ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8-9 КЛАССЫ (Время выполнения 60 мин)
Часть 1
1. Выберите правильный ответ.
Надземные побеги этого растения однолетние. Почки возобновления находятся в подстилке или в почве. Это описание…
а) кустарника
б) однолетнего травянистого растения
в) кустарничка
г) многолетнего травянистого растения
2. Выберите правильный ответ.
Пресная вода для человека и других организмов относится к
а) неисчерпаемым ресурсам
б) исчерпаемым невозобновимым ресурсам
в) исчерпаемым возобновимым ресурсам
г) не является ресурсом
3. Выберите правильный ответ.
К какому веществу, согласно учению В.И. Вернадского о биосфере, относятся уголь, нефть?
а) живому б) биокосному в) косному г) биогенному
4. Выберите правильный ответ.
Как называется минерал, который имеет волокнистую структуру и может вызывать поражение лёгких у людей, долгое время контактирующих с ним? а) алмаз б) асбест в) кадмий г) кварц
5. Выберите правильный ответ.
Как называется разрушение берегов рек, озёр и других водоёмов под воздействием прибоя, волн и иных естественных экологических факторов?
а) абразия б) эрозия в) коррозия г) деградация
Часть 2
1. Выберите все правильные ответы.
Что из перечисленного входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?
а) уникальные природные явления
б) уникальные памятники культуры
в) уникальные издания книг
г) уникальные природные территории
2. Выберите все правильные ответы.
Какие факторы приводят к подкислению воды в океане?
а) загрязнение тяжёлыми металлами
б) повышение уровня выбросов углекислого газа
в) повышение уровня выбросов оксидов азота
г) повышение уровня выбросов водорода
3. Выберите все правильные ответы.
Каким растениям НЕ требуется свет для питания?
а) ламинария
б) плаун
в) Петров крест
г) маршанция
д) папирус
е) повилика
4. Выберите все правильные ответы.
В конце ледникового периода из-за изменения климата и расселения, а также интенсивной охоты человека исчезло большое количество видов животных так называемой мамонтовой фауны. Выберите эти виды.
а) шерстистый носорог
б) чёрный носорог
в) пещерный медведь
г) лошадь Пржевальского
д) сайгак
е) морская корова
Часть 3
1. Напишите правильный ответ.
Как называется оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими?
2. Напишите правильный ответ. Как называется группа особей одного вида на определённой территории?
3. Напишите правильный ответ. Как называются сорные растения, растущие на мусорных свалках и вдоль дорог?
4. Какие утверждения являются верными, а какие неверными?
а) Проблема изменения климата возникла только из-за деятельности человека.
б) Особо охраняемые природные территории являются одними из важных составляющих компонентов охраны природы.
в) Фреоны и водяной пар способствуют разрушению озонового слоя Земли. г) Лес участвует в круговороте воды в природе, тем самым поддерживает водный баланс.
д) Явление «эвтрофикация» происходит из-за поступления в водоём талой воды и её подкисления.
е) К тяжёлым металлам относятся свинец, ртуть, кадмий, алюминий, натрий и др.
ж) К парниковым газам относятся углекислый газ, метан, водяной пар и др.
з) Болота – это сложные экосистемы, которые в том числе выполняют климатообразующую функцию.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ (Время выполнения 60 мин)
Часть 1
1. Выберите правильный ответ.
Растительное сообщество имеет вертикальную структуру – ярусность. Обычно определённый вид растения во взрослом состоянии относится к одному ярусу. Какие из перечисленных растений могут относиться к двум ярусам (в одном сообществе), поскольку могут иметь две жизненные формы в зависимости от условий?
а) берёза бородавчатая, дуб черешчатый б) осина, яблоня в) липа мелколистная, черёмуха г) сосна обыкновенная, груша
2. Выберите правильный ответ.
В каких единицах измеряется экологический след, если это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов?
а) в квадратных километрах (км2 ) б) в гектарах (га) в) в глобальных гектарах (гга) г) в процентах (%)
3. Выберите правильный ответ. Какое животное может быть переносчиком чумы?
а) моллюски б) суслики в) медведи в) комары
4. Выберите правильный ответ.
При водоподготовке часто используются фторсодержащие компоненты. Какое заболевание может возникнуть при длительном употреблении воды с повышенным содержанием фтора?
а) остеопороз б) ревматизм в) флюороз г) фарингит
5. Выберите правильный ответ.
К какому веществу, согласно учению В.И. Вернадского о биосфере, относятся такие компоненты, как ил и почва?
А) живому б) биогенному в) косному г) биокосному
Часть 2
1.Выберите все правильные ответы.
