МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ №122 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Вредные вещества»
Для обучающихся 4-х классов
Подготовила:
Классный руководитель 4- Б класса
Удовиченко Н. Г.
Донецк,2021
Тема: Вредные вещества
Цель:
выяснить степень опасности препаратов вредных веществ, научиться правилам безопасного обращения с ними.
Задачи:
Образователые:
- Научить определять степень опасности препаратов вредных веществ и разработать правила их хранения;
Коррекционные:
- Развивать критическое мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого характера;
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Ход классного часа:
Организация класса
Настроенье у нас отличное,
А улыбка-дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок начинать пора.
Сообщение темы и целей классного часа.
- По дороге сегодня в школу, я встретила сказочного персонажа Доктора Айболита. М вот он к нам пришёл в гости. Давайте мы все вместе позовём его:»Доктор Айболит, заходи к нам в гости».
( Заходит Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Я сегодня пришёл к вам в гости. Для того, чтобы вам помочь и рассказать о многом интересном.
-А для того, чтобы определить тему, вы сейчас разгадаете загадки, которые я вам приготовил.
1).«Живое серебро» и льется, и блестит,
Охотно с золотом дружит. (РТУТЬ)
2). Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унёс,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.( Хлор).
3). Водород в состав их входит,
За собой остаток водит,
Они кислые на вкус
Их зовут…( Кислоты)
4).С резким запахом тот газ -
Неприятен он для нас:
В нос "ударит" сильно так!
Газ бесцветный ...(Аммиак)
-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
Учитель: Спасибо большое тебе, Доктор Айболит. А сейчас присядь на стульчик и посмотри, как же наши ребята будут сегодня работать. И в этом будешь помогать ты нам.( Доктор Айболит присаживается на стул).
-Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего классного часа?
-Какие цели мы поставим для нашего сегодняшнего мероприятия?
3.Работа по теме .
Вредных веществ бывает много. И о некоторых из них мы сегодня узнаем.
Есть вредное и опасное вещество-это ртуть.
Ученик рассказывает о ртути.
Ртуть-это металл серебристо-белого цвета. Ртуть не имеет запаха. Если ртуть попадает в организм человека, то человек может отравиться.
Действия при разливе ртути в доме (например, разбился термометр):
— детям ни в коем случае не пытаются собирать ртуть самостоятельно, надо сообщить об этом взрослым, к их приходу закрыть комнату, где разлилась ртуть, и не заходить в неё.
Чего ни в коем случае нельзя делать при сборе ртути:
- использовать пылесос. Если вы пытаетесь собрать ртуть с помощью пылесоса, это приведёт к ещё большему распространению паров ртути. Если пылесосом всё-таки воспользовались, его необходимо немедленно выбросить;
- использовать метлу или швабру. В этом случае шарики ртути будут разбиты на ещё более мелкие частицы, которые невероятно трудно собрать;
- выбрасывать ртуть в унитаз. Она может осесть в канализационных трубах и продолжит оказывать негативное влияние на здоровье людей. Извлечь ртуть из канализации невероятно сложно;
- стирать одежду или предметы, контактировавшие со ртутью в стиральной машине или использовать для очистки посуды посудомоечную машину.
Одежда и обувь, контактировавшие со ртутью, необходимо немедленно выбросить.
Первая помощь для пострадавшего:
-выйти на свежий воздух;
-промыть желудок;
-пить как можно больше жидкости;
-вызвать врача.
Учитель:
Что такое ртуть? ( Ртуть- это металл серебристо-белого цвета).
Доктор Айболит:
Произошла такая ситуация:
Маша, находясь на каникулах, решила навестить Ксюшу, чтобы вместе с ней сходить в библиотеку. Девочка пришла к подруге; та была без настроения и пожаловалась на головную боль. Родители Ксюши были на работе. Маша посоветовала измерить температуру. Девочки нашли градусник. Ксюша, перед тем, как поставить его под мышку, хотела сбить ртуть. Но не рассчитала и ударила градусником по столу. Градусник разбился. Что делать?( Ответы учащихся)
Следующее вредное вещество- это хлор.
Ученик рассказывает
Хлор-– зеленовато-желтый газ, с резким удушливым запахом. Тяжелее воздуха. Применяется в жизни для хлорирования воды. Поэтому нужно быть предельно внимательным и аккуратным при хлорировании воды. Если ребёнок отравился хлором, у него появляется сухой кашель, рвота, теряется равновесие.
