СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вредные привычки у подростков: как с ними бороться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов о вредных привычках у подростках и способах борьбы с ними

Просмотр содержимого документа
«"Вредные привычки у подростков: как с ними бороться"»

Вредные привычки у подростков: как с ними бороться

Подготовила: Герцик И.А.

Подростковый возраст считается самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало. Чаще всего молодежь перенимает у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки в подростковом возрасте –  это курение и употребление алкоголя.

Курение.

На желание курить влияют такие факторы:

  • попытки влиться в новую компанию;

  • желание походить на взрослых;

  • попытка произвести впечатление.

Что могут сделать взрослые:

  • беседы о вредных привычках современных подростков;

  • помощь в поиске других путей отличаться;

  • пересмотр ценностей, поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;

  • информирование о вреде курения;

  • истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.

Не рекомендуется ничего навязывать. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.

Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает школьников к курению.

Употребление алкоголя

Организм детей невероятно восприимчив, поэтому побороть возникающую тягу к спиртному сложно. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется.

Что могут сделать взрослые:

  • обсудить с ребенком вред спиртного;

  • узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям;

  • объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни;

  • привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.

Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением. Скука, попытки стать взрослым, мнение, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные стимулы. Основная задача родителей и педагогов – помощь в переосмыслении способов управления своими эмоциями, проблемами.

Наркомания

Белая смерть – наркомания. Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. Основная задача родителей и педагогов – предостеречь ребенка от той самой «пробы», которую могут ему предложить.

После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Основная задача взрослых – не допустить этого, предупредить и уберечь. Не всегда в зоне риска подростки из неблагополучных семей, не все потенциальные жертвы наркотиков – те, кто уже курит или употребляет спиртное.

Как влияют наркотики на организм ребенка:

  • угнетение кашлевого центра (непоправимый вред легким);

  • угнетение функции сокращения сердечной мышцы, разрушение стенок сосудов, учащение сердцебиения;

  • препятствие нормальному росту и развитию;

  • воздействие на нервную систему – нарушение сна, галлюцинации, апатии, суицидальные наклонности и так далее;

  • угнетение процессов регуляции ЖКТ;

  • увеличение шансов на рождение неполноценных детей в будущем, бесплодие;

  • подверженность инфекционным болезням.

Что могут сделать родители и педагоги:

  • Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние.

  • Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста.

  • Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в успехе при борьбе с зависимостью.

  • Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами, получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед.

  • Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения.

  • Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю.

Психологические зависимости

Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.

Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей. Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными. Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.

Другие вредные привычки

  • Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для школьников более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.

  • Телевизионная зависимость. Сюда относятся просмотры мультфильмов, сериалов через интернет, передач. Этот вид зависимости напоминает игровую, когда виртуальный мир кажется более ярким и красочным, чем настоящий. Опасность заключается ещё в том, что по телевизору, радио и в интернете может преподноситься обманчивая информация, в которую ребенок наивно поверит.

  • Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Конечно, некоторые их перечисленных занятий таких, как интернет, социальные сети, игры не стоит совсем вычеркивать из жизни ребёнка, необходимо их ограничение в меру разумного.

Способы борьбы с вредными привычками

Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько способов борьбы с вредными привычками у подростков, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:

  • Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.

  • Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.

  • Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.

  • Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.

  • Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.

  • Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.

  • Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.

  • Поощряйте успехи, хвалите.

  • Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.