3.Углубление в тему занятия. Актуализация знаний. | Итак, тема нашего занятия «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта…» Доброта... Добро... Что же это такое? -Как вы думаете? - Какого человека можно назвать добрым? Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным и вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми. | Регулятивные действия Совместная постановка целей. Познавательные УУД Умение выделять главное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий |
4.Основной этап занятия. Работа над новым материалом. 4.1.Работа со словом «хороший» 4.2. Конкурс «Ромашка» 4.3. Беседа с учащимися по новым понятиям | Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Слово хороший на старославянском языке означает «добро». -С какими поступками оно ассоциируется? (с добрыми) У вас на столах карточки зелёного цвета. Соедините словосочетания со словом ХОРОШИЙ с соответствующим синонимом. Хороший хозяин – заботливый Хорошие отношения - добрые Хорошая еда – вкусная Хорошая наука – интересная Хороший ребёнок – послушный Добрый человек - хороший Например: Хороший друг – надёжный - Какой же он хороший человек? (высказывают мысли) У слова «доброта» есть много родственных слов. Я буду читать предложение, а вы должны выбрать на лепестках ромашек то качество, ту черту характера, которым обладает данный человек. – Человека, у которого доброе сердце, называют….. – Человек, который желает другим только добра, называют….. – Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют… – Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….. - Человека, на которого всегда и во всем можно положиться, называют…. Ответы: добросердечность, доброжелательность, добродушие, добронравие, добропорядочность. Писатель Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека» - А качество, противоположное добру какое? А что такое зло? Вы встречались со злом? (Ответы детей) -Если есть на земле добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Давайте подумаем вместе, каким должен быть добрый человек. У вас на партах лежат листочки со словами, которыми называют доброго человека и листочки со словами, которыми называют злого человека. У меня на доске два лица: доброе лицо и злое лицо. Разместите слова соответственно этим лицам (Слова: заботливый, вежливый, красивый, грубый, отзывчивый щедрый, жадный, злой, любит животных, любит и бережет природу, ненавидит животных, вредный, ласковый, правдивый, лживый, честный, жестокий, плохой и т.п ) Положительные качества раскладываются в виде солнышка, отрицательные качества – в виде ежика) (Магниты – 20 шт.) | Познавательные УУД Извлечение необходимой информации из услышанного Коммуникативные УУД Сотрудничество с одноклассниками, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия (магниты – 6 шт.) Добросердечным Доброжелательным Добродушным Добронравным Добропорядочным Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение в группах -Посмотрите внимательно на то, что получилось. Добрый человек, как солнышко, светит, греет, улыбается. Добрый человек приятно выглядит, у него улыбка на лице. К нему все тянутся. - А злой человек? На что он похож? - Хочется с ним общаться? Злого человека все избегают, чтобы не «уколол». - Как вы думаете, легко быть добрым? Доброта приносит людям радость |
4.4. Работа с пословицами. | Много пословиц и поговорок сложено о Доброте. Давайте с ними познакомимся. В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно. Ребята работают в группах и затем проверяем, что у вас получилось. -1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: «Не одежда красит человека, а его добрые дела»? -2 группа: Как понимаете смысл пословицы: «Доброе слово лечит, а злое калечит. | 1 группа Добрые слова дороже богатства. Доброе слово лечит, а злое калечит. Худо тому, кто добра не делает никому. 2 группа Кто добро творит, того Бог благодарит. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Без добрых дел нет доброго имени. |
4.5.Обсуждение проблемного задания «Как можно побеждать зло?» | Вот о пословице 2 группы поговорим подробней. Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешали вам. Познакомьтесь, это Даша (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу …… помочь мне. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. …. будет говорить Даше что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы) -Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? Мы очень травмировали куклу. -В гневе человек теряет свой человеческий облик. -Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, а я тем временем буду разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова) - Ребята, а сейчас посмотрите на Дашу, ей уже лучше, да, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему? Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. | Коммуникативные УУД Высказывание своего мнения, обсуждение Познавательные УУД Умение выделять главное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий |
4.6. Систематизация знаний | Учитель: - Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям) - А какие добрые дела можем сделать мы с вами? -Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке). | |
7. Рефлексия деятельности. | -Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека. -Сейчас вы возьмёте чистые листы, встанете и обведёте свою ручку, вырежете её, и на отпечатках своей ручки вы напишите добрые дела, которые сделали кому- то. -А затем мы с вами образуем тропинку доброты. О чём мы говорили на нашем занятии? -Сегодня вы протоптали тропу доброты. И я желаю вам, ребята, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь! Давайте все вместе идти только дорогою добра! Наше занятие окончено. Всем спасибо. | Познавательные УУД Объяснение явлений, связей и отношений, выявленных в ходе урока. Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: «О чём говорили на занятии? и что дало нам это занятие?» Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на занятии |