СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Все народы воспевают материнство»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. Неменского "Все народы воспевают материнство"

Просмотр содержимого документа
««Все народы воспевают материнство»»

СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

в 4 классе по программе Б. Н. Неменского



Фамилия, имя. отчество педагога


Князькина Лариса Сергеевна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

ГБОУ СОШ с.Новая Бинарадка Ставропольский район Самарская область

Тема занятия


«Все народы воспевают материнство»


Возраст обучающихся


4 класс


Тип урока


Урок усвоения новых знаний


Вид урока

комбинированный

Форма урока

Урок исследование


Цель урока:



Обучающая:



Развивающая: 




Воспитывающая: 


- формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту;

- Формировать навыки выполнения портрета «мать и дитя» живописными материалами;

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся; формировать потребности в творческом самовыражении;

- воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери, чувства восхищения, почитания.

Планируемые результаты

Предметные

- базовый уровень


-повышенный уровень


Метапредментые результаты

- познавательные

- коммуникативные

- регулятивные


научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства;

устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

-научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

-проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.


Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*


Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, полиэкран.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)


Учителю: Оборудование: репродукции картин: Икона Владимирская Богоматерь»;  «Сикстинская мадонна» Рафаэль;  «Мадонна Лита»

Леонардо да Винчи;  «Мать» А. Дейнеки; «Мать» Б. М. Неменский. 

Ученику: бумага, акварель, кисти ,стаканчики-непроливайки, салфетки.


УМК (литературный ряд)

Высказывания о матери разных народов

УМК (музыкальный ряд)

- Аудиозапись произведений: Ф.Шуберта "Аве Мария»

Песня «Мама, нет на свете слова мне родней» Автор Яна Никитина;

Песня ««Мамочка у каждого самая прекрасная» Слова - А.И.Пилецкая.; музыка: Д.А.Трубачев, В.Н.

-бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся.


УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация












Технологическая карта урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся (УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируе

мые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществ-ляемые действия

Форми

руемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока - 2минуты

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка репродукций с изображением матери. Звучит «Песенка про радугу».

АМО начала урока - «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся локтями»

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 мин.

Проведение: дети должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками

Цели и задачи:

для учителя

-воспитывать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи;
-
развивать эмоциональный отклик, развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.

Учитель. – Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения  и новых интересных открытий. 

Весь мир начинается с мамы…

И в сердце хранится портрет

Той женщины ласковой самой,

Которой родней в мире нет…

И с первой минуты рожденья,

Она, словно ангел земной,

Подарит любовь и терпенье…

Она за ребёнка стеной…Ирина Самарина

Повторение пройденного материала –

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами выясняли, что нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство. Я предлагаю разделиться на группы и выполнить задание «Собери высказывание».  «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать».(Н.Островский) 

« Материнская ласка конца не знает» (русская пословица).

« Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица).

 « Сердце матери - неиссякаемый источник чудес» (П.Ж.Беранже, француз).

Учащиеся получают конверты с заданием и собирают высказывания. Работают в группах.

- Посмотрите на доску и попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (на доске размещаются женские портреты). - Ребята, какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

-Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомится с творчеством художников портретистов, которые изображали мать и дитя.




Развитие коллектино

го творческо-го общения по конкрет-

ной теме.

Осознанное и произвольное построение высказываниясоздание мысленного и зрительного образа.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронталь-

ном режиме

Планирование учебного сотрудничества

Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу

Волевая саморегу-ляция

Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала – 8 мин

Задача: «Научить подбирать краски, соответствующие настроению»

Закрепление изученного материала

Цели и задачи:

для учителя научить учеников осознанному слушанию музыки; подбирать краски, 
соответствующие настроению;

Учитель. – А сейчас я предлагаю отправиться в небольшое путешествие в мир «Матери и дитя».

1. Икона «Владимирская Богоматерь» Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. один из древнейших и самых прекрасных образов. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы, придают ей звучание покоя и вечности.

 2.«Сикстинская мадонна» Рафаэль Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. – Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца, Мария знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие)

– Можно ли остаться равнодушным при общении с этой картиной?

