ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЕР-ПОДПОЛЬЩИЙ
ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»
__________________________________________________________________
Ул. Мирющенко, 1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика
94801, тел. (06434)2-26-94, e-mail: [email protected]
Всероссийский открытый урок
безопасности
в 4 – Г классе
Учитель:
Кобелева Ирина Александровна
Сентябрь, 2023
Цель:
- обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации;
- воспитывать у младших школьников негативное отношение к дурным привычкам, предупреждать возникновение желания попробовать запретное.
Оборудование:
проектор, презентация, демонстрационный материал, карточки с дорожными знаками.
Ход мероприятия
Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные!
Не жарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты!
У всех детей в руках букеты,
День, хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты:
- До свидания, лето!
И радуешься:
- Здравствуй, школа!
Актуализация знаний
Ребята, я рада видеть вас повзрослевшими, радостными, теперь уже учениками 4 класса. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю успехов. Посмотрите внимательно друг на друга, все ли сегодня пришли на праздник?
Сегодня нам предстоит узнать друг друга лучше. А помогут нам в этом ваша активность и дружные аплодисменты.
Аплодирует тот, кто …
• рад встрече с друзьями;
• нисколько не соскучился по школе;
• с радостью пошёл в школу;
• хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
• прочитал всё, что задавали на лето;
• настроился закончить учебный год на “4” и “5”;
• уже ждёт ближайших каникул;
• встретил сегодня любимого учителя;
• встал не с той ноги.
На протяжении всего путешествия, то есть всего учебного года, мы будем снова вместе. По пути в страну Знаний нам встретятся препятствия. Надеюсь, что все трудности мы преодолеем вместе. Будем не только учиться наукам, но и дружить. Ведь главное, что каждый из вас – это добрый и надёжный друг. Давайте, в знак нашей дружбы, улыбнёмся друг другу. (Улыбаемся)
Пришла пора начать наш первый урок. Посмотрите, а к нам пришли на праздник буквы! А как вы думаете, зачем они к нам пришли? (О,Б,Ж)
Мы собрались здесь не случайно. Кто знает, что обозначают эти буквы?
Сегодняшний первый урок посвящен безопасности на дороге, дома, в общественном месте, на воде и чрезвычайным ситуациям.
III. Основная часть
Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие по станциям в мир безопасноcти жизнедеятельности.
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасной жизни. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. И сегодня на каждой станции вы будете выполнять разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам необходимо показать свои знания, умения, а где-то проявить смекалку.
А сейчас отгадайте загадку. Тогда вы узнаете, с какой станции мы начнем движение.
Весёлый шалунишка,
Оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настаёт,
Концерт в печи даёт.
Разбегался мальчонка,
Трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди
Так хочется погладить...
Проказника не тронь
Зовётся он ...(Огонь)
Станция № 1 «При пожаре, как один, набираем 101».
- Вы попали на станцию «При пожаре, как один, набираем 101».
Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему.
– А как вы думаете, огонь – это друг или враг?
Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды.
Первым крупным достижением человека явилось использование огня для приготовление пищи. Около 100 тысяч лет тому назад человек научился искусственно добывать огонь путём быстрого трения дерева о дерево. Для этого нужно было обладать большим терпением и ловкостью.
Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно.
Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость.
Огонь – враг. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага.
Обсуждение жизненных ситуаций
1. Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать?
(Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «101» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «101», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).
2. Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
(Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть помещение).
3. Как уберечь себя от поражения электрическим током?
(Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе, чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением).
Учитель: Посмотрите, ребята, вокруг
Нам огонь, повседневный друг!
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Ученик 1.
Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Ученик 2.
Посмотрите, ребята, вокруг
Нам огонь, повседневный друг!
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
(Высказывания ребят, когда огонь - друг, огонь - враг).
Станция № 2 «Тише едешь – дальше будешь».
-Вы попали на станцию «Тише едешь - дальше будешь».
Ученик 3.
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Ученик 4.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимателен и помни наперед.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Учитель:
- Ребята! Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться. А как вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А поможет нам в этом викторина:
Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда
можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
Что означаю красный, желтый и зеленый цвет светофора? (Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт, и вы можете идти).
Когда человек становится пешеходом?(как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится пешеходом).
Кто является участниками движения? (Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)
Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения? (Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).
Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят… (Дети)
Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда. (Остановка)
Станция №3 «ХОРОШО - ПЛОХО»
Явление, предмет охарактеризовать сначала словом «хорошо», а затем – «плохо».
1.Телевизор ( а) приносит много радости, расширяет знания, избавляет от одиночества и т.п., б) утомляет глаза, излучает вредные электромагнитные волны, может стать источником пожара при неправильном обращении и т.п.)
Рекомендации телезрителям:
Нельзя близко сидеть возле телевизора. Не ближе двух метров, если размер экрана по диагонали 35-47 см, и не ближе 3-5 метров, если размер экрана по диагонали 50 - 61 см.
Смотреть телевизор надо не очень высоко и не слишком низко. Экран должен находиться над полом на высоте 80 – 90 см.
Не следует смотреть передачи в темноте. Лучше, если в комнате горит неяркий свет.
Не рекомендуется осуществлять просмотр лёжа. Это создаёт дополнительную нагрузку на глаза и нервную систему.
После просмотра передачи надо обязательно дать отдых глазам.
Школьникам рекомендуется смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю.
Солнце. ( а) учёные подсчитали, что за 5 минут пребывания человека на пляже он получает такое количество энергии , которое необходимо, чтобы нагреть до кипения 4 стакана ледяной воды. Под влиянием солнечных лучей в организме человека образуется витамин Д, необходимый для крепости костей, Б)если долго находиться на солнце, то очень легко перегреться, получить солнечный или тепловой удар, т.е. заболеть).
Станция №4 «Сказка – ложь, да в ней намек»
- Ребята, вы знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.
- Что (какие нарушения основ безопасности) привело сказочного героя к печальным последствиям?
«Колобок» (чрезмерное доверие к незнакомцам);
«Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим);
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушайся старших);
Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (нельзя цеплять санки за впереди идущий транспорт).
“Гуси-лебеди” (слушай старших)
Дополнительные вопросы.
1. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними.
2. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели?
3. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?
IV Подведение итога. Рефлексия
- Ребята! Вы показали сегодня прекрасные знания на всех этапах урока, и я надеюсь, что вы будете соблюдать и применять эти знания в жизни, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно. На доске написана волшебная фраза. Давайте ее прочитаем:
«ИКРЕТЯП АН ЯСЬТИЧУ УЧОХ»
- Кто правильно ее прочитает, у того пожелания будут исполнены.
- А как вы думаете, что вы пожелали? (читают фразу наоборот)
- О чем мы говорили на нашем первом уроке?
- Что было интересным?
- С каким настроением работали? Покажите смайлик.