СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всех важнее и нужнее в этом мире доброта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» через беседу, обсуждение различных ситуаций".

 

Просмотр содержимого документа
«Всех важнее и нужнее в этом мире доброта»

ГБОУ ЛНР «Яменский УВК»

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности.







Уважаемые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

-В жизни всё начинается с любви … В одном селении жили счастливые люди. Они умели дарить друг другу любовь. А знаете, как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей.

Регулятивные действия

Обеспечение организации внеучебной деятельности учащихся.

Личностные УУД

Доброжелательное отношение к окружающим

Эмоционально - положительный настрой на занятие, создание ситуации успеха.

  1. Введение в тему занятия.

-Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить высказывания.

3.Углубление в тему занятия.

Актуализация знаний.


Итак, тема нашего занятия «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта…»

Доброта... Добро... Что же это такое?

-Как вы думаете?

- Какого человека можно назвать добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным и вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Регулятивные действия

Совместная постановка целей.

Познавательные УУД

Умение выделять главное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий

4.Основной этап занятия.

Работа над новым материалом.

4.1.Работа со словом «хороший»


4.2. Конкурс «Ромашка»

4.3. Беседа с учащимися по новым понятиям

Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

Слово хороший на старославянском языке означает «добро».

-С какими поступками оно ассоциируется? (с добрыми)

У вас на столах карточки зелёного цвета. Соедините словосочетания со словом ХОРОШИЙ с соответствующим синонимом.

Хороший хозяин – заботливый

Хорошие отношения - добрые

Хорошая еда – вкусная

Хорошая наука – интересная

Хороший ребёнок – послушный

Добрый человек - хороший Например:

Хороший друг – надёжный

- Какой же он хороший человек?

(высказывают мысли)


У слова «доброта» есть много родственных слов. Я буду читать предложение, а вы должны выбрать на лепестках ромашек то качество, ту черту характера, которым обладает данный человек.

Человека, у которого доброе сердце, называют…..
– Человек, который желает другим только добра, называют…..
– Человека с доброй душой  и мягким характером, незлопамятного, называют…
– Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…..

- Человека, на которого всегда и во всем можно положиться, называют….

Ответы: добросердечность, доброжелательность, добродушие, добронравие, добропорядочность.

Писатель Михаил Пришвин писал:

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека»

- А качество, противоположное добру какое? А что такое зло? Вы встречались со злом?

(Ответы детей)

-Если есть на земле добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Давайте подумаем вместе, каким должен быть добрый человек.

У вас на партах лежат листочки со словами, которыми называют доброго человека и листочки со словами, которыми называют злого человека.


У меня на доске два лица: доброе лицо и злое лицо. Разместите слова соответственно этим лицам

(Слова: заботливый, вежливый, красивый, грубый, отзывчивый щедрый, жадный, злой, любит животных, любит и бережет природу, ненавидит животных, вредный, ласковый, правдивый, лживый, честный, жестокий, плохой и т.п )

Положительные качества раскладываются

в виде солнышка,

отрицательные качествав виде ежика)

(Магниты – 20 шт.)



Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из услышанного

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с одноклассниками, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия


(магниты – 6 шт.)

Добросердечным

Доброжелательным

Добродушным

Добронравным

Добропорядочным

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение в группах

-Посмотрите внимательно на то, что получилось. Добрый человек, как солнышко, светит, греет, улыбается. Добрый человек приятно выглядит, у него улыбка на лице. К нему все тянутся.

- А злой человек? На что он похож?

- Хочется с ним общаться? Злого человека все избегают, чтобы не «уколол».

- Как вы думаете, легко быть добрым?

Доброта приносит людям радость

4.4. Работа с пословицами.

Много пословиц и поговорок сложено о Доброте. Давайте с ними познакомимся.

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Ребята работают в группах и затем проверяем, что у вас получилось.


-1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»?


-2 группа: Как понимаете смысл пословицы:

«Доброе слово лечит, а злое калечит.





1 группа

Добрые слова дороже богатства.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает

никому.


2 группа

Кто добро творит, того Бог благодарит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Без добрых дел нет доброго имени.

4.5.Обсуждение проблемного задания «Как можно побеждать зло?»




Вот о пословице 2 группы поговорим подробней.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешали вам. Познакомьтесь, это Даша (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу …… помочь мне. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь.

Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль.

…. будет говорить Даше что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

-Посмотрите на куклу, изменилась она?

Такая ли она была в начале?

Что в ней изменилось?

Мы очень травмировали куклу.

-В гневе человек теряет свой человеческий облик.

-Можем ли мы что-то изменить?

Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).


- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, а я тем временем буду разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Дашу, ей уже лучше, да, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.


Коммуникативные УУД

Высказывание своего мнения, обсуждение


Познавательные УУД

Умение выделять главное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий

4.6. Систематизация знаний

Учитель: - Кому нужна наша доброта?

(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

- А какие добрые дела можем сделать мы с вами?

-Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить?

(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).



4.7. Паутинка Доброты

А сейчас я попрошу всех встать ко мне в круг и вспомнить, кто из вашего класса и какое добро сделал вам. Я дам вам клубок с нитками, а вы будете передавать тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.


Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного

4.8.Мозговой штурм «Интервью»

-А теперь проведём интервью о добром человеке.

-Узнаем, чего никогда не делает добрый человек.


-Начинаем такими словами:

- Добрый человек никогда не… (идёт опрос)


микрофон

Личностные УУД

Учащиеся задаются вопросом: «Чего никогда не делает добрый человек?».

5 Физминутка.


-Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

(В сказках)

-Правильно. Именно в сказках добро всегда побеждает зло.

Поэтому наш дальнейший путь лежит в Сказку.

-Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?”.

-Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.

-Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.

(Шапокляк; Золушка;Карабас-Барабас; Золотая рыбка;Баба-Яга; Винни-пух;
Змей Горыныч; Кащей Бессмертный; Мальвина;Леший;Дюймовочка; Чебурашка)

-Ребята, а на каких персонажей вы хотели бы быть похожи, на добрых или злых?



6.Музыкальная пауза

-Ребята, а какой герой всегда говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»


7. Рефлексия деятельности.

-Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека.

-Сейчас вы возьмёте чистые листы, встанете и обведёте свою ручку, вырежете её, и на отпечатках своей ручки вы напишите добрые дела, которые сделали кому- то.

-А затем мы с вами образуем тропинку доброты.



О чём мы говорили на нашем занятии?

-Сегодня вы протоптали тропу доброты. И я желаю вам, ребята, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь! Давайте все вместе идти только дорогою добра!

Наше занятие окончено. Всем спасибо.

Познавательные УУД

Объяснение явлений, связей и отношений, выявленных в ходе урока.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: «О чём говорили на занятии? и что дало нам это занятие?»

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на занятии








Социальный педагог: Бугаёва Г.В.



Цель деятельности педагога: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» через беседу, обсуждение различных ситуаций.

Планируемые результаты:


Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию; делать обобщения, выводы.


Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах;

развивать умение говорить открыто, не стесняясь о добрых и злых поступках человека.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или

самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения.


Личностные: обучающиеся получат возможность для формирования воспитания доброты и милосердия,

доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела.

Оборудование: компьютер, презентация, конверты с заданиями к конкурсу