– Нет. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок)

– Молодцы! Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла…

3. «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи Однажды, гуляя по улицам Милана, Леонардо да Винчи вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни.

4.«Мать» А.Дейнеки Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Создается ощущение близости и единства ребенка и матери. Это космическая непрерывная связь, которая понятна только двоим, и рука младенца, обнимающего маму, и ее мягкий взгляд, все говорит о нежности и складывается в бесконечность чувств, эмоций и любви.

5.«Мать» Б.М.Неменский Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе.

-Наша задача сегодня на уроке выполнить портрет в цвете. -Рассмотрим этапы выполнения портрета акварелью или гуашью. (Показ на слайде)

Знакомятся с художест-веными произведе-ниями знамени-тых авторов.

Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами..;














Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (3-5 человек), в сравнении и обсужде-нии).







Слушать и понимать речь других;

Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов


Умение самостоятельно извлекать нужную информацию Контролируют правиль-ность выполнения заданий

Осуществляют взаимоконтроль, применя-ют и сохраня-ют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказы-ваться (проговаривать) по ходу обсуждения установ-ки на урок.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала – 8мин

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся пониманию духовной красоты материнства.

для учащихся – выполнение портрета в технике гуаши или акварели.

Учитель. -Наша задача сегодня на уроке выполнить портрет в цвете. -Рассмотрим этапы выполнения портрета акварелью или гуашью. (Показ на слайде)

Учащиеся анализируют изображения (репродукции).

Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения работы в цвете.

Теперь перейдем к самому интересному. Попробуйте самостоятельно подобрать краски к вашему будущему портрету.


Учатся основным приемам техники «по сырому»

Умение использовать в работе

Озвучива-ют и демонстрируют последова-тельность выполнения упражне-ний:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;


Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконт-роль и взаимоконт-роль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах.

Планиро-вать свои действия в соответствии с поставлен

ной задачей.


Этап «Профилактический». Физминутка-1 мин. через каждые 15 мин. в течение урока

Цель: восстановление всех систем организма.

Время проведения: 1-2 мин.

Необходимые материалы:

Веселая, бодрая музыка на мп3 носителях.

Проведение: дети читают стихотворение и выполняют различные движения по тексту стихотворения, может быть музыкальное сопровождение.

Оценка результата: быстрое снятие утомления, восстановление умственных и физических способностей.

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи – 5 мин

Задача: выбор изображений на готовый цветовой фон.

Учитель. – Ребята! А сейчас мы с вами продолжим работу. Закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Нарисуйте себя вместе с мамой в цвете. Главное не внешнее сходство, а внутренняя красота.

Попытайтесь передать свои  чувства и всю свою любовь к маме.  Вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет мамы с её чертами лица.

- Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»?

Учащиеся выполняют творческое задание.

Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь)




Выбирают цветовые решения для окончательного завершения рисунка.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего рисунка.

В парах и группах (3-5) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения.

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображе-ние предметно-го содержа-ния и условий осуществляемых действий).

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения в эскизах, набросках и предварительных рисунках.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе.


Этап «Применение освоенного в практической деятельности» - 10 мин

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка.

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс творчества, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.



Участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Выполняют творческие композиции и импровизации на заданную тему.

Демонстрируют удачные результаты практической деятельности, комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществля-ют самоконтроль и взаимоконт-роль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве.

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования, выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» - 1мин

Задача: Учащимся предлагается принести фотографии своих бабушек и дедушек.

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов -3 мин

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ.

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.

Молодцы ребята, сегодня вы замечательно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Отличные из вас получились художники! – А закончить наш урок мне бы хотелось пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии. 
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…».Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех. 
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь.


Вы творчески поработали и я каждому ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.



Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.

Учатся строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ.

Осуществля

ют самооценку и взаимооцен

ку в парах и подгруппах, контролируют правиль

ность и полноту выполнен

ных практичес

ких заданий, определяют аргументиро-ванно оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планир-уют в дальней

ших практи-ческих работах коррек-тировку и недопу-щения повторе-ния подоб-

ных ошибок.