табачного дыма нарушается обмен веществ. Курящие дети отстают в развитии. У них ослабевают память и внимание, снижается работоспособность, ухудшаются слух и зрение. У мужчин происходит снижение половой функции. Особенно губительно курение влияет на женщин. У них наблюдается раннее увядание организма. Кожа теряет эластичность и свежесть, появляются ранние морщины на лице, голос становится низким и хриплым. У курящих женщин в два раза чаще происходят выкидыши, рождаются неполноценные и мертворожденные дети.

Многие люди бросают курить сразу и навсегда. Отказ от курения – это победа над собой, своей слабостью и злейшим врагом здоровья – табаком. Бросить курить можно в любое время. Нужно только захотеть. Первым делом нужно продумать все «за» и «против» курения, найти правильный ответ на вопрос: «Почему я курю?» и «Хочу ли я на самом деле бросить курить?» Надо принять решение и не откладывать его выполнение, назначить день отказа от табака и сообщить об этом своей семье, друзьям. А чтобы быстрее восстановить свой организм после вредных последствий табакокурения, полезно заняться физкультурой и спортом, закаливанием организма, аутотренингом.

Мы призываем всех, кто решил порвать с пагубной привычкой табакокурения, приурочить этот день к Международному дню отказа от курения, который проводится 20 ноября! (Слайд 5,6)

2.«Алкоголь» по-арабски значит «одурманивающий». Он относится к группе нейродепрессантов — веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга и, в свою очередь, к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости. Статистика показывает, что большинство утонувших находились в состоянии опьянения, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, пьяная ссора — самая популярная причина убийства, а шатающийся человек рискует быть ограбленным в первую очередь. В России лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения было совершено 81 % убийств, 87 % тяжелых телесных повреждений, 80 % изнасилований, 85 % разбоев, 88 % хулиганских действий. Рано или поздно у постоянно пьющего человека начинаются болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, печени и других, сопутствующих такому образу жизни болезней. Но и они не идут ни в какое сравнение с распадом личности и деградации пьющего человека.

Говоря о негативной роли употребления спиртных напитков в социальной сфере, следует отметить также и экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и с их поведением.

Так, например, наукой установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают работоспособность на 5-10%. У тех, кто употреблял алкоголь в выходные и праздничные дни, работоспособность ниже на 24-30 %. При этом особо выражено снижение работоспособности у работников умственного труда или при выполнении тонких и точных операций.

Экономический ущерб производству и обществу в целом обусловлен и временной нетрудоспособностью лиц, употребляющих алкоголь, который, с учетом частоты и длительности заболеваний, в 2 раза выше, чем у непьющих. Особый ущерб наносят обществу лица, систематически употребляющие спиртные напитки и больные алкоголизмом. Это обусловлено тем, что помимо больших потерь в сфере материального производства, государство вынуждено расходовать значительные суммы на лечение этих лиц и оплату их временной нетрудоспособности.

С медицинской точки зрения алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся патологическим (болезненным) влечением к алкоголю. Прямым путем к алкоголизму ведет пьянство — систематическое употребление спиртных напитков в течение длительного времени или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся во всех случаях выраженным опьянением.

К ранним симптомам алкоголизма относят:

  • потерю рвотного рефлекса;

  • утрату количественного контроля над выпитыми спиртными напитками;

  • неразборчивость в спиртных напитках, стремление выпить все купленное спиртное и т. п.

Одним из основных признаков алкоголизма является «похмельный» или «абстинентный» синдром, который характеризуется физическим и психическим дискомфортом и проявляется различными объективными и субъективными расстройствами: покраснением лица, учащенным сердцебиением, повышенным артериальным давлением, головокружением, головными болями, дрожанием рук, шаткой походкой и др. Больные с трудом засыпают, сон их поверхностный с частыми пробуждениями и кошмарными сновидениями. У них меняется настроение, в котором начинают преобладать подавленность, пугливость, страх, подозрительность. Больные неправильно толкуют слова и действия окружающих.

На поздних стадиях алкоголизма появляется алкогольная деградация, к основным признакам которой относят снижение этики поведения, утрату критических функций, резкое нарушение памяти и интеллекта.

Наиболее характерными заболеваниями при алкоголизме являются: поражение печени, хронический гастрит, язвенная болезнь, рак желудка. Употребление алкоголя способствует развитию гипертонической болезни, возникновению сахарного диабета, нарушению жирового обмена, сердечной недостаточности, атеросклерозу. У алкоголиков в 2-2,5 раза чаще встречаются психические расстройства, венерические и другие заболевания.

