ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
по предмету «Физическая культура»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задания в закрытой форме
1. Назовите компонент физической культуры, раскрывающий психофизические способности человека на предельных уровнях.
Физическая рекреация.
Физическое воспитание.
Спорт.
Физическая реабилитация.
2. Физическая реабилитация - это…
деятельность, направленная на улучшение развития двигательных качеств и физических способностей.
мероприятия, направленные на улучшение физического развития человека.
специализированный процесс физического воспитания, направленный на решение оздоровительной задачи.
деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.
3. В понятие «структура» включается…
количество элементов.
состав и строение.
цели и задачи.
средства и методы.
4. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является …
а. Римский император Феодосий I.
б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен.
в. Философ-мыслитель древности Аристотель.
г. Хуан Антонио Самаранч..
5. Статические, динамические, циклические, ациклические и комбинированные физические упражнения относятся к классификации …
физиологической.
по признаку спортивной специализации.
по признаку особенностей мышечной деятельности.
биомеханической.
6. Сила движения - это…
пространственная ориентация поступательного движения.
мера физического воздействия тела человека или его части на объекты внешней среды.
пространственный рисунок тела и его частей.
способность человека преодолевать внешнее сопротивление.
7. Амплитуда движения измеряется в …
минутах.
метрах.
угловых градусах.
секундах.
8. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость, называется...
скоростным индексом.
абсолютным запасом скорости.
коэффициентом проявления скоростных способностей.
скоростной выносливостью.
9. Лордоз - ...
искривление позвоночника вперёд.
искривление позвоночника назад.
искривление позвоночника вправо.
искривление позвоночника влево.
10. Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека, называется …
а. закаленностью.
б. конституцией (биотипом).
в. здоровьем.
г. работоспособностью.
11. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются …
а. подводящими.
б. имитационными.
в. корригирующими.
г. общеразвивающими.
12. Развитию выносливости соответствует режим работы и отдыха, когда каждое последующее упражнение выполняется в фазе ...
а. недовосстановления работоспособности.
б. полного восстановления работоспособности.
в. сверхвосстановления.
г. повышенной работоспособности.
13. В основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей лежат ...
а. биологические ритмы.
б. сенситивные периоды.
в. этапы онтогенетического развития.
г. период полового созревания.
14. Отличительными признаками двигательного умения являются:
а. слитность, автоматизированность, экономичность.
б. нестабильность, неустойчивость, излишние мышечные затраты.
в. системность в движениях, автоматизированность, вариативность.
г. стабильность, экономичность, вариативность.
15. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике физического воспитания и спорта показателем реакции организма на физическую нагрузку, является:
а. время выполнения двигательного действия.
б. продолжительность сна.
в. величина частоты сердечных сокращений.
г. коэффициент выносливости.
16. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:
а. физической культурой.
б. физической подготовкой.
в. физическим воспитанием.
г. физическим образованием.
17. Принципом, предусматривающим оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся, является:
а. принцип сознательности и активности.
б. принцип доступности и индивидуализации.
в. принцип научности.
г. принцип связи теории с практикой.
18. Под методами физического воспитания понимаются:
а. основные положения, раскрывающие содержание учебного процесса.
б. руководящие положения, определяющие организационные формы урока.
в. конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать.
г. способы применения физических упражнений.
19. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:
а. максимальный фонд двигательных умений и навыков.
б. наивысший уровень развития физических качеств.
в. здоровье спортсмена.
г. наивысший спортивный результат.
20. Система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:
а. спортивным отбором.
б. спортивной ориентацией.
в. педагогическим тестированием.
г. диагностикой предрасположенности.
21. Основу двигательных способностей человека составляют:
а. психодинамические задатки.
б. физические качества.
в. двигательные умения.
г. двигательные навыки.
22. Реакция организма занимающихся на физическую нагрузку в процессе урока (занятия) определяется с помощью:
а. оперативного контроля.
б. текущего контроля.
в. итогового контроля.
г. рубежного контроля.
23. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники для занятий физической культурой распределяются на следующие медицинские группы:
а. слабую, среднюю, сильную.
б. основную, подготовительную, специальную.
в. без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья.
г. оздоровительную, физкультурную, спортивную.
24. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:
а. физической нагрузкой.
б. интенсивностью физической нагрузки.
в. моторной плотностью урока.
г. общей плотностью урока.
25. Годичный цикл спортивной тренировки делится на следующие периоды:
а. втягивающий, базовый, восстановительный.
б. подготовительный, соревновательный, переходный.
в. тренировочный, основной, соревновательный.
г. осенний, зимний, весенний, летний.
26. Конечной целью и сущностью спорта является:
а. физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях
соревновательной деятельности.
б. совершенствование двигательных умений и навыков занимающихся.
