Исследовательская работа
«Всестороннее развитие личности в условиях сельского УВК»
Составил учитель МБОУ «Киселёвская ООШ»
Клещунова Дарья Витальевна
Россия находится в исторической полосе цивилизованного перелома. Отечественное образование выступает решающим фактором обновления общества, проведения радикальных реформ во всех сферах жизни, развития человека и человеческих ресурсов. Вместе с тем в современных условиях образование является не только субъектом, но и объектом переосмысления, модернизации и реконструкции. Обращение к истории - одна из характерных черт любой переломной эпохи, так как именно в ней находятся корни кардинальных современных проблем и ключ к их решению [ 8].
Елькина В. А[3 ], отмечает, что в середине 70-х гг. XX в. в отечественном образовании была создана и к концу 80-х гг. получила массовое распространение инновационная гуманистическая модель общеобразовательной школы - учебно-воспитательный комплекс (УВК). Однако в настоящее время статус этого учреждения общего среднего образования федеральными правовыми актами не утвержден. В перечне типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений «учебно-воспитательный комплекс» отсутствует. В то же время Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 1996 г. определяет в качестве государственных приоритетов гуманистический характер образования и вариативность образовательных учреждений.
Возникновение и развитие учебно-воспитательных комплексов, первоначально названных школами-комплексами, как социально-педагогического феномена было связано с сельской местностью. В центре внимания этих образовательных учреждений находился сельский ученик, которому ограниченные социально-культурные возможности сельской среды не могли обеспечить полноценное развитие и не позволяли реализовать творческие способности и удовлетворить интересы.
В истории педагогики 70-х - 80-х гг. прошлого столетия проблемы функционирования учебно-воспитательных комплексов исследованы в трудах И.И. Августевича, В.Н. Алфимова, Б.З. Вульфова, Р.Н. Герасимовой, И.Г. Димовой, Е.Б. Евладовой, В.К. Ивановой, В.Я. Коровиной, В.П. Кыркалова, JI.A. Николаевой, И.О. Новикова, М.М. Плоткина, A.B. Репринцева, П.Е. Решетникова, Т.А. Струковой, Е.В. Тонкова, П.Т. Фролова, В.Г. Цыпурского, В.И. Ширинского, М.П. Щетинина и др. В них дана характеристика учебно-воспитательному комплексу как социально-педагогическому феномену, рассмотрены вопросы управления образовательной системой и содержания работы.
Cтановление и развитие сельских учебно-воспитательных комплексов являлись объективным и закономерным процессом, обусловленным следующими предпосылками:
- социальными (задача всестороннего гармонического развития личности; общегосударственная доктрина воспитания подрастающего поколения на основе комплексного подхода; социокультурные различия в условиях жизни города и села; поиск эффективных форм взаимодействия сельской общеобразовательной школы с другими социальными институтами воспитания);
- экономическими (воздействие научно-технического прогресса на сельский сектор образования; изменения в характере сельскохозяйственного тру-
да, социально-профессиональной и социально-демографической структуре кадров);
- педагогическими (концепции о всестороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания, комплексном и деятельностном подходах к обучению и воспитанию; концептуальные положения о школах-интернатах, школах продленного дня, школах полного дня; формирование готовности педагогических кадров к работе в инновационных условиях);
- психологическими (теория мотивации; концепции индивидуализации и дифференциации обучения, развития творческих способностей личности, развивающего обучения)
УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным образованием детей. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не толькозанятия в различных кружках, секциях в творческих объединениях, но и эстетический всеобуч, спортивныезанятия, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т.о. создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академическому учению [ 7].
Целью нашей курсовой работы является изучение роли и значения условий, целенаправленно создаваемых государством и обществом в сельской местности для всестороннего развития личности.
Для этого, мы должны решить следующие задачи:
Исследовать типы и виды различных учебно-воспитательных комплексов целенаправленно создаваемых на территориях сельских районов Белгородской области в 80-е годы 20 века.
Выявить структуру учебно-воспитательного комплекса и взаимосвязи его элементов.
3. Выявить роль и значение условий, целенаправленно создаваемых государством и обществом в сельской местности для всестороннего развития личности (на опыте МБОУ «Киселёвская ООШ»
4. Изучить опыт деятельности сельского УВК по всестороннему развитию личности школьника и его значение для воспитания современной молодёжи.
Объект исследования: процесс всестороннего развития личности школьника в условиях феномена сельского УВК.
Предмет исследования: сельский учебно-воспитательный комплекс Белгородчины.
1.Типы и виды различных учебно-воспитательных комплексов целенаправленно создаваемых на территориях сельских районов Белгородской области в 80-е годы 20 века.