Первая помощь:
-надеть противогаз;
-вывести ребёнка на свежий воздух;
-освободить от одежды;
-создать покой;
-тёплое питье.
Учитель: Ребята, когда хлорируют воду, можно ли пользоваться ею при приготовлении пищи? Почему?
Всегда ли хлор можно считать вредным веществом? Когда же хлор полезен для нас?
Ещё одно вредное и опасное вещество- это аммиак.
Ученик рассказывает об аммиаке
АММИАК – бесцветный газ с резким удушливым запахом. Легче воздуха, хорошо растворим в воде. В медицине из аммиака изготавливают нашатырный спирт.
-Аммиак- это ядовитое вещество. Детям пользоваться запрещено. Ни в коем случае нельзя пробовать на вкус, нюхать. Аммиак раздражает сильно органы дыхания, глаза, кожу.
Признаки отравления: рвота, кашель, рези в глазах, бредовое состояние.
Первая помощь:
-вынести пострадавшего из опасной зоны;
-тщательно промыть глаза водой;
-при попадании на кожу обильно промыть водой;
-при появлении ожогов наложить повязку.
Учитель: Ребята, так какую же нужно оказать первую помощь при отравлении аммиаком?
Учитель: Есть вредное вещество- кислоты.
Ребёнок рассказывает.
Кислоты– это опасные для здоровья человека химические вещества. Они могут привести к ожогам, нарушениям в работе дыхательной системы, а также стать причиной пожара. Особую опасность составляют концентрированные формы кислот, но и разбавленные растворы несут в себе вред. Перед применением кислот любого типа обязательно изучите правила техники безопасности при работе с конкретным веществом, а также правила хранения.
Учитель: Так что же такое кислоты? Ребята, какие вы ещё знаете кислоты? Можно ли часто пользоваться такими кислотами? Почему?
3.Закрепление материала.
Игра «Квест».
Принимают участие 4 команды. На экране таблица, ребята должны запомнить свои закрашенные ячейки.
1 команда- «Ртуть»(серый цвет)
2 команда- «Аммиак»(без цвета)
3 команда- «Хлор» (жёлтый цвет)
4 команда- «Кислоты»(красный цвет)
Общие вопросы - синий цвет.
Вопросы для команды «Ртуть» ( серый цвет)
1.Какого цвета ртуть? ( Серебристо- белого цвета) -1
2.Каковы ваши действия при разливе ртути дома ? -6
3.Какую нужно оказать помощь пострадавшему, если отравился ртутью? -14
Вопросы для команды «Аммиак» ( без цвета)
Что такое аммиак? ( Это бесцветный газ) -8
Можно ли пробовать на вкус, нюхать аммиак? -9
Назовите признаки отравления аммиаком. -11
Вопросы для команды «Хлор» ( жёлтый цвет)
1.Какого цвета хлор? (Зеленовато-жёлтый) ( 5)
2. Для чего применяется хлор? ( 7)
3. Какую помощь нужно оказать пострадавшему при отравлении хлором? ( 10)
Вопросы для команды «Кислоты»( красный цвет)
Что такое кислоты? (Опасные для здоровья химические вещества)(3)
К чему могут привести кислоты? (13)
Приведите примеры кислот? ( 16)
Общие вопросы: ( синий цвет)
При пожаре нужно звонить… ( 2)
Какую пользу и вред могут принести лекарства? ( 4)
Какие знаете вы вредные вещества? ( 12)
Если вы на территории заметили подозрительный предмет, что нужно делать? ( 15)
Доктор Айболит: Ребята, я приготовил для вас задания. Вы будете работать сейчас в группах.
Работа в группах:
1 группа- пантомимикой покажите вредные вещества. А ребята постараются разгадать, что же это такое?
2 группа- на картинках найдите вредные вещества. Расскажите о них
3группа: нарисуйте запрещающиеся знаки вредных веществ.
4 группа- собрать пазлы
Презентация работ.
Итог классного часа.
- Что полезного и интересного вы узнали на занятии?( Ответы учащихся)
-Какой можно сделать вывод?( ответы учащихся)
Доктор Айболит: Ребята, я приготовил для вас памятки. Они очень для будут полезны.(Доктор Айболит раздаёт памятки)