СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всегда есть место подвигу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понимание значения слова "герой"на примерах детей и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Всегда есть место подвигу»

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МОУ «Александровская школа Марьинского района»





















Классный час

«В жизни всегда есть

место подвигу»















Подготовила Федоренко Е.И.

09.12.2020 г.







Цель : сформировать понимание значения слова «герой» на примерах героических поступков детей.

Задачи:

- выделить основные качества, необходимые герою, и какие условия необходимы для - появления героев;

- познакомиться с героями разных эпох;

- научиться видеть героические поступки реальных простых людей;

- воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к детям, совершивших героический поступок.


Ход мероприятия


Прочитайте высказывание Максима Горького «В жизни всегда есть место подвигу». Так звучит тема нашего классного часа. 

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Прочитайте слова, записанные на доске. (Герой, подвиг).

-  Кто такой герой?

-  Какие у него качества?

- Что он совершил?

ГЕРОЙ – это смелый, храбрый человек, совершивший подвиг ради спасения других людей.

- А что такое подвиг?

(Действия, поступок)

- Какой поступок, обычный?

Подвиг - героический поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском.

- А где люди чаще всего совершают подвиги? (На войне.)

- Самая страшная война прошлого столетия – это Великая Отечественная война. Она многих сделала героями, мужчин и женщин, молодых и не очень, и даже детей. Мы с вами много говорили о детях войны, о ваших ровесниках, чуть старше, а иногда и младше вас. Дети военных лет. Война не оставила им шанса на счастливое детство. Наравне со взрослыми они взвалили на свои хрупкие плечи все тяготы военного времени. Кто-то умирал от голода и непосильного труда в тылу, кто-то вносил свою лепту в великое дело победы в партизанских отрядах и на полях сражений.

Ученик.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры-герои

Навечно остались в строю!

Дети- герои войны и их подвиги – это материал, достойный не одной книги. Великая Отечественная война показала, что наши люди не останавливаются ни перед чем, когда нужно защищать свою Родину.

Лёня Голиков, Володя Дубинин, Марат Казей, Зина Портнова — у тех, кто вырос в СССР, имена пионеров-героев до сих пор отскакивают от зубов

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков..

Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой  Гитлера  в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Еще один юный Герой Советского союза — Леня Голиков — родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград. Особенно известен подвиг Лени Голикова в августе 1942 года. 13 числа он возвращался из разведки от шоссе «Луга—Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Мальчик бросил гранату и подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем. Погиб юный Герой в бою 24 января 1943 года.

Детское сердце явилось огромным,
Смело сражалось с врагом вероломным.
Дети - герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!

- Однажды я услышала, как один ученик после моего рассказа о детях-героях сказал: «На войне легко быть героем. Если бы была война, то и я совершил бы подвиг».

- Как вы можете оценить его слова:  если бы была война, то и я совершил бы подвиг?

- Что, так просто совершить подвиг? Или подвиги совершаются только на войне?  

- Правильно, подвиги могут совершаться не только на войне, но и в мирное время?

- Могут ли быть герои в наше время?

-Где и как в наше время могут совершаться подвиги? Вы знаете какие-нибудь примеры?

(Примеры-ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на АЭС в Японии, работники МЧС, пожарные, космонавты, летчики-испытатели, подводники и многие другие)

- Почему  этих людей можно назвать героями?

(Жертвуют собой во имя жизни других людей, во имя своей Родины).

 

Ведущий : А как сочетаются слова  ребёнок и герой? У героизма нет возраста.

Почти каждый день в нашей жизни находится место подвигу. Чаще всего их совершают военные, спасатели, полицейские – кому это положено по долгу  службы. Но рискуют своей жизнью ради спасения других, не только они, но и юные мальчишки и девчонки. И их храбрость, отвага, бесстрашие воистину великая!

- А можно назвать героем человека, который смог что-либо победить  в себе?

Вы знаете, что такое  паралимпийские игры? Кто принимает в них участие? Люди – инвалиды, которые не просто занимаются спортом, преодолевая боль, физическую и душевную, а защищают честь родной страны на мировых соревнованиях, разве они не герои? Они проявляют силу воли, делая то, что иногда не под силу здоровым людям.)

