Учительство в годы Великой Отечественной Войны
Работу выполнила:
Милюткина Дарья
8а класс
МБОУ СОШ № 2
города Кузнецка
Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в том числе учителей и преподавателей.
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Школьники и педагоги помогали стране как могли – строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей.
Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.
В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня
Вручение золотой и серебряной медали отличникам
Пятибалльная система оценивания
Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе
Обязательное семилетнее обучение
Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе
Всеобщее обучение детей с семи лет
Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи
организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста
повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве
всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения
перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне
Основные задачи
повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины
оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков
улучшение военно-физической подготовки
Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда.. Во время осады города было повреждено здание университета. В течение долгих месяцев зимы университет не отапливался, не имел электричества, воды, оконные стёкла заменяла фанера. Но и в это время здесь читались лекции, шли практические занятия.
В декабре 1941 руководство города организовало в Ленинграде 98 детских домов для детей от 3 до 14 лет. Один из таких домов № 51 был создан группой преподавателей под руководством учительницы истории Марии Михайловны Шарый. Дети, родители которых сражались на фронте или погибли от вражеских обстрелов и, получали медицинскую помощь, еду, крышу над головой.
Из воспоминаний Виктора Вайнштейн:
«Мне довелось с 1942 по 1944 год быть воспитанником детдома №51 Выборгского района. Я до сих пор помню всех замечательных воспитателей этого детского дома по имени и отчеству и его директора – Марию Михайловну Шарый. А мы, малолетки из детдома №51, тоже не сидели сложа руки, - говорит Виктор Хельмутович. - Выступали перед ранеными в госпиталях, в 1943-м дважды выступали на Ленинградском радио, причем нередко во время записи наш хор при артобстреле уводили в бомбоубежище. Летом 1942 и 1943 годов мы работали на соседнем совхозном поле: в июне пололи, а в августе собирали урожай брюквы, турнепса, моркови».
Пример подавала и столица нашей Родины - Москва. Зимой 1941 года, после разгрома фашистов под Москвой, в столице было создано 32 учебно - консультационных пункта для учащихся 7-10 классов. Ребята учились самостоятельно, а в эти пункты приходили сдавать зачёты, получать задания и консультации.
В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. При этом почти повсеместно для учащихся были организованы группы продленного дня, и дети получали горячее питание.
Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы с золотыми и серебряными медалями
Деятели просвещения ВОВ
Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!
В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.
Владимир Петрович Потёмкин (1878–1946) – президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) – известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
Николай Михайлович Головин (1889–1954) – заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
Анна Михайловна Панкратова (1897–1957) занималась историческим образованием – руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
Вадим Никандрович Верховский (1873–1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.
Для людей того времени-это жизнь, тревожная, полная лишений, горя, но жизнь. Для нас, их потомком, этот период- история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда.
« Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страданий пройти …»
Список литературы:
1)http :// cpacibodedu.ru/article/3034-uchitelbstvo_v_godyi_velikoy_otechestvennoy_voynyi
2)http ://mgaps.ru/news/55