Известно, что проростки кактусов обычно развиваются под укрытием пустынных кустарников, выполняющих роль растений-нянь для молодых кактусов. Без их защиты они, как правило, погибают. Почему это происходит?
а) У проростков кактусов поверхностная и слабая корневая система.
б) Проростки кактусов не имеют колючек, опушения и других приспособлений, снижающих испарение воды с их поверхности.
в) На открытом месте проростки кактусов испаряют слишком много воды и перегреваются.
г) Проростки кактусов нагреваются сильнее, чем взрослые растения, из-за небольших размеров.
д) Физиология кактусов нацелена на экономию воды, это вступает в противоречие с необходимостью борьбы с перегреванием у молодых особей.
2. Установите правильную последовательность.
В законодательстве РФ прописана иерархия обращения с отходами. Установите очерёдность пунктов, начиная с самого приоритетного, где 1 – самый приоритетный.
1) переработка 2) предотвращение образования отходов 3) уничтожение отходов 4) подготовка к повторному использованию
3. Установите соответствие. Выберите все характеристики, которые относятся к теплоэлектростанциям и гидроэлектростанциям.
А) ТЭЦ | 1) возобновляемая энергия |
Б) ГЭС | 2) затопление больших территорий |
| 3) использование исчерпаемых, невозобновляемых природных ресурсов |
| 4) загрязнение воздуха |
| 5) увеличение сейсмической активности территории |
| 6) нет химического загрязнения воздуха |
Часть 3
1. Какие утверждения являются верными, а какие неверными?
а) Экологический кризис, произошедший 10–50 тыс. лет назад в результате интенсивного развития охоты, получивший название «кризис консументов». б) Распашка целинных и залежных земель в Казахстане к концу 1950-х годов привела к переуплотнению почв.
в) Сельское хозяйство, в особенности животноводство и выращивание риса, вносит вклад в проблему изменения климата.
г) Альтернативные источники получения энергии не могут загрязнять окружающую среду.
д) При сильной фрагментации природной территории снижается биоразнообразие.
е) Здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
з) Чувствительными к нефтяному загрязнению являются планктонные организмы, моллюски, морские птицы.
ж) Дендрологические и ботанические сады не входят в категорию особо охраняемых природных территорий.
и) Экологические факторы, при выходе которых за границы максимума или минимума организму (или популяции) грозит гибель, несмотря на другие благоприятные факторы, называются ограничивающими факторами.
к) Определённый тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют метаморфозой.
л) Одно из свойств популяции – самовоспроизводство.
м) Тепловое загрязнение образуется в результате сброса подогретой воды электростанциями и промышленными предприятиями.
Требования
к проведению школьного этапа Олимпиады по экологии
В школьном этапе принимают участие обучающиеся 8-11 классов.
Для проведения олимпиады на школьном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников.
Проведению теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде.
Длительность школьного этапа Олимпиады по экологии составляет:8 -11 классы 60 минут.
Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета). В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки.
Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
Участники выполняют олимпиадные задания индивидуально и самостоятельно. Запрещается коллективное выполнение олимпиадных заданий, использование посторонней помощи (родителей (законных представителей), педагогов, поиск информации в сети Интернет).
Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки.
Квоты
победителей и призёров школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников
по каждому общеобразовательному предмету
Победитель - Не менее 65% от максимально возможного количества баллов
Призёр - Не менее 50% от максимально возможного количества баллов
Суммарно победителей и призёров – не более 45% от общего количества участников школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету в каждой параллели классов/группам параллелей
Критерии оценивания 8-9 класс
№ задания | правильный ответ | кол-во баллов |
Часть 1 | | 5 |
1 | г | 1 |
2 | в | 1 |
3 | г | 1 |
4 | б | 1 |
5 | а | 1 |
Часть 2 | | 8 |
1 | бг | 2 |
2 | бв | 2 |
3 | ве | 2 |
4 | ав | 2 |
Часть 3 | | 4 |
1 | биосфера | 1 |
2 | популяция | 1 |
3 | рудералы | 1 |
4 | да-бгжз, нет-авде | 4 по 0,5 балла |
итого | | мак. 20 баллов |
Критерии оценивания 10-11 класс
№ задания | правильный ответ | кол-во баллов |
Часть 1 | | 5 |
1 | в | 1 |
2 | в | 1 |
3 | б | 1 |
4 | в | 1 |
5 | г | 1 |
Часть 2 | | 9 |
1 | гд | 2 |
2 | 2413 | 4 |
3 | А-34 | 3 по 0,5 за верный ответ |
| Б-1256 | |
Часть 3 | | 6 |
| да –авдезилм, нет - бгжк | 6 по 0,5 за верный ответ |
итого | | мак. 20 баллов |
Руководитель ШМО учителей биологии и химии – Карабутова Л.Т.