«Всегда отвлекается»: как бережно удержать внимание ученика
14.01.2022
Методика
95
0
1
Английский язык для детей — это, прежде всего, про игру и общение. Маленьким ученикам трудно фокусироваться на занятии, поэтому рано или поздно урок с малышом прерывается рассказом на русском о любимом персонаже мультика. Или — о новой игрушке, которую заодно нужно принести и показать в камеру учителю. Или — о пробегавшей мимо кошке…
Как лучше поступить в такой ситуации преподавателю? Можно ли прервать ученика или это отобьет интерес к учебе? Своим опытом и советами делится преподаватель Skyeng Татьяна Тюменцева.
Подождать, пока ребенок выговорится
— What is your favourite colour?
— Blue. А вообще-то мой любимый цвет голубой, как у акулы, мне на день рождения тётя подарила, я ее вам сейчас покажу! А еще мне подарили мячик, но им мой младший братишка играет… А на следующий день рождения я хочу планшет, мама обещала мне его купить. Ой, смотрите, это моя кошка Буся! Буся, иди сюда!
С такой ситуацией сталкиваются преподаватели и дошколят, и младших школьников. Ребята привыкают к учителю, принимают его за близкого человека и начинают доверять ему самое дорогое и важное — пусть и нарушая дисциплину. Если прервать ребенка сразу, он может сильно разочароваться и решить, что вам с ним неинтересно.
Постарайтесь внимательно выслушать ребенка, насколько позволяет время урока. Похвалите его на английском языке: Oh, that’s amazing!, Your cat is really beautiful!, чтобы вернуть ученика в нужную языковую среду. По моему опыту, дети обращают внимание на эти естественные реплики и даже запоминают слова педагога.
Сколько времени выделить на то, чтобы ребенок поговорил о своем? Если вы занимаетесь один на один, то можно не прерывать ребенка до 30 секунд или даже до минуты, если он делится чем-то сокровенным. Но на групповом занятии это время нужно сократить до 10 секунд.
Мягко прервать вопросом
Если ребенок продолжает рассказывать о чем-то отвлеченном, начните говорить вместе с ним: Ok, my dear, that’s really great! Thanks for sharing! Let’s continue our lesson. Do you see the next picture?
Для того, чтобы тактично прервать увлекшегося ребенка, задайте ему вопрос. Услышав вопросительную интонацию, многие дети понимают, что их просят вернуться к уроку, и легко переключаются на нужный материал.
С ребятами дошкольного возраста очень помогает новое интересное задание: видео, новая яркая картинка или игрушка (или карточка) в руках педагога.
— Look, what we have here!
Ребенок переключится на интересное и начнет слушать педагога.
Попросить использовать английский
Полезный прием — попросить ученика продолжить по-английски, если уровень знания языка это позволяет: That’s great! Speak English, please!
В моей практике трое ребят, которых я просила продолжить по-английски, со временем привыкли рассказывать о своих новостях на иностранном языке. На первом этапе я им помогала подобрать лексику, мы записали и выучили слова, которые они хотели использовать: toy shark, Japanese language, tablet.
Разговор на отвлеченные темы на уроке со временем перерос в языковую практику. Со временем ребенок привыкает говорить на занятии только на английском языке.
Увеличить темп урока
В большинстве случаев ребенок отвлекается, если темп урока замедлился. Некоторые дети плохо концентрируются, быстро устают, и их внимание переключается. Задача педагога, когда ребенок начинает утомляться, — изменить вид работы.
Например, спросить: What is your favourite pet? Ok, and look! Who is that? Yes, it’s Rapunzel. What is her favourite pet? And what is Mermaid’s favourite pet? And now look here! Let’s listen and sing the song.
Со временем ребенку проще станет удерживать произвольное внимание, и необходимость так часто менять вид работы отпадет. А пока что увлечь ученика вам помогут интересные ему игры и темы. Урок станет интереснее, если вы будете задавать вопросы от лица героя любимого мультфильма. Придумайте заготовки для каждого ребенка: кто-то быстро вернется к уроку, чтобы посмотреть на любимую принцессу, кто-то обрадуется супергерою или динозавру.
Например, если ребенок отвлекается, когда мы изучаем тему Body parts, я показываю фиксиков. Почти все дети любят этот мультфильм, поэтому улыбаются и внимательно меня слушают.
— I have got blue eyes, blue hair and blue legs. Who am I?, — спрашиваю я. — You’re right! I am Nolik! Now it’s your turn!