1.1. Типы, виды, структура учебно-воспитательных комплексов целенаправленно создаваемых на территориях сельских районов Белгородской области в 80-е годы 20 века.
В самом общем виде, по мнению И.И.Августевича [1. С.5 ], школа комплекс в наиболее развитой своей форме может быть охарактеризована как объединение общеобразовательной школы и детских внешкольных учреждений, функционирующее как единое учебно- и культурно- воспитательное учреждение. В состав школы-комплекса, помимо общеобразовательной школы, составляющей ее основу, входят музыкальная, спортивная, хореографическая, художественная школы. Различные студии, кружки, секции. В состав школы – комплекса включаются также существующие в школе формы трудового воспитания, производственного обучения и производительного труда. И.И.Августевич [1С.5 ] считает, что смысл такого объединения состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для всестороннего гармоничного развития личности обучающихся и воспитывающихся в них детей.
Белгородские учителя были основателями такого типа школ. Первые школы – комплексы были сформированы на базе двух сельских школ: Бессоновской и Яснозоренской. Вследствие их опыт подхватили другие сельские школы. Таким образом к 1980 г., на территории области действовало 200 таких школ-комплексов. А к 1990г., уже 2017 школ- комплексов. В настоящее время на территории Белгородской области функционируют 300 школ-комплексов.
Своеобразие этих школ, по мнению И.И.Августевича [1С.21 ], состоит в том, что традиционное содержание их учебно-воспитательной работы обогащается культурно-образовательным и культурно-воспитательным содержанием. Это усиливает влияние на процесс формирования личности ребёнка.
Изучив работы И.И.Августевича, мы выявили, что ядро школы-комплекса, и её организационным центром является общеобразовательная школа. Также обязательным её компонентом служит учебно-трудовое подразделение и специализированные внешкольные детские учреждения.
Примерами основных разновидностей структур школ – комплексов являются: Велико – Михайловская средняя школа Новооскольского района, в которой работа общеобразовательной школы дополняется работой разветвленной и хорошо организованной системой кружковых занятий. [Приложение1, схемаI].
Никольская школа Белгородского района, представляет собой объединение общеобразовательной школы и внешкольных учреждений. Обучение детей различным видам искусства и спорта в этой школе, представляет урочную форму занятий [Приложение1, схемаII].
Кружковые занятия в данных школах представлены временным, добровольным объединением учащихся по интересам. Содержание работы кружков сформировано с учетом возможностей учителя, интересами учащихся, их возрастными особенностями, а также условиями образовательного учреждения.Действующие школы-комплексы на территории Белгородской области на данный момент, различаются между собой не только формами своей организационной структуры, но и уровнем своего развития.
Таким образом, школы-комплексы обеспечивают объединение общеобразовательной школы и внешкольных детских учреждений, что способствует созданию благоприятных и педагогически целесообразных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию.
1.2 Теоретические аспекты деятельности УВК
В современных условиях, руководствуясь Законом РФ «Об образовании» (ст. 12, п. 8) [ ], мы рассматриваем школу-комплекс как общеобразовательное учреждение, сознательно объединяющее под общим управлением и финансированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных образовательных программ на уровнях (ступенях) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Опираясь на исследования В. А. Караковского [4] и Н. А. Селивановой [2], воспитательную систему школы-комплекса мы рассматриваем как непрерывно развивающуюся во времени и пространстве целостную совокупность детей и воспитателей, объединенных духовно и социально-значимыми целями и ценностями, нравственными нормами и воспитательными отношениями, совместной деятельностью, направленной на преобразование всего общеобразовательного учреждения в воспитательную среду их жизнедеятельности и личностное самовоспитание и самосовершенствование. Следовательно, воспитательная система школы-комплекса характеризуется наличием воспитательного процесса во всем его многообразии.
Главный признак воспитательной системы общеобразовательного учреждения - это её структура. По определению В. Г. Афанасьева, структура - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих её компонентов [1]. В логическом словаре Н. И. Кондакова структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого [5].
Сельский учебно-воспитательный комплекс по мнению Елькиной В.А. [3 ], представляет собой инновационное общеобразовательное учреждение, интегрированное с другими социальными институтами воспитания и социумом в интересах всестороннего гармонического развития личности. Инновационная сущность УВК проявляется в его цели, организационной форме, специфике содержания образования, разнообразии методов и форм обучения, особенностях взаимодействия учителей и учащихся, управлении системой, результатах деятельности.
Эффективное функционирование сельских учебно-воспитательных комплексов обеспечивается соответствующими социально-педагогическими условиями: социальными (социально-экономическая среда микрорайона; поддержка инноваций властными структурами, родителями, общественностью и др.), ресурсными (широкое ресурсное обеспечение: материально-техническое, интеллектуальное, финансовое, мотивационное, программно-методическое, нормативное и др.), процессуальными (гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса; режим педагогических инноваций).