Современный герой.

Я думаю - кого назвать героем,

Быть может мальчика, что дрался во дворе?

Он за щенка вступился без оглядки,

А я стоял, и было стыдно мне.

А может быть соседа дядю Васю,

Он из пожара вынес старика?

Или бойцов спецназа, что в Беслане

Закрыли грудью детей боевика?

Да, я уверен, чтобы быть героем-

Нужна отвага, смелость, доброта.

И чтоб свершать геройские поступки,

Поверьте люди - не нужна война.

Ведущий: Какими качествами должен обладать герой?

- Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами он наделён?

Продолжи фразу: Герой – это… (дети выходят к столу, выбирают качества героя и приклеивают его на ватман)

Герой

  • Мужественный

  • Бесстрашный

  • Храбрый

  • Решительный

  • Сильный

  • Отважный

  • Упорный

Качества героя

  • Доброта

  • Человеколюбие

  • Умение дружить

  • Сострадание

  • Самопожертвование

  • Высокое чувство долга

  • Смелость


- Если задуматься и внимательно присмотреться, то оказывается, что герои - это обычные люди, наши соседи, друзья и знакомые. Просто так случилось, что 

оказавшись там, где кому-то угрожала опасность, они не растерялись, не стали думать о последствиях, а просто кинулись на помощь. 

Герои -  это люди, которые меньше всего думают о себе и делают что-то ради себя. Их жизненная цель жить ради других. Героями  не

рождаются, но каждому даётся возможность им стать. Дети-герои Донбасса. В ДНР наградили молодых патриотов

Война на Донбассе явила нам множество примеров героизма. Но одно дело, когда подвиги совершают взрослые люди, и cовсем иные ощущения от подвигов несовершеннолетних, которым пришлось так рано повзрослеть. Такими героями также полна земля Донбасса.

Награждение детей, совершивших подвиг в годы войны состоялось 20 декабря на территории знаменитой Донбасс-Арены. Каждый юный герой получил памятные сертификаты и часы. Организаторами акции выступили представители ОД «Донецкая республика». Руководитель «Донецкой республики» Алексей Муратов в приветственном слове заявил, что готовность к самопожертвованию лежит в ДНК людей Русского мира, и готовность безвозмездно отдать жизнь за други своя лежит в основе нашего менталитета. 

В 2015 году дом Антона Тарасова подвергся обстрелу из Градов. Родители и младшая сестра Антона оказались под завалами разрушенного дома, и ему пришлось самостоятельно извлекать их из под завалов. Дорога была каждая секунда, и Антон сумел спасти всех своих родных. Сейчас он учится на врача, чтобы и в дальнейшем спасать жизни.

Екатерина Москаленко стала единственной девушкой, награждённой на церемонии. Её дом также был разрушен обстрелом ВСУ. Юная Катя получила осколочные ранения ног, даже сейчас последствия ранения сказываются на ней. У девушки циркулирует всего 30% кровотока, а бедренная артерия до сих пор не восстановилась. Такое тяжёлое ранение не помешало героине спасти из под завалов двух своих бабушек. Сейчас Екатерина Москаленко учится на врача, и в будущем хочет стать военным врачом. В своём поступке она не видит ничего героического, считая это долгом каждого гражданина.

Сергей Шеманаев вступил в ряды ополчения в 13 лет. Когда летом 2014 года  украинские военные вошли в Иловайск, Сергей понял, что хочет лично принять участие в борьбе с ними. Вместе с дедушкой он отправился на блок пост защитников Донбасса, где сумел уговорить бойцов принять себя в штаб. В боевых действиях он участия не принимал, но стоял на блок постах вплоть до полного освобождения Иловайска. Сейчас Сергею всего 18, и он в дальнейшем намерен связать свою судьбу с армией.

