СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская олимпиада школьников по истории муниципальный этап 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Всероссийская олимпиада школьников по истории муниципальный этап 9 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

9 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла)

  1. Князь, посадник, тысяцкий, боярский совет, вече, владыка

___________________________________________________________________

  1. А.И. Желябов, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская

___________________________________________________________________

  1. 1774, 1791, 1812, 1829, 1833

____________________________________________________________________


Задание 2. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (2 балла за правильно выстроенную последовательность, любая ошибка – 0 баллов. Всего – 6 баллов).

2.1

  1. «Жалованная грамота городам»

  2. Указ о единонаследии

  3. «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства»

  4. «Табель о рангах»

  5. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

2.2

  1. Царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

  2. Образование партии социалистов-революционеров

  3. Подавление Московского декабрьского вооруженного восстания

  4. Роспуск II Государственной Думы

  5. Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»



1

2

3

4

5

2.1.

2.2.


Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, выделите ее. Ответ запишите в таблице. (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

3.1 (3 балла)

Мирный договор

Достигнутая договоренность

1. Абосский

А. Россия получила устье Дуная, все Черноморское побережье Кавказа до Аджарии, крепости Ахалкалакии Ахалцих

2. Ясский

Б. Присоединение к России Бессарабии, граница с Турцией по реке Прут

3. Кючук-Кайнарджийский

В. Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани. Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром

4. Адрианопольский

Г. Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, право свободной торговли в Турции.


Д. Россия получает юго-восточную часть Финляндии



3.2 (3 балла)

Политический деятель

Реформы, преобразования

1. М.М. Сперанский

А. Подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

2. М.Т. Лорис-Меликов

Б. Основание военных поселений

3. Н.А. Милютин

В. Разработка проекта о созыве выборных от земств

4. А.А. Аракчеев

Г. Разработка реформы управления государственными крестьянами


Д. Проект созыва представительного органа – Государственной думы

3.3 (3 балла)

Термины

Определения

1.Тенденция

А. Распространение своего влияния на другие страны, расширение сферы господства

2.Узурпация

Б. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения

3.Оппозиция

В. Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя

4.Экспансия

Г. Стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором совершается развитие какого-либо явления


Д. Захват власти незаконным, насильственным путем; присвоение власти



1

2

3

4

3.1.

3.2.

3.3






Задание 4. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (5 баллов).

А) Поляне, вятичи, мурома, кривичи

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

Б) Челобитный, Посольский, Поместный, Крестьянский

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

В) М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

Г) Верховный тайный совет, Конференция при высочайшем дворе, Государственный совет, Кабинет министров, Императорский совет

___________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

Д) «Уран», «Искра», «Тайфун», «Сатурн», «Кольцо»

____________________________________________________________________


Задание 5. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

___(1)___ года в Петербурге была расстреляна демонстрация рабочих, которые шли к царю с петицией. Это событие, получившее название __(2)____, послужило толчком к началу __(3)_____. События развивались стремительно. Рабочих поддержали крестьяне. ______(4)_________ произошло восстание на броненосце ____________(5)_________ . В ходе стачек и демонстраций протеста в разных городах страны появились новые органы рабочего движения - ____(6)__________. В октябре ___________(7)_____ года в стране прошла ______(8)______, участниками которой стали около 2 млн. рабочих и служащих. В результате давления демократических и либеральных сил на власть царь пошел на уступки обществу и издал ________(9)_______. Император ___________(10)____ даровал российским подданным основные гражданские свободы - _________(11)______ и объявил о созыве ________(12)____ с ________(13)____ функциями. Председателем Совета министров был назначен прогрессивный _______(14)____ . В России начали активно создаваться политические партии. Монаршая воля означала изменение государственного устройства Российской империи от феодальной к ________(15)_____ .



вопроса

Вставка

5.1



5.2



5.3



5.4



5.5



5.6



5.7



5.8



5.9



5.10



5.11



5.12



5.13



5.14



5.15









Задание 6. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

  1. их фамилии

  2. сферу их деятельности

  3. примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблице.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

1.

2.




1

2

3

Фамилия





Сфера деятельности






Время







Задание 7. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

  1. художника,

  2. время создания (с точностью до половины столетия).

Ответ оформите в таблице.


1

2

Название




Художник





Время





(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

№1.


№2.




Задание 8. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

  1. его название,

  2. место расположения (город),

  3. архитектора,

  4. время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в таблице.


1

2

Название




Место расположения




Архитектор




Время




(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

1

2



Задание 9. Выполните задания по карте (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл – 6)

Перед вами изображение карты «Русско-японская война». Рассмотрите её и выполните задания:

  1. Под цифрой 1 на карте указано место, где японский флот нанёс первый удар в ходе войны. Напишите название крепости и дату нападения на русскую эскадру.

  2. Под цифрой 2 на карте указано место, где произошло крупнейшее сухопутное сражение русско-японской войны, в ходе которого русские войска потерпели поражение. Напишите название населённого пункта, где произошло это сражение.

  3. Под цифрой 3 на карте обозначено место гибели Второй Тихоокеанской эскадры. Напишите название этого места.

  4. Напишите фамилию адмирала, который командовал Второй Тихоокеанской эскадрой.

  5. Укажите название мирного договора по итогам русско-японской войны.

  6. Укажите фамилию главы русской делегации на заключении мирного договора с Японией.


Задание 10. Прочитайте отрывок из документа. Ответы на вопросы внесите в таблицу (9 баллов).

Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития.

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс.

Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

Вопросы:

      1. Укажите название документа и датируйте его (3 балла)

      2. Охарактеризуйте основные идеи документа, на что он был нацелен? (3 балла)

      3. Объясните, к каким историческим событиям в России привело появление этого документа? (3 балла)



вопроса

Ответ

10.1





10.2





10.3








10.4








Задание 11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 6 баллов)


Письмо атамана Ивана Грязнова помощнику воеводы Свербееву и жителям Челябинска.


Высокоблагородный и высокопочтенный господин коллежский ассесор и пример-майор Василей Иванович Свербеев. Я во удивление прихожу, что так напрасно закоснели сердца человеческие и не приходят в чуство, а паче не иное что, как делают раззорение православным християном и проливают кровь неповинно, а паче называют премилосердощедраго государя и отца отечества великаго императора Петра Федоровича бродягою донским казаком…. Поверь, любезной, ошиблись! Да и ошибаются многие, не зная, конечно, ни силы, ни писания. Естли б мы нашего премилосердаго отца отечества великаго государя были не самовидцы, то б и мы в сумнении были. Верь, душа моя, безсумнено, что верно и действительно наш государь-батюшка сам истенной а не самозванец. Пожалуй, зделай себя счасливым, прикажи чтобы без всякаго кровопролития зделать и крови напрасно не проливать. Если же после сего последняго до вас увещания в склонность не придете, то, обещаюсь богом, подвигну мои, вверенные от его императорскаго величества, войска и уже тогда никаковой пощады ждать вам надеяться не предвижу от мала и до велика


  1. С событиями какого периода российской истории связан данный текст. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

  2. Выберите из приведенного ниже списка имена людей, связанных событиями этого периода. (4 балла)

1. Екатерина Великая

2. В.Н. Татищев

3. Е. Пугачев

4. А.П. Веревкин

5. С. Юлаев




























Задание 12. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.


Темы эссе


1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции…

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов