СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Время не властно

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время не властно.

       Туапсинская оборонительная операция, закончившаяся поражением ударной группировки 17-ой немецкой армии, занимает важнейшее место среди других операций Черноморской группы войск в оборонительный период битвы за Кавказ.

Просмотр содержимого документа
«Время не властно»

Время не властно.

К началу сентября продвижение немецких войск на Туапсинском направлении было приостановлено, но на Новороссийском направлении обстановка резко обострилась. Усилив свою группировку войсками, прибывшими из Крыма и из-под Туапсе, противник вышел на ближайшие подступы к городу. В результате упорных боев немецкие войска были остановлены в районе цементного завода «Октябрь» на юго-восточной окраине Новороссийска. Попытка противника развить наступление на Туапсе вдоль побережья успеха не имела. Переоборудованные легкие истребители И-156 штурмовали в эти дни скопления вражеских войск на северо-западе Новороссийска, в районах станции Гайдук, поселок Мефодиевский, Липки, гора Колдун. Только за первую неделю они совершили 117 вылетов на штурмовку, уничтожив и выведя из строя до 170 солдат и офицеров противника, 47 автомашин, 25 повозок с грузами, четыре мотоцикла. Потерь полк не имел.

В двадцатых числах сентября на Туапсинском направлении противник перешел в общее наступление, стремясь выйти к побережью Черного моря и отрезать Черноморскую группу войск от основных сил Закавказского фронта, а в дальнейшем пробиться вдоль побережья в Закавказье. С воздуха наступающую группировку поддерживали основные силы 4-го авиационного корпуса генерала К. Пфлюгбайля( около 300 самолетов). Основная тяжесть воздушных боев на туапсинском направлении легла на плечи авиаторов 236-й истребительной авиадивизии. К 28 сентября 1942 года дивизия имела в своем составе 53 боевых самолета и не все из этих машин были в полной боевой готовности. Вести боевую работу приходилось в крайне сложных условиях. Немецкая авиация безраздельно господствовала в воздухе, делая ежедневно до 200 – 250 вылетов. Несколько «лагов» и «яков» оказать сколько – нибудь заметного влияния на воздушную обстановку, конечно, не могли. Лишь в первой декаде октября дивизия была существенно пополнена. В ее состав вошли еще два истребительных авиаполка. Всего прибыло 34 истребителя. С прибытием подкрепления изменился характер действий советской авиации на туапсинском направлении, возросла ее активность, более эффективными стали удары по войскам противника на поле боя и борьба с его авиацией в воздухе. С 5 по 11 октября летчики, сражавшиеся на ЛаГГ – 3 сбили или серьезно повредили в воздушных боях 25 самолетов противника, 19 из которых записали на свой боевой счет четыре летчика: П.М. Камозин, А.П. Селезнев, А.Н. Тоичкин, и П.Д. Федоров.

Заслуженной славой асов пользовались штурман 236-й истребительной авиадивизии майор Д.Л. Калараш и командир 1-ой эскадрильи 518-го истребительного авиаполка капитан С.С. Щиров. В боях на Туапсинском направлении они нередко действовали в паре, прикрывая действия менее опытных летчиков. 10 октября 11 вражеских «юнкерсов» в сопровождении восьми истребителей направлялись для нанесения очередного бомбового удара по позициям 18-ой армии. Навстречу им устремилась пятерка советских истребителей. Нижняя тройка атаковала в лоб немецкие бомбардировщики, а пара Калараш и Щиров, шедшая несколько выше, завязала бой с истребителями прикрытия. После того как оба летчика сбили по «мессершмитту» у Щирова отказало вооружение, а на «яке» Калараша был пробит бензиновый бак. Но летчики продолжали бой. Щиров искусно имитировал атаки, а Калараш прикрывал его. Противник не выдержал напора советских истребителей и на двадцать пятой минуте вышел из боя.

Умело сражался с врагом и командир 1-ой эскадрильи 246- го авиаполка капитан П.Д. Федоров. Всего лишь за неделю его эскадрилья сбила 14 неприятельских самолетов. Сам комэск одержал шесть побед. 11 октября капитан Федоров не вернулся с боевого задания. В своем последнем бою отважный советский летчик сбил четыре немецких самолета, но и сам погиб смертью героя. Только с 5 по11 октября летчики 236-й авиадивизии сбили или серьезно повредили в воздушных боях 37 самолетов противника. Но и собственные потери были велики: 32 самолета и 10 летчиков. К 12 октября в дивизии осталось всего 39 боевых самолетов. Октябрь 1942 года стал для личного состава дивизии самым тяжелым месяцем за всю Великую Отечественную войну. Дивизия потеряла 62 самолета и 24 летчика, в том числе таких великолепных воздушных бойцов, как подполковник Д.Л. Калараш и капитан П.Д. Федоров.

Крупномасштабные действия авиации на Туапсинском направлении продолжались до 20 ноября 1942 года. Переход советских войск в контрнаступление под Сталинградом вынудил командование 4 –го воздушного флота перебросить основные силы своей авиации с Северного Кавказа на сталинградское направление. Немецкие войска вынуждены были прекратить наступление на Туапсе и перейти к оборонительным действиям.

Туапсинская оборонительная операция, закончившаяся поражением ударной группировки 17-ой немецкой армии, занимает важнейшее место среди других операций Черноморской группы войск в оборонительный период битвы за Кавказ. Весомый вклад в победу над врагом внесли авиаторы 236 – ой истребительной авиадивизии. За два месяца – с 23 сентября по 20 ноября 1942 года летчики соединения совершили 1871 боевой вылет, в том числе 682 – на штурмовку. В 157 воздушных боях сбили или серьезно повредили 91 самолет противника. В трудные месяцы оборонительных боев самоотверженно работали воины инженерно-технической службы, специалисты тыла и связи. Инженерно-авиационную службу дивизии с октября 1942 года возглавлял 37-летний инженер-майор Роман Харитонович Толстой – знающий и толковый специалист, с большим опытом практической работы. Одной из главных проблем в те дни стал ремонт боевой техники. В ожесточенных схватках с превосходящим по силе противником много самолетов получили серьезные повреждения, некоторые находились прямо-таки в безнадежном состоянии. Практически в полках оставалось по три – пять полноценных самолетов. Трудно было в таких условиях рассчитывать на успешное выполнение боевых задач, но благодаря изобретательности и трудолюбию инженерно-технического состава неисправные самолеты возвращались в строй, даже самые сложные, текущие, аварийные и восстановительные ремонты самолетов выполнялись силами технического состава полков и специалистов полевых авиаремонтных мастерских.

По итогам боев за Туапсе многие воины 236 –ой истребительной авиадивизии были отмечены правительственными наградами, а двоим из них подполковнику Д.Л. Калараш и капитану С.С. Щирову было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. Это были первые герои в дивизии.