Тема: "Все профессии важны, все профессии нужны"
Цели: - познакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о
многообразии мира профессий;
- дать представление обучающимся о спектре профессиональной
деятельности человека, основных трудовых сферах нашего края
- корригировать низкую активность восприятия, устойчивость
внимания, аналитическую и синтетическую функции деятельности;
-формировать интерес к профессиям.
Оборудование: мелодия для музыкального сопровождения; загадки, стихи, пословицы, иллюстрации о профессиях; тест «Кто чем занимается?» для самостоятельной работы
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация опорных знаний
Проверка д/з
Вопрос-ответ
- Кто такой гражданин?
-Какие права и обязанности граждан?
-Что такое государство?
- Главные символы каждого государства?
- Какие символы ДНР?
- А что входит в обязанности каждого гражданина своей республики чтобы она расцветала и становилась краше?
- Верно! Для того, чтобы республика становилась лучше, богаче и расцветала с каждым днём, нужно приложить немало усилий! Это огромный труд многих людей! Посмотрите на нашу доску и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
III Постановка цели урока
Учитель: Как вы уже поняли, разговор у нас с вами пойдет о профессиях.
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
VI Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.
Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
- Что же такое профессии? Как вы думаете? (ответы детей)
- Послушайте какие сведения даёт нам об этом Википедия: Профе́ссия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Толковый словарь: ПРОФЕССИЯ — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (записать в опорный конспект)
- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.
Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.
- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты выделяют среди них пять больших типов. Сейчас мы с вами рассмотрим и запишем в тетрадь схему «Типы профессий».

Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип : человек –техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант. Это музыканты, художники, актеры и др.
7. Задание “Профессии любимых героев”.
Читая разные книги, мы встречаемся с самыми разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. Сумейте назвать персонажей этих произведений: Определите тип профессии
Лучшая в мире няня – гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мери Поппинс.П. Треверс. Няня. Тип человек – человек)
Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения “У меня – говорила она, – и дети, и собаки становятся шелковыми. (Фрекен Бок А. Мездрим “Три повести о малыше и Карлсоне”. Воспитательница. Тип человек – человек. )
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? (Поварихой. Тип человек – человек. А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.)
Девочка – циркачка, удивительно похожая на куклу наследника Тутти. (Сурок. Ю.Олеша “Три толстяка”. Тип человек – человек.)
Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин. Э. Успенский “Трое из Простоквашино”. Тип человек – человек.)
Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский. Тип человек – природа)
Профессия кота Василия из сказки С Маршака “Кошкин дом”. (Привратник. Тип человек – человек)
Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек. А. Волков “Волшебник изумрудного города”. Тип человек – техника.)
8. Задание «Профессии по ассоциации»?
Шланг, вода, костюм (пожарный).
Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
Поварёшка, колпак белый, кастрюля (повар).
Мяч, кеды, форма (футболист).
Корова, ведро с молоком (доярка).
Краски, кисть, картина (художник).
Автобус, билет, деньги (кондуктор).
- Хорошо, все задуманные профессии, вы сумели отгадать.
2. Задание «Собери пословицы»
- О труде и о профессиях в частности наш народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.
(Работа в парах).
На каждом столе лежат рассыпавшиеся пословицы. Даю вам небольшую подсказку – их 5.
Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой.
Без топора – не плотник, без иголки – не портной
Шахтеру шахта, что птице – небо.
Не молот железо кует, а кузнец.
Шить не будешь, портным не станешь.
Больному нужен врач, а голодному — калач.
- Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось и объясним значение каждой пословицы.
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Учитель: Как вы считаете, какие профессии важны для нашего края? Какими чертами характера должны преобладать люди этих профессий?
Послушайте об основных трудовых сферах нашего края. Донецкая Народная Республика сегодня – это промышленное государство. Здесь живут и работают шахтеры и металлурги, машиностроители и химики, энергетики и строители, хлеборобы и животноводы. А какое главное богатство нашего края и какие профессии связаны с этим богатством? Верно! Главное богатство нашего края – каменный уголь, поэтому традиционными профессиями нашего края стали шахтерские - проходчики, горнорабочие очистного забоя, комбайнеры, крепильщики, взрывники, машинисты электровозов и много-много других профессий. Почему я назвала их традиционными? (потому что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение)
Шахта - это настоящий подземный завод с огромным количеством машин и автоматических установок, которыми управляет человек. Сегодня шахтер - это высококвалифицированный рабочий. Благодаря самоотверженному шахтерскому труду в недрах шахт Донбасса, 10 сентября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена первый профессиональный праздник – «День шахтера».Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье августа. Это самый любимый праздник, который широко отмечается в нашем крае. Позже появились и другие профессиональные праздники: День металлурга, День химика, День машиностроителей, День сельскохозяйственных работников и т.д.
«Огненной» профессией называют профессию металлурга. При выплавке металла температура в доменной печи достигает 2000 °С, поэтому нужно быть очень осторожным. Самое главное в профессии металлурга - дисциплинированность. Тот, кто не может выполнять это условие, не может быть настоящим сталеваром.
Мы живем в век машин. Трудно представить нашу жизнь без них, поэтому широко распространены у нас машиностроительные профессии: токарь, слесарь, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и другие.
Но и о людях, живущих в нашей республике нельзя забывать. Ведь как мы можем прожить без учителей, продавцов, врачей, поваров, парикмахеров, шофёров и многих- многих других профессий! Всем людям нашего края большая им честь и хвала! А какие профессии у ваших родителей, бабушек, дедушек? Как вы думаете какими качествами долен обладать каждый из них, чтобы в своей профессии приносить пользу нам с вами и нашему государству?
III. Итог урока
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.
Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
(Читает стихотворение ученик)
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
- Итак, скажите, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)
- Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях на следующих занятиях (звучит спокойная музыка).
VI. Д/з.
- Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
- О разных профессиях мы с вами сегодня говорили. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал?
Подготовьте дома мини – сочинение на тему «Кем я мечтаю быть» и рисунок профессии, о которой вы мечтаете.