Фамилия, имя. отчество педагога | Князькина Лариса Сергеевна |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | ГБОУ СОШ с.Новая Бинарадка Ставропольский район Самарская область |
Тема занятия | «Все народы воспевают материнство» |
Возраст обучающихся | 4 класс |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Вид урока | комбинированный |
Форма урока | Урок исследование |
Цель урока: Обучающая: Развивающая: Воспитывающая: | - формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту; - Формировать навыки выполнения портрета «мать и дитя» живописными материалами; - Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся; формировать потребности в творческом самовыражении; - воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери, чувства восхищения, почитания. |
Планируемые результаты Предметные - базовый уровень -повышенный уровень Метапредментые результаты - познавательные - коммуникативные - регулятивные | - научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства; устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения. -научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников. -проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников. |
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)* | Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, полиэкран. |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: Оборудование: репродукции картин: Икона Владимирская Богоматерь»; «Сикстинская мадонна» Рафаэль; «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи; «Мать» А. Дейнеки; «Мать» Б. М. Неменский. Ученику: бумага, акварель, кисти ,стаканчики-непроливайки, салфетки. |
УМК (литературный ряд) | Высказывания о матери разных народов |
УМК (музыкальный ряд) | - Аудиозапись произведений: Ф.Шуберта "Аве Мария» Песня «Мама, нет на свете слова мне родней» Автор Яна Никитина; Песня ««Мамочка у каждого самая прекрасная» Слова - А.И.Пилецкая.; музыка: Д.А.Трубачев, В.Н. -бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся. |
УМК (видеоряд) | Мультимедийная презентация |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) |
познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Осуществляемые действия | Формируе мые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществ-ляемые действия | Форми руемые способы действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап. Подведение к цели урока - 2минуты Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
В кабинете оформлена выставка репродукций с изображением матери. Звучит «Песенка про радугу». АМО начала урока - «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся локтями» Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2 мин. Проведение: дети должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Оценка результата: Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками Цели и задачи: для учителя -воспитывать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи; - развивать эмоциональный отклик, развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся. Учитель. – Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения и новых интересных открытий. Весь мир начинается с мамы… И в сердце хранится портрет Той женщины ласковой самой, Которой родней в мире нет… И с первой минуты рожденья, Она, словно ангел земной, Подарит любовь и терпенье… Она за ребёнка стеной…Ирина Самарина Повторение пройденного материала – Учитель: - На прошлом уроке мы с вами выясняли, что нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство. Я предлагаю разделиться на группы и выполнить задание «Собери высказывание». «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать».(Н.Островский) « Материнская ласка конца не знает» (русская пословица). « Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица). « Сердце матери - неиссякаемый источник чудес» (П.Ж.Беранже, француз). Учащиеся получают конверты с заданием и собирают высказывания. Работают в группах. - Посмотрите на доску и попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (на доске размещаются женские портреты). - Ребята, какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке? -Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомится с творчеством художников портретистов, которые изображали мать и дитя.