в. выявление, сравнение и сопоставление человеческих возможностей.
г. развитие физических (двигательных) способностей в соответствии с
индивидуальными возможностями занимающихся.
27. Развитие организма человека называется:
а. онтогенезом.
б. филогенезом.
в. социогенезом.
г. антропогенезом.
28. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» - наиболее широким по содержанию является понятие:
а. индивида.
б. личности.
в. субъекта деятельности.
г. индивидуальности.
29. Первым представителем России в МОК был …
а. Бутовский А.Д.
б. Толстой Л.Н.
в. Лесгафт П.Ф.
г. Смирнов В.Г.
30. Назовите главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».
а. Сохранять чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.
б. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и
благородство.
в. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.
г. Относиться с уважением и быть честным по отношению к соперникам, судьям,
зрителям.
Задания в открытой форме
(Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.)
31. Качественной характеристикой физической нагрузки является … двигательной активности.
32. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как … подготовка спортсмена.
33. Процесс, направленный на воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в жизни и спортивной деятельности, принято называть … подготовкой.
34. В сложно-координационных видах спорта - последовательное сочетание элементов в композиционно оправданном порядке, обозначается как… .
35. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению … .
36. Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности, принято обозначать как … .
37. Достижение, ратифицированное в качестве высших показателей в деятельности, на основе которой организуется соревнование, обозначается как … .
38. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как … .
39. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как … .
40. Запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности, обозначают как … .
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
по предмету «Физическая культура»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Фамилия, Имя, Отчество________________________________________________________
Субъект Федерации ___________________Город, школа, класс_______________________
БЛАНК ОТВЕТОВ
Контрольные вопросы по инструкции к тесту:
| 1 | а | | б | | в | | г | |
| | |
| 2 | а | | б | | в | | г | |
| | | | | | | | | |
Задания в закрытой форме |
№ | Варианты ответов | | № | Варианты ответов |
вопроса | | | вопроса | |
|
|
1 | а | | б | | в | | г | | 16 | а | | б | | в | | г |
|
2 | а | | б | | в | | г | | 17 | а | | б | | в | | г |
|
3 | а | | б | | в | | г | | 18 | а | | б | | в | | г |
| |
4 | а | | б | | в | | г | | 19 | а | | б | | в | | г |
| |
5 | а | | б | | в | | г | | 20 | а | | б | | в | | г |
| |
6 | а | | б | | в | | г | | 21 | а | | б | | в | | г |
| |
7 | а | | б | | в | | г | | 22 | а | | б | | в | | г |
|
8 | а | | б | | в | | г | | 23 | а | | б | | в | | г |
|
9 | а | | б | | в | | г | | 24 | а | | б | | в | | г |
|
10 | а | | б | | в | | г | | 25 | а | | б | | в | | г |
|
11 | а | | б | | в | | г | | 26 | а | | б | | в | | г |
|
12 | а | | б | | в | | г | | 27 | а | | б | | в | | г |
|
13 | а | | б | | в | | г | | 28 | а | | б | | в | | г |
|
14 | а | | б | | в | | г | | 29 | а | | б | | в | | г |
|
15 | а | | б | | в | | г | | 30 | а | | б | | в | | г |
| Задания в открытой форме |
31 | | | 36 | |
|
32 | | | 37 | |
|
33 | | | 38 | |
|
34 | | | 39 | |
|
35 | | | 40 | |
|
|
Практический тур
Контрольное испытания по баскетболу №1
юноши и девушки 9-10-11 классы
Старт
Участник находится на пересечении лицевой и боковой линии лицом к фишке №1. По сигналу конкурсант движется к фишке №1 и обводит ее с левой стороны, дальше ведет мяч к фишке № 2 и обводит ее с правой стороны, далее ведет мяч к фишке №3 и обводит ее с левой стороны. Далее выполняет обводку центрального круга с правой стороны против часовой стрелки. После обводки ведет мяч к штрафной линии к фишке №7 и выполняет один штрафной бросок в кольцо, далее бежит ко 2 мячу, берет мяч движется к фишке №4 и обводит ее с правой стороны, дальше ведет мяч к фишке № 5 и обводит ее с левой стороны, далее ведет мяч к фишке №6 и обводит ее с правой стороны. Далее выполняет обводку центрального круга с левой стороны почасовой стрелки. После прохождения круга движется к кольцу и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.