Александр Васин начал свою борьбу ещё в 2013 году, до начала боевых действий. Когда в Киеве разгорелся Майдан, юный Александр создал в социальной сети сообщество, в котором призывал народ Украины отказаться от попыток государственного переворота, утверждая, что ассоциация с ЕС окажется гибельной для украинской промышленности. А когда начались боевые действия, он без раздумий вступил в ряды интернациональной бригады «Пятнашка». Тогда ему не было и 16 лет. В октябре 2014 получил тяжёлое ранение во время боёв за аэропорт.  Сумел спастись и вылечиться.  Сейчас он по-прежнему в «Пятнашке» и награду ему вручал командир этой бригады, знаменитый «Абхаз» Ахра Авидзба. 

Семнадцатилетний Назарий из Харцызска стал волонтёром в хирургическом отделении местной больницы. Парень очень хотел хоть как-то помочь своим землякам, получающим ранения во время самых жарких месяцев войны. Он проявил чудеса стойкости и самопожертвования, когда, не имея никакого медицинского образования, учился всему на месте, и помогал раненым наряду с высококвалифицированными медиками. В дальнейшем Назарий также планирует связать свою жизнь с медициной и волонтёрством. 

Впрочем, подвиги возможны не только на войне. Мирная жизнь также несёт много возможностей для героизма. В 2017 году Вадим Звонков с друзьями гулял по парку. Он услышал крик женщины, и бросился на поиски потерпевшей. Как оказалось, женщина провалилась в колодец. Вадим хотел самостоятельно помочь ей, но опасался причинить вред. Тогда парень Вызвал наряд спасателей, а сам всё это время просидел рядом с колодцем, успокаивая потерпевшую. В итоге ситуация благополучно разрешилась, женщина была спасена, а Вадим Звонков и в дальнейшем намерен спасать людей. Он хочет работать в МЧС.

Александр Шестак спас от смерти свою маленькую племянницу. В 2014 году он гулял с племянницей, когда внезапно начался обстрел. Своим телом юный Саша закрыл маленькую девочку от осколков, приняв весь удар на себя. С многочисленными травмами его доставили в больницу, где всё таки сумели спасти. Племянница Александра не пострадала. Награду герою вручал пресс-секретарь Народной милиции ДНР Эдуард Басурин.

А Артём Горишок из Макеевки в 2016 году обнаружил во время прогулки предмет, очень похожий на неразорвавшуюся мину. Он проявил бдительность, позвонил в МЧС, и спасатели действительно обнаружили неразорвавшееся взрывное устройство. Мину обезвредили, а Артёму выразили благодарность за активную жизненную позицию. 

В общем, Донбасс действительно полон героев самых разных возрастов. И очень здорово, что подвиги этих ребят не были забыты. И когда говорят на первый взгляд стандартную фразу «Я не сделал ничего героического, на моём месте так поступил бы каждый»… и не поневоле веришь. Иногда кажется, что у нас действительно каждый, или почти каждый, проявил бы себя именно так.



- Совершали ли вы или ваши друзья, знакомые отважные поступки? 

- Считаете ли вы себя или их героями? Почему? Есть ли примеры для 

подражания, люди, на которых хочется быть похожим?

- А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить?

ЗАГАДКИ


Укротитель к тигру в клетку

Входит запросто нередко.

Мне в себе всегда хотелось

Воспитать такую... (Смелость)


Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это …
(Пулемет)


Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут.
(Танк)


Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)


Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)


Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно.

(Герой)

Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

Собрать пословицы о героях и подвигах.

Пример героя зовет на подвиг.

Сам маленький, подвиг большой.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше биться орлом, чем жить зайцем.

Тот побеждает, кто смерть презирает.

За смелым бежит удача.

Итог

Героем может быть любой человек. Но определённые качества характера нужны для совершения подвига. Они позволяют выстоять в трудные моменты. Не стоит бездействовать в ожидании подвига, сидеть, сложа руки, и ждать, когда же подвернется подходящий момент, чтобы совершить героический поступок. Живите и делайте добрые дела сейчас, сегодня по отношению к своим близким людям, друзьям и даже просто знакомым. Ведь ваши добрые дела – это и будут ваши маленькие подвиги. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других



Рефлексия

Я считаю:

- Не перевелись герои на земле русской,

- В жизни всегда есть место подвигу