| Развитие коллектино го творческо-го общения по конкрет- ной теме. | Осознанное и произвольное построение высказываниясоздание мысленного и зрительного образа. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронталь- ном режиме | Планирование учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая саморегу-ляция |
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала – 8 мин Задача: «Научить подбирать краски, соответствующие настроению» |
Закрепление изученного материала Цели и задачи: для учителя – научить учеников осознанному слушанию музыки; подбирать краски, соответствующие настроению; Учитель. – А сейчас я предлагаю отправиться в небольшое путешествие в мир «Матери и дитя». 1. Икона «Владимирская Богоматерь» Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. один из древнейших и самых прекрасных образов. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы, придают ей звучание покоя и вечности. 2.«Сикстинская мадонна» Рафаэль Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. – Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца, Мария знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие) – Можно ли остаться равнодушным при общении с этой картиной? – Нет. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок) – Молодцы! Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла… 3. «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи Однажды, гуляя по улицам Милана, Леонардо да Винчи вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни. 4.«Мать» А.Дейнеки Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Создается ощущение близости и единства ребенка и матери. Это космическая непрерывная связь, которая понятна только двоим, и рука младенца, обнимающего маму, и ее мягкий взгляд, все говорит о нежности и складывается в бесконечность чувств, эмоций и любви. 5.«Мать» Б.М.Неменский Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. -Наша задача сегодня на уроке выполнить портрет в цвете. -Рассмотрим этапы выполнения портрета акварелью или гуашью. (Показ на слайде) | Знакомятся с художест-веными произведе-ниями знамени-тых авторов. | Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами..; | Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (3-5 человек), в сравнении и обсужде-нии). | Слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов | Умение самостоятельно извлекать нужную информацию Контролируют правиль-ность выполнения заданий | Осуществляют взаимоконтроль, применя-ют и сохраня-ют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказы-ваться (проговаривать) по ходу обсуждения установ-ки на урок. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала – 8мин Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. |
Цели и задачи: для учителя – научить учащихся пониманию духовной красоты материнства. для учащихся – выполнение портрета в технике гуаши или акварели. Учитель. -Наша задача сегодня на уроке выполнить портрет в цвете. -Рассмотрим этапы выполнения портрета акварелью или гуашью. (Показ на слайде) Учащиеся анализируют изображения (репродукции). Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения работы в цвете. Теперь перейдем к самому интересному. Попробуйте самостоятельно подобрать краски к вашему будущему портрету.
| Учатся основным приемам техники «по сырому» | Умение использовать в работе | Озвучива-ют и демонстрируют последова-тельность выполнения упражне-ний: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; | Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконт-роль и взаимоконт-роль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах. | Планиро-вать свои действия в соответствии с поставлен ной задачей. |
Этап «Профилактический». Физминутка-1 мин. через каждые 15 мин. в течение урока Цель: восстановление всех систем организма. Время проведения: 1-2 мин. Необходимые материалы: Веселая, бодрая музыка на мп3 носителях. Проведение: дети читают стихотворение и выполняют различные движения по тексту стихотворения, может быть музыкальное сопровождение. Оценка результата: быстрое снятие утомления, восстановление умственных и физических способностей. |
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи – 5 мин Задача: выбор изображений на готовый цветовой фон. |
Учитель. – Ребята! А сейчас мы с вами продолжим работу. Закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Нарисуйте себя вместе с мамой в цвете. Главное не внешнее сходство, а внутренняя красота. Попытайтесь передать свои чувства и всю свою любовь к маме. Вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет мамы с её чертами лица. - Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»? Учащиеся выполняют творческое задание. Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь) | Выбирают цветовые решения для окончательного завершения рисунка. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего рисунка. | В парах и группах (3-5) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения. | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображе-ние предметно-го содержа-ния и условий осуществляемых действий). | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения в эскизах, набросках и предварительных рисунках. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе. |
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» - 10 мин Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. |
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка. Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс творчества, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Выполняют творческие композиции и импровизации на заданную тему. | Демонстрируют удачные результаты практической деятельности, комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществля-ют самоконтроль и взаимоконт-роль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве. | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования, выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи. |
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» - 1мин Задача: Учащимся предлагается принести фотографии своих бабушек и дедушек. |
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов -3 мин Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. |
Выставка работ. Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах. Молодцы ребята, сегодня вы замечательно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Отличные из вас получились художники! – А закончить наш урок мне бы хотелось пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…».Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех. - Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь. Вы творчески поработали и я каждому ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД. | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах. | Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Учатся строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ. | Осуществля ют самооценку и взаимооцен ку в парах и подгруппах, контролируют правиль ность и полноту выполнен ных практичес ких заданий, определяют аргументиро-ванно оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планир-уют в дальней ших практи-ческих работах коррек-тировку и недопу-щения повторе-ния подоб- ных ошибок. |