СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с насекомыми – вредителями лесных и сельскохозяйственных культур, переносчиками болезней человека; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к среде обитания.

Форма проведения: групповая работа

Просмотр содержимого документа
««Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.»

7 класс

Урок №35. (слайд №1)

Тема: «Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Форма урока: работа учащихся в группах

Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, дополнительная литература: справочники, энциклопедии .

Термины: экзопаразиты, фитонциды, энтомология.

Подготовительная работа: (класс разделён на пять групп). Каждая группа выбрала спикера (лидера). Спикеры распределяют и контролируют работу в группе).
Цели урока: Познакомить учащихся с насекомыми – вредителями лесных и сельскохозяйственных культур, переносчиками болезней человека; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к среде обитания.

Задачи урока:

1.Образовательные.

  • Сформировать знания о характерных признаках, разнообразии, экологии насекомых - вредителей.

  • Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями



2.Коррекционно - развивающие 

  • Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи

  • Корректировать  коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)

  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся.



3. Воспитательные

  • Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу.



Ход урока
1. Организационный момент
 
Учитель: Здравствуйте, я рад сегодня с вами встретиться. Предлагаю посмотреть на этот слайд №2.

2. Мотивация

Учитель: Какую проблему мы сегодня будем решать на уроке? (нашествие насекомых - вредителей)

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим для решения нашей проблемы?

1.Познакомиться с разнообразием вредителей.

2.Их экологией.

3.Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями (учащиеся делают записи в тетрадях)

3.Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, почему насекомые вредители чувствуют себя хозяевами на планете?

Ответ: Во-перых, насекомые освоили все среды обитания, что не мало важно. У многих проявляется способность к полёту и передвижению по различным поверхностям, во-вторых - проявляется возможность использовать разнообразную пищу, в-третьих потребляют в качестве дыхания атмосферный кислород, в-шестых проявляются более сложные рефлексы и инстинкты и наконец – размножение в геометрической прогрессии.

Учитель: Мы высаживаем на своих участках самые разные растения. Какие культуры наиболее уязвимы?

Ответ: Например, яблоня поражается яблонной молью, яблоневой плодожоркой, яблоневым цветоедом, капуста – тлёй, капустной белянкой, а картофель, перец, томаты - страдают от колорадского жука. В лесу- короеды, древоточцы, усачи и т.д)


4. Изучение нового материала 

Учитель: Мы подробно познакомились с проблемой, а теперь необходимо обдумать пути её решения. У вас на столах учебники биологии, энциклопедии, (дополнительная литература кабинета), коллекция насекомых вредителей.

А. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом. Каждой группе учитель дает карточку с заданием.

1 группа. Насекомые — вредители сельского хозяйства и полевых культур (саранча, жук-кузька, вредная черепашка, жукщелкун).

2 группа Вредители огорода (колорадский жук, свекловичный долгоносик, медведка).

3 группа Вредители сада (яблонная плодожорка, яблоневый цветоед).

4 группа Вредители леса (майский жук, непарный шелкопряд, короед).

5 группа Насекомые – паразиты, переносчики болезней человека..

В. Отчет групп по работе в виде представленной таблицы. По ходу демонстрируются слайды презентации.

Насекомые-

вредители

Отряды

Приносимый вред

Тип развития.

Методы борьбы

 


 

 

 


Вывод: Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.



4. Закрепление (выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.

5.Подведение итогов

Учитель: Большое спасибо мы хорошо сегодня потрудились, разработали практические рекомендации по борьбе с насекомыми вредителями. Давайте ещё раз их озвучим (Соблюдение агротехнических приёмов, использование растений и животных в качестве биологической борьбы с насекомыми вредителями, охрана насекомых уничтожающих насекомых вредителей, привлечение и насекомоядных млекопитающих на дачные участки).

6. Рефлексия


Учитель: А теперь я хотела бы задать вам следующие вопросы.

1.Какая часть урока вам понравилась больше …

2.Какой вид деятельности показался наиболее трудным…

3.Какая работа не вызвала особых затруднений …

4.Какие источники информации вы использовали в процессе работы…

7.Домашнее задание Сообщения о полезных насекомых.
И последние задание – лист оценивания. (все ученики получают оценку за работу.) (Заранее расчертить в тетради или распечатать.)

Лист оценивания ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Самооценка


Тест.

Итог.




Оценка (1-5 баллов)

Критерии для самооценивания: Готовность к уроку. Активность на уроке. Личный вклад в работу группы.



Тест.

Вариант 1.



1. Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?

2. У насекомых сформировались органы воздушного питания - а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.

3. Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

4. Большой вред садам наносит - а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?

5. Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.



Вариант 2.



1. Число стадий у насекомых с полным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

2. Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.

3. К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.

4. У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.

5. Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.