Значительным изменениям подвергаются железы внутренней секреции, особенно надпочечники и половые железы. В результате у мужчин — алкоголиков развивается импотенция, которой страдают около одной трети употребляющих алкоголь. У женщин, как правило, очень рано возникают длительные маточные кровотечения, воспалительные заболевания внутренних половых органов и бесплодие. Токсическое влияние алкоголя на половые клетки увеличивает вероятность рождения неполноценных в умственном и физическом отношении детей. Так, еще Гиппократ — основоположник античной медицины, указывал, что виновниками эпилепсии, идиотизма и других нервно-психических заболеваний детей являются родители, которые употребляли спиртные напитки в день зачатия.

Возникающие у пьяниц болезненные изменения нервной системы, различных внутренних органов, расстройства обмена веществ, деградации личности приводят к быстрому постарению и одряхлению. Средняя продолжительность жизни алкоголиков на 15-20 лет меньше обычного. (Слайд 7, 8)

3. Наркомания. Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики.

Как правило, родители являются последними, кто узнает об ужасе, постигшем их семью.

Главная задача на данном этапе - интегрировать работу систем образования, здравоохранения, социальной поддержки, правоохранительных органов, общественности и властных структур по совершенствованию профилактической работы с подростками и молодежью.

Количество потребителей наркотиков возросло в 3,5 раза и превышает сейчас 4 миллиона человек, из них только около 500 тысяч стоят на учете в специализированных наркологических учреждениях. В стремлении найти средства на очередную дозу, люди идут на преступления имущественного характера и на более тяжкие, такие как убийства: за 5 месяцев 2003 года зарегистрировано 105,5 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, из них более 40 тысяч — тяжкие и особо тяжкие. Падение жизненного уровня большой части населения, ухудшение криминогенной ситуации – основные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль, не способных воспрепятствовать приобщению детей к потреблению психоактивных веществ и «выталкивающих» их на улицу. (Слайд 9)

ЗДОРОВЬЕ – главный дар, данный нам нашими предками и расточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным (ведь оно нам дается совершенно бесплатно) даром?

Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, в результате воспитания в себе здорового образа жизни, а для этого надо очень мало.

Ученые определяют такое стремление как движение в два шага:

1-й шаг состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей

и жизни.

2-й шаг: это выбор путей для реализации тех жизненных установок и

целей, которые вы для себя определили в первом случае.

Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и приложив усилия достичь этого.

Вопрос: Сложно это? ________________________ Да, очень сложно.

Возможно выполнить это?____________ Да, возможно.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.

Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

Насколько распространены вредные привычки среди молодежи?

Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что количество курящих достигло в среднем70% (40% - девушки, 60% - юноши);

Употребление алкоголя среди подростков составляет – 30%;

Прирост наркоманов, в целом по России составлял в среднем 24% (в период с 1991 по 2002 года), а за 2006 год этот прирост составил 0,5%.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1.в чем причина увлечения молодежи курением, алкоголем и наркотиками?

2.к каким последствиям это увлечение приводит?

3. способствует ли увлечение вредными привычками сохранению здоровья нации? Что нужно, чтобы в нашей стране было здоровое, жизнеспособное население?

(работа в группах)

Итак, мы выяснили, что здорового образа жизни – это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Недаром в цивилизованных странах ведение здорового образа жизни становится очень популярным, даже модным.

IV Заключительная часть. В качестве закрепления изученного материала провести тестирование учащихся по теме: «Вредные привычки» (Приложение)

Подвести итоги анкетирования.

VI. Составить анкету на тему «Здоровый образ жизни». Провести анкетирование школьников и сделать вывод.


Приложение

Тест

«Вредные привычки»

  1. В каком веке табак был привезен в Америку?

А) в 13 веке;

Б) в 15 веке;

В) в 18 веке.

2. Когда люди впервые узнали об опьяняющих свойствах спиртных напитков?

А) за 8000 лет до н.э.;

Б) во 2 веке н.э.;

В) в 10 веке н.э.

3. Главный яд табака?

А) сероводород;

Б) никотин;

В) аммиак.

4. На сегодняшний день 40,5% молодежи начинают курить с ….?

А) 12-13 лет;

Б) 8-9 лет;

В) 15-16 лет.

5. Назовите родину табака?

А) Южная Африка;

Б) Южный полюс;

В) Южная Америка.

6. Какова смертельная доза никотина?

А) 300 грамм;

Б) 100 грамм;

В) 2-3 капли.

7. На что наркотик влияет в первую очередь?

А) нервная система;

Б) кровеносная система;

В) пищеварительная система.

8. Какую зависимость человек испытывает от наркотика?

А) психическую;

Б) физическую;

В) психическую и физическую.

9. Сколько стадий у алкоголизма?

А) 2;

Б) 5;

В) 3.

10. С чем взаимосвязано пьянство и наркомания?

А) с криминалом;

Б) с радостью;

В) с карьерой.

11. Слово «наркотик» произошло от греческого глагола, который обозначает…

А) летать;

Б) оцепенеть;

В) отключиться.