7 класс
Урок №35. (слайд №1)
Тема: «Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».
Форма урока: работа учащихся в группах
Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, дополнительная литература: справочники, энциклопедии .
Термины: экзопаразиты, фитонциды, энтомология.
Подготовительная работа: (класс разделён на пять групп). Каждая группа выбрала спикера (лидера). Спикеры распределяют и контролируют работу в группе).
Цели урока: Познакомить учащихся с насекомыми – вредителями лесных и сельскохозяйственных культур, переносчиками болезней человека; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к среде обитания.
Задачи урока:
1.Образовательные.
Сформировать знания о характерных признаках, разнообразии, экологии насекомых - вредителей.
Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями
2.Коррекционно - развивающие
Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)
Создать условия для самостоятельной работы учащихся.
3. Воспитательные
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, я рад сегодня с вами встретиться. Предлагаю посмотреть на этот слайд №2.
2. Мотивация
Учитель: Какую проблему мы сегодня будем решать на уроке? (нашествие насекомых - вредителей)
Учитель: Какие цели мы перед собой поставим для решения нашей проблемы?
1.Познакомиться с разнообразием вредителей.
2.Их экологией.
3.Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями (учащиеся делают записи в тетрадях)
3.Актуализация знаний
Скажите, пожалуйста, почему насекомые вредители чувствуют себя хозяевами на планете?
Ответ: Во-перых, насекомые освоили все среды обитания, что не мало важно. У многих проявляется способность к полёту и передвижению по различным поверхностям, во-вторых - проявляется возможность использовать разнообразную пищу, в-третьих потребляют в качестве дыхания атмосферный кислород, в-шестых проявляются более сложные рефлексы и инстинкты и наконец – размножение в геометрической прогрессии.
Учитель: Мы высаживаем на своих участках самые разные растения. Какие культуры наиболее уязвимы?
Ответ: Например, яблоня поражается яблонной молью, яблоневой плодожоркой, яблоневым цветоедом, капуста – тлёй, капустной белянкой, а картофель, перец, томаты - страдают от колорадского жука. В лесу- короеды, древоточцы, усачи и т.д)
4. Изучение нового материала
Учитель: Мы подробно познакомились с проблемой, а теперь необходимо обдумать пути её решения. У вас на столах учебники биологии, энциклопедии, (дополнительная литература кабинета), коллекция насекомых вредителей.
А. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом. Каждой группе учитель дает карточку с заданием.
1 группа. Насекомые — вредители сельского хозяйства и полевых культур (саранча, жук-кузька, вредная черепашка, жукщелкун).
2 группа Вредители огорода (колорадский жук, свекловичный долгоносик, медведка).
3 группа Вредители сада (яблонная плодожорка, яблоневый цветоед).
4 группа Вредители леса (майский жук, непарный шелкопряд, короед).
5 группа Насекомые – паразиты, переносчики болезней человека..
В. Отчет групп по работе в виде представленной таблицы. По ходу демонстрируются слайды презентации.
Насекомые- вредители | Отряды | Приносимый вред | Тип развития. | Методы борьбы |
| | | | |
Вывод: Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.
4. Закрепление (выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.
5.Подведение итогов
Учитель: Большое спасибо мы хорошо сегодня потрудились, разработали практические рекомендации по борьбе с насекомыми вредителями. Давайте ещё раз их озвучим (Соблюдение агротехнических приёмов, использование растений и животных в качестве биологической борьбы с насекомыми вредителями, охрана насекомых уничтожающих насекомых вредителей, привлечение и насекомоядных млекопитающих на дачные участки).
6. Рефлексия
Учитель: А теперь я хотела бы задать вам следующие вопросы.
1.Какая часть урока вам понравилась больше …
2.Какой вид деятельности показался наиболее трудным…
3.Какая работа не вызвала особых затруднений …
4.Какие источники информации вы использовали в процессе работы…
7.Домашнее задание Сообщения о полезных насекомых.
И последние задание – лист оценивания. (все ученики получают оценку за работу.) (Заранее расчертить в тетради или распечатать.)
Лист оценивания ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Оценка (1-5 баллов)
Критерии для самооценивания: Готовность к уроку. Активность на уроке. Личный вклад в работу группы.
Тест.
Вариант 1.
1. Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?
2. У насекомых сформировались органы воздушного питания - а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.
3. Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
4. Большой вред садам наносит - а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?
5. Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.
Вариант 2.
1. Число стадий у насекомых с полным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
2. Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.
3. К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.
4. У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.
5. Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.