«Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» с проведением тренировки по защите детей и персонала от чрезвычайных ситуаций»
(1-5класс 2 сентября 2019 год )
-Здравствуйте, ребята.
Жизнь, как бы сложна ни была, временами замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.
- Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф, терактов, именно поэтому сегодня, в общеобразовательных учреждениях всех субъектах Российской Федерации проходят Всероссийские открытые уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности».
Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? (Ответы детей).
Очень часто люди страдают из - за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения:
предвидеть опасность;
по возможности избегать её;
при необходимости действовать.
-Как вы думаете, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
Чрезвычайная ситуация – крупномасштабная ситуация, которая приводит к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей.
Подумаем, на какие группы можно разделить ЧС
Существует три группы ЧС:
природные техногенные социальные
(стихийные бедствия, (аварии, катастрофы, (нестабильная
эпидемии); связанные с техникой, политическая
взрывы на обстановка в обществе,
химическиопасных теракты, война)
объектах,
выбросы радиоактивных веществ,
обрушение зданий);
-Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.
- Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ!
Предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. в котором мы познакомимся с основными ЧС, их предотвращением и правилами поведения в конкретных ситуациях. Но улицы там непростые
Улица Пожарных
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
С давних пор огонь считается другом человека. Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.
Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям.
- Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей:
если баловаться со спичками;
если забыть выключить электроприборы;
если сушить бельё над плитой;
если зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи;
если кто - то из взрослых не потушил сигарету;
если дети разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух.
- Какие правила по пожарной безопасности мы должны знать?
1. Нельзя играть со спичками.
2. Не оставлять включёнными электроприборы без присмотра.
3. Не оставлять не затушенных костров.
4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.
5. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.
- А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если уверены, что действия неправильны, то молчите.
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня? Это я, это я, это все мои друзья!
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? Ребята молчат.
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? Это я, это я, это все мои друзья!
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! Ребята молчат.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят? Это я, это я, это все мои друзья!
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил. Ребята молчат.
Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? Это я, это я, это все мои друзья!
Улица Инспекторов дорожного движения
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Вам нужно, без сомненья,
Знать и выполнять
Правила…(дорожного движенья).
Добро пожаловать на улицу Инспекторов дорожного движения. Давайте вместе вспомним правила дорожного движения.
1-ая область знаний: Сигналы светофора, дорожная разметка
- Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
- Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?
- Где и как должны ходить пешеходы по улице?
- В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
2-ая область знаний: Обязанности пассажиров
- Где нужно стоять в ожидании автобуса?
- Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
- Как нужно переходить улицу при выходе из автобуса?
- Каков порядок посадки в автобус и выход из него?
3-ья область знаний: Правила перехода улиц и дорог
- В каких местах нужно переходить улицу?
- Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
- Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
- Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся).
Проводится игра «Светофор». Если я показываю зелёный кружок – топаем ногами,
Красный кружок – молчим,
Жёлтый кружок – хлопаем в ладоши.
Игра "Разрешается – запрещается” (если разрешается – встают...)
(пока жюри проверяет тест)
- Играть на мостовой…
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом …
- Идти толпой по тротуару…
- Переходить улицу по подземному переходу…
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…
- Выбегать на проезжую часть дороги…
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…
- Болтать и громко смеяться в транспорте …
- Уважать правила дорожного движения…
Улица Спасателей
-Добро пожаловать на улицу Спасателей. Давайте рассмотрим конкретные ситуации и подумаем, как лучше вести себя в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой преступления, а также будем совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.
Ситуация 1. Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?
Ситуация 2. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи?
Ситуация 3. Что вы станете делать, если кто-то попытается открыть дверь вашей квартиры?
Ситуация 4. Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет?
Ситуация 5. Что делать, если в вызванном вами лифте находится незнакомый человек?
Улица Санитаров
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Добро пожаловать на улицу Санитаров. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ваш друг, одноклассник упал с дерева, ударился головой, кто-то пролил на себя горячий чай, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение.
Первая медицинская помощь - это простейшие срочные и необходимые меры для спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.
Задание. «Помоги пострадавшему».
Учащимся предлагается набор медикаментов и три ситуации- необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или порезах; при пищевом отравлении; оказать первую помощь при ожоге.
Выберите для каждого случая нужные медикаменты:
Бинт
Йод
Раствор бриллиантовый зелёный
Перманганат калия
Пантенол
Перекись водорода
Индивидуальный перевязочный пакет
Салфетки стерильные медицинские
Уголь активированный
И самое страшное, что имеет высокую опасность для нашей жизни- это терроризм, о котором мы узнаем на следующей улице нашего города «Антитеррор».
Некоторое время назад в нашу речь вошло такое слова, как «терроризм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этим понятием. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. (Предварительно записано на доске).
Попробуем разобраться в причинах возникновения терроризма.
О терроризме и формах его проявления.
В последние годы терроризм стал особенно безжалостен. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный.
Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах.
Все мы знаем и помним о событии, происходившем 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека - среди них были и дети.
Вывод: Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества.
Меры предосторожности.
Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности.
Игра «Опасный предмет».
Задание. Вам нужно определить какие из представленных предметов могут быть взрывными устройствами. И как вы это определили.
подарок
сотовый телефон
планшет
пакет
мусорная урна с бумагой
Вывод: Мы выяснили, что любой предмет может быть замаскирован под взрывное устройство. А знаете ли вы, как нужно действовать в подобной ситуации?
- Что может указать нам на наличие взрывных устройств:
брошенные машины,
присутствие проводов или небольшой антенны,
непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки;
растяжки из проволоки, ниток, веревки;
может быть какой-то специфический запах;
бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки.
Вывод: меры предосторожности:
избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать взрослым.
- К подозрительным предметам могут относиться даже свистки, авторучки, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами.
Наши действия в случае опасности.
Если человек случайно оказался в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка.
Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта.
1. Помните – ваша цель остаться в живых.
2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.
3. Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.
4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.
Что делать в экстремальной ситуации
Помните о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск.
Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.
Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.
Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга..
-Если с кем-нибудь беда случилась, нам поможет кто?
- МЧС. А что это?
-МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – организация, которая осуществляет наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции по спасению людей и оказанию помощи пострадавшим, как на территории России, так и за её пределами.
При угрозе или возникновении любых чрезвычайных ситуаций вовремя полученная информация – это успех в действиях служб экстренного реагирования, а также спасённые жизни людей.
В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
В СЛУЧАЕ БЕДЫ НА ВОДЕ
В СЛУЧАЕ ПОЖАРА
В СЛУЧАЕ ДТП и т.п.
Единый телефон спасения – 112
-На этом путешествие заканчивается. Мы возвращаемся домой, мы надеемся, что знания, полученные на улицах этого замечательного города для вас будут очень полезны. То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас
Подведение итогов.
Чему был посвящён наш урок?
О чем говорили на уроке?
Почему важно знать, как действовать в различных ЧС?
.