Контрольное испытание по футболу №2
юноши 9-10-11 классы
СТАРТ
2 м
2 м
зона удара
3,5 м
7 м
ФИНИШ
- фишка
- мяч
- контрольная стойка
Испытание по футболу
На середине лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота (3 х 2 м). На расстоянии 10м от линии ворот располагается зона для удара по воротам (шириной 1 м). В 2 м вправо и влево от боковых стоек ворот на расстоянии 11м устанавливается первая пара фишек, на расстоянии 14м устанавливаются 3 фишки и 17м от линии ворот располагаются три фишки (всего 8 фишек). На лицевой линии в 2 м вправо и в 2 м влево устанавливается, мячи и на расстоянии 20м устанавливаются один мяч напротив фишки №8. справа на площадке устанавливается контрольная стойка (Финиш).
По сигналу участник стартует справой от ворот стороны с лицевой линии, выполняя ведения мяча, участник обводит первую фишку слева, вторую справа и третью слева и движется в зону удара, для атаки ворот, слева от первой фишки. Находясь в зоне для удара, участник выполняет удар по воротам низом левой ногой.
Выполнив удар, участник двигается ко второму мячу, находящемуся на лицевой линии напротив фишки №8, выполняя ведения мяча, участник обводит восьмую фишку слева, седьмую справа и движется в зону удара, для атаки ворот. Находясь в зоне для удара, участник выполняет удар по воротам любой ногой верхом.
Выполнив удар, участник двигается ко второму мячу, находящемуся на лицевой линии слева в 2 метрах от ворот, выполняя ведения мяча, участник обводит четвертую фишку справа, пятую слева и шестую справа и движется в зону удара, для атаки ворот, справа от четвертой фишки. Находясь в зоне для удара, участник выполняет удар по воротам низом правой ногой. Выполнив удар, участник финиширует возле правой контрольной стойки.
Контрольное испытание по волейболу №3
девушки 9-10-11 классы
1.5
1.5
2 м.
3
5
6
1
За лицевой линией волейбольной площадки расположены 9 волейбольных мячей. Первые четыре мяча располагаются в обруче – в 1,5 м от левой боковой линии, вторые четыре мяча – в 1,5 м от правой боковой линии. На противоположной стороне площадки располагаются гимнастические обручи в зонах (1,3,5,6).
Участник располагается, на лицевой линии возле правого обруча от правой боковой линии. По сигналу судьи испытуемый выполняет верхнюю подачу мячом в зону №5, затем нижнюю подачу мячом в зону №3, затем выполняет верхнюю подачу мячом в зону №1, затем нижнюю подачу мячом в зону №6 движется ко второму обручу расположенному от левой боковой линии, испытуемый выполняет верхнюю подачу мячом в зону №1, затем нижнюю подачу мячом в зону №3, затем выполняет верхнюю подачу мячом в зону №5, затем нижнюю подачу мячом в зону №6.
Испытуемый имеет право для получения премиальных очков выполнить подачу в прыжке, предварительно поставив об этом в известность главного судью по волейболу до начала выступления. Мяч располагается дополнительно за 2 метра до лицевой линии. Верхняя прямая подача — и.п. — испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).
Нижняя прямая подача – и.п. – испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.
Контрольное испытание №4
Гимнастика 9-10-11
ДЕВУШКИ
| Соединения | Стоимость |
1. | Шагом вперёд равновесие («ласточка»), руки в стороны (держать) - кувырок вперёд в упор присев ноги скрестно и поворот кругом в приседе………………………………………... | - 2,0 балла |
2. | Сед углом, руки в стороны (держать) - лечь на спину, руки вверх – мост (держать) – поворот кругом в упор присев…………………………………………..………………… | - 2,0 балла |
3. | Махом одной, толчком другой два переворота в сторону в стойку ноги врозь ………………………………………………… | - 2,0 балла |
4. | Кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180º - кувырок назад……………………………… | - 2,0 балла |
5. | Из упора стоя ноги врозь кувырок вперёд в стойку на лопатках (держать) – стойка на лопатках ноги врозь фронтально (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперёд в упор присев … | - 2,0 балла |
ЮНОШИ
| Обязательные элементы | Стоимость |
1. | Из упора присев – силой стойка на голове и руках (держать) – выпрямляя руки, упор лёжа …………………............................... | - 2,0 балла |
2. | Из упора присев кувырок назад согнувшись – не сгибая ног, второй кувырок назад согнувшись в упор стоя – выпрямиться в стойку руки вверх………………………………………….…… | - 2,0 балла |
3. | Кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360º – кувырок вперёд – прыжок вверх с поворотом на 180º… | - 2,0 балла |
4. | Махом одной, толчком другой через стойку на руках кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь, руки вверх ..………… | - 2,0 балла |
5. | Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («колеса»)в стойку ноги врозь …………………………………. | - 2,0 балла |
КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЯ
ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ №5
Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:
Девушки 9-10-11 классы: 500 м.
Юноши 9-10-11 классы: 1000 м.
Состязания в гладком беге проводятся в манеже на специальной беговой дорожке длина, которой составляет 200 м. (бег осуществляется против движения часовой стрелки).