Мы считаем, что воспитательное пространство вместе с воспитательной системой, является эффективным и необходимым аспектом личностного развития ребенка. Педагогически целесообразно организованная среда, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и обучающихся, по ,нашему мнению, будет составлять интегрированные условия личностного развития обучающихся.
А.Красюн [ 9],считает, что воспитательная система общеобразовательного учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы-комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Исходя из этой характеристики, в составе воспитательной системы школы-комплекса А.Красюн [9 ],выделил следующие подсистемы:
1. Идеальная подсистема (центральный компонент данной подсистемы - смысл жизни Человека);
2. Личностная подсистема (формирование личностных качеств ребенка);
3. Дидактическая подсистема (образовательный процесс);
4. Система воспитательной работы (совокупность мероприятий, имеющих воспитательную направленность) и дополнительного образования;
5. Социально-природная подсистема (внешняя среда);
6. Досуговая подсистема.
По Трошкову С. Н [10 ], воспитательная система школы-комплекса- целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. Каждая воспитательная система имеет своё назначение и, следовательно, свой набор компонентов. Выявление основных компонентов воспитательной системы общеобразовательного учреждения осуществлялось нами посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательном процессе, применения теоретических методов исследования, проведения опытной работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки.
Е. Н. Степанова [8], выделяет следующие компоненты воспитательной системы школы-комплекса:
Руководители школы-комплекса
Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности школы-комплекса.
Родители детей школы-комплекса.
Воспитанники школы-комплекса (дошкольники и учащиеся).
Индивидно-групповой компонент
Ценностно-ориентационный компонент:
1. Методологическая ориентация в воспитании детей.
2. Ключевые (основные) идеи (теории) воспитания детей.
3. Понятие «воспитание» в школе-комплексе.
4. Тип воспитательной системы школы-комплекса по доминирующей ориентации.
5. Цели и задачи воспитания в школе-комплексе.
6. Перспективы жизнедеятельности сообщества школы-комплекса.
7. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы-комплекса.
8. Содержание воспитания в школе-комплексе.
Функционально - деятельностный компонент
1. Системообразующие виды деятельности.
2. Формы и методы организации совместной деятельности и общения в школе-комплексе.
3. Основные функции и роли воспитательной системы школы-комплекса.
4. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школы-комплекса.
Пространственно-временной компонент
1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметноматериальная среда.
2. Связи и отношения сообщества школы-комплекса с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль школы-комплекса в воспитательном пространстве района и города.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы школы-комплекса.
Диагностико-аналитический компонент
1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы-комплекса.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной систе-
мы школы-комплекса.
Таким образом, воспитательная система школы-комплекса составляет сложную структуру, состоящую из подсистем и компонентов, которые скреплены системными связями. Частей системы соединены в единое целое, что составляет её управленческий блок.
2. Роль и значение условий, целенаправленно создаваемых государством и обществом в сельской местности для всестороннего развития личности.
2.1Опыт педагогического коллектива МБОУ «Киселёвская ООШ» по созданию условий для всестороннего развития личности сельского школьника.
В наше время все большее количество детей и подростков находятся в положении острого социального неблагополучия. Именно подростковый возраст полон тревог, переживаний, сложных ситуаций. Все это обусловлено ростом социальной агрессии и родительской некомпетентностью. Все больше родителей .
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. [12]
В этих условиях система образования берет на себя значительную часть усилий по подготовке обучающихся к взрослой жизни. Обучение и воспитание служат единой цели - целостному развитию личности школьника.
Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой учебной и трудовой мотивации, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей. [12]
На сегодняшний день школа находится в непростых условиях, сложнее всего приходится именно сельской школе. Мы решили изучить роль и значение условий, целенаправленно создаваемых государством и обществом в сельской местности для всестороннего развития личности, на базе МБОУ «Киселёвская ООШ» Новооскольского района.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвская основная общеобразовательная школа, является малокомплектной. В ней обучаются 30 чел.
Из них 6 человек из многодетных семей, 4 обучающихся из неблагополучных семей, 2 человека из неполных семей.
