ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2017-2018 учебный год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
8 КЛАСС
Время выполнения – 120 минут
Часть 1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)
Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка» (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у какого-либо героя … Какая информация могла бы на ней появиться? (Выбор героя – за вами!)
Часть 2. (70 баллов)
Выполните интерпретацию данного лирического произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь интерпретации. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Николай Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1. Что значит красота в понимании поэта?
2. Какое основное сравнение использует поэт, когда говорит о лице человека? Почему? Как вам кажется, почему в финале он отступает от этого сравнения?
3. Проанализируйте композицию стихотворения.
4. Как реализуется в стихотворении принцип антитезы.
5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?
6. Выразите своё отношение к этой галерее человеческих портретов.
Критерии оценивания:
Олимпиадная работа состоит из 2-х частей.
Задание 1
Критерии оценивания творческой работы
1. Полнота раскрытия предложенной темы, образность языка участника Олимпиады
А) Учащийся полно раскрывает предложенную тему, обоснованно используя широкий спектр образных средств языка. /10 баллов
Б) Учащийся недостаточно полно раскрывает предложенную тему, используя 1-2 образных средства языка. /5 баллов
Г) Учащийся неглубоко раскрывает предложенную тему, при этом не использует образные средства языка. /0 баллов
2. Оригинальность раскрытия участником олимпиады предложенной темы
А) Учащийся нестандартно и оригинально раскрывает предложенную тему.
/10 баллов
Б) Учащийся раскрывает предложенную тему на основе шаблона. /5 баллов
3. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)
А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности.
Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок. /10 баллов
Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания.
Допущено не более 4 негрубых речевых ошибок. /5 баллов
В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущено более 2 ошибок в построении текста.
Грубые нарушения последовательности, отсутствие связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания.
Количество речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла сказанного (5 и более речевых ошибок). /0 баллов
Максимальный балл – 30
Задание 2
2. Критерии оценивания второго задания (интерпретации поэтического текста)
1. Глубина и самостоятельность понимания участником олимпиады проблемы, содержащейся в стихотворении
А) Учащийся обнаруживает глубокое понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, полно и убедительно объясняет её смысл, не допускает фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы. /20 баллов
Б) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 1 фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы. /15 баллов
В) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 2 фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы. /10 баллов
Г) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но объясняет её смысл поверхностно и упрощённо, допускает более 2 фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы. /5 баллов
Д) Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте. /0 баллов
2. Владение участником олимпиады основами анализа предложенного текста (умение определять и характеризовать образный ряд, функции изобразительно-выразительных средств и т.д.)
А) Учащийся в полной мере проявляет владение теоретико-литературными понятиями, умело и аргументировано оперирует литературоведческими терминами, необходимыми для самостоятельного анализа литературного материала. /20 баллов
Б) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но не всегда умело и аргументировано использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. /15 баллов
В) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но в недостаточной степени использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. /10 баллов
Г) Учащийся не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. 0 баллов
3. Умение участника олимпиады воспринимать мысли и чувства автора поэтического текста, а также выражать свои мысли и чувства
А) Учащийся в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, убедительно выражает свои мысли и чувства. /15 баллов
Б) Учащийся не в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не всегда убедительно выражает свои мысли и чувства. /10 баллов
В) Учащийся слабо проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, в недостаточной степени выражает свои мысли и чувства. /5 баллов
Г) Учащийся не проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не выражает свои мысли и чувства. / 0 баллов
4. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)
А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.
Допущено не более 1 негрубой речевой ошибки. /15 баллов
Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.
Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок. /10 баллов
В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 2 ошибки в построении текста.
Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции недостаточно разнообразны.
Допущено не более 3 негрубых речевых ошибок. /5 баллов
Г) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 3 ошибки в построении текста.
Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции бедны и однообразны.
Допущено не более 4-5 негрубых речевых ошибок. / 0 баллов
Максимальный балл – 70
Максимальная общая сумма баллов за выполнение 2-х заданий – 100.
Рекомендуемое количество баллов – 25: 15 за обоснование выбора героя, в
честь которого учреждается премия, и характеристику «премиальных» требований к
книге, 10 – за номинацию конкретной книги на премию и соответствие описанного
издания заявленным требованиям к номинантам.