Перед педагогическим коллективом стоит цель создать условия для развития социально активной, здоровой, саморазвивающейся личности сельского школьника. Для достижения данной цели, учителя Киселёвской школы создают условия:
для развития социально активной, здоровой, саморазвивающейся личности сельского школьника; воспитывают чувства нравственности, патриотизма, культуры поведения и общения, любви к прекрасному, способности к сохранению и воспроизводству общечеловеческих ценностей;
формируют творчески активных личностей, способных с позиции эстетического идеала воспринимать, утверждать в жизни, в природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты и гармонии; воспитывают уважительное отношение к историческому наследию, запечатленному в памятниках материальной и духовной культуры; так же производят формирование гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением; обеспечивают развитие индивидуальных интересов и склонностей детей; выполняют организацию спортивно – оздоровительной работы; производят укрепление связи с родителями.
Создаются благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого проводим тематические классные часы, организовали единую работу досуговой деятельности детей, проводятся тематические балы, такие как: Осенний бал; Зимний бал; Весенний бал.
Проводятся внутришкольные конкурсы: А ну-ка, девушки!»;
«А ну-ка, парни!»; Смотр строя и песни;23 февраля, 8 Марта, 9 Мая и др.
Тематические недели: Неделя солдатской славы; Неделя Безопасности дорожного движения; Неделя книги.
Акции: «Мой подарок солдату», «Поделись добром», «Милосердие».
Линейки:1 сентября - Праздник Знаний; Линейки детской организации «Родник»;Праздник Последнего Звонка;Ежемесячные итоговые линейки.
Также организованна внеурочная занятость учащихся. Обучающиеся начального звена посещают занятия внеурочной деятельностью по курсам: «Юный математик», «Весёлый английский», «Православное воспитание», « Твоя безопасность», «В мире книг», «Воспитываем сказкой», «Детская риторика», «подвижные игры».
Обучающиеся основного звена посещают следующие курсы внеурочной деятельности: «Досуговое общение школьников», «Православное воспитание», «Разговор о правильном питании», «Развитие познавательных способностей» и др.
Помимо организации воспитательной работы с учащимися школы, учителя привлекают родителей для участия в конкурсах, соревнованиях, семейных тренингов, где родители вместе с детьми выполняют различного рода задания, что способствует сближению, укреплению связи между родителем и ребенком, осуществляется укрепление семейных ценностей.
В ходе нашего исследования мы выявили, что все методы и приемы воспитательной работы в Киселёвской школе направленны на развитие духовно-нравственной, социально адаптированной, социально ответственной и профессионально ориентированной личности гражданина, личности готовой к самообучению, самообразованию и самореализации в течение всей своей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразные изменения в обществе приводят к обострению противоречий между личностью и социумом. Не каждый человек и не каждая семья сегодня могут противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Дети уходят на улицу и становятся приверженцами иной идеологии, которая разрушает нравственные идеалы и моральные устои общества. Сельские дети в основной массе (как никакие другие!) – пасынки в сфере образования. Они замкнуты в общении и обездолены в культурном плане. Им сегодня придется с этим «багажом» образованности и воспитанности, комплексом неполноценности входить в принципиально новую эпоху [13].
В.Л. Холод[13] считает, что смысл идеи школы-комплекса состоит в том, чтобы объединить деятельность общеобразовательной школы и внешкольных детских учреждений, и тем самым обеспечить тесную связь учебно-воспитательной и культурно-образовательной работы, осуществляемой ими, в единую систему. Идея такого объединения вытекает из принципа комплексного подхода к воспитанию. Одним из важных организационных аспектов такого подхода является координация деятельности всех учреждений и институтов, участвующих в воспитательном процессе. Только в этом случае воспитание может рассматриваться как целостная система, в которой каждый элемент органически связан друг с другом. Школы-комплексы и представляют собой такую организационную форму, которая позволяет согласовывать и координировать усилия общеобразовательной школы и других учреждений, причастных к воспитанию и призванных обеспечить единство и целостность воспитательного процесса как в организационно-педагогическом, так и в содержательном отношении.
Школа-комплекс позволит создать и обеспечить целостность педагогического процесса, при условии, что координация деятельности общеобразовательной школы и внешкольных учреждений в условиях школы-комплекса становится внутришкольной проблемой. Таким образом мы выяснили, школа- комплекс создает благоприятные условия для обеспечения тесной связи и единства общего образования и внеурочной работы. А также для обеспечения единства и целостности детского коллектива, что позволяет учащимся стать частью разнообразной жизнедеятельности. В.Л.Холод [13] считает, что объединение общеобразовательной школы и внешкольных учреждений (или их филиалов) позволяет вовлекать в различные виды внеурочной деятельности практически всех детей, обучающихся в данной школе.
Таким образом мы выяснили, что содержание деятельности школ-комплексов, представляет собой подсистемы: учебно-образовательную, учебно- производственную, художественно - образовательную, спортивную. Благодаря такой структуре, школа-комплекс, наиболее полно воплощает в себе идею разностороннего развития детей.
11