СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский конкурс "Управленческая весна - 2015" Управление профессиональным взаимодействием в коллективе в условиях введения ФГОС-2

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт введения ФГОС ООО в МКОУ "Бычковская СОШ"

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский конкурс "Управленческая весна - 2015" Управление профессиональным взаимодействием в коллективе в условиях введения ФГОС-2»

Всероссийский конкурс «Управленческая весна – 2015»


Казакова Жанна Васильевна

директор МКОУ «Бычковская СОШ»

Красноярский край, Большеулуйский район


Управление профессиональным взаимодействием в коллективе в условиях введения ФГОС-2


Никакие нововведения не пройдут в школе, «минуя голову» учителя. Без прогрессивных изменений в работе школы жить плохо. Школа как-будто перестаёт развиваться. Особенно это видно в сельской школе, которая, как правило, достаточно удалена от районного центра и от других школ. И внедрять сегодняшние изменения в образовании предстоит директору вместе с коллективом. Это сложное дело, так как предстоит подтянуть профессионально не отдельно взятого учителя, а весь коллектив в целом. Как же сделать так, чтобы педагоги совершенствовались в своей профессии, не переставали верить в необходимость изменений, поняли бы, что окружающий мир меняется, и школа обязана успевать за этими изменениями, чтобы школа могла развиваться, чтобы она не потеряла авторитет в сообществе родителей и учеников.

Организация деятельности педагогического и ученического коллектива полностью зависит от того, как это понимает сам руководитель школы, от его профессионализма и его личных качеств. В данной статье мною будет сделана попытка описать опыт работы руководителя школы по введению ФГОС-2.

Подготовку к переходу на новые стандарты мы начали с создания нормативно-правовой базы. Хочу обратить внимание на то, что актуальность этой статьи в том, чтобы не рассматривать всю нормативно-правовую базу нашей школы, а проанализировать участие всего коллектива в создании локальных актов учреждения, регламентирующих деятельность учреждения. Идеей методической работы в школе стало включение всех и каждого в процесс введения ФГОС-2.

Администрацией школы были разработаны Положение о рабочей программе, Положение о внутришкольном контроле, Положение о школьной системе оценки качества образования, Положение о текущей, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс. Эти документы были предложены для ознакомления учителям с целью включить их в процесс обсуждения, каждый должен был высказать своё мнение, внести предложения и пожелания. Это помогло бы составить документы, наиболее приближённые и приемлемые к реалиям нашей школы. Вот тут и проявилось у большинства педагогов непонимание – что от них хотят?

Первым управленческим решением начать обучение всех педагогов по ФГОС. Этот этап был реализован через серии семинаров.

Вторым этапом стало управление профессиональным развитием педагогов, повышение их профессиональной грамотности. Основной целью на этом этапе стало обеспечить непрерывность профессионального образования педагогических кадров, создание условий для этого в школе, в том числе обеспечить повышение мотивации к самообразованию как необходимости.

Не секрет, что на курсы повышения квалификации стремятся не все. В основном учитель в данном вопросе занимает пассивную позицию, предоставляя инициативу администрации школы и принимая ситуацию, как неизбежную. Считаю, что в этом случае руководитель должен стать примером для подчинённых. Пример руководителя всегда важен. Мне не пришлось начинать себя, так как я люблю учиться и передавать свои знания другим. И этой необходимостью – учиться в течение всей жизни, мне удалось «заразить» свой коллектив. Самым главным мотивом стало осознание педагогами того, что именно сейчас просто необходимо повышать свой профессиональный уровень, потому что от этого напрямую зависит качество их работы. Обратной дороги нет. Ну и, конечно же, важность фактора материального стимулирования никто не отменял. Помог фонд стимулирующих выплат школы. Мною было вынесено на обсуждение коллектива предложение о внесении дополнительных пунктов в Положение о системе оплаты труда. По решению коллектива Положение было дополнено пунктами: за прохождение курсов повышения квалификации, за проведение семинаров на школьном и районном уровнях, за распространение своего опыта через разные формы, за качество образования по результатам. Конечно, материальное поощрение является немаловажным фактором для работника. Всё же приятно, когда твой труд «оценивается по достоинству», ведь мы все живём в материальном мире.

Сегодня в нашей школе не стоит вопрос: надо повышать свой профессиональный уровень или нет. Без ложной скромности замечу – в нашей школе учатся все.

Спецификой сельской малочисленной малокомплектной школы является необходимость владения учителем не одной специализацией. Это особенно актуально сейчас в связи с введением профессионального стандарта педагога. 30% учителей нашей школы прошли профессиональную переподготовку и имеют две специальности. Я стала первой, получившей вторую специализацию. Сегодня 100% учителей нашей школы уже прошли курсы по ФГОС-2. Учителя активно используют разные формы повышения квалификации: дистанционное обучение, курсы повышения квалификации с отрывом от работы, уроки на стажёрских площадках, посещение и анализ уроков в пилотных школах по ФГОС-2 и др.

За этим процессом обязателен внутришкольный контроль, основной формой которого является фиксация того, что достигнуто, и того, что надо ещё осваивать, понимать, внедрять в практику работы каждого педагога (отдельных педагогов), всего коллектива. Обязательна для каждого педагога рефлексия. Он анализирует результаты обучения школьников, анализирует условия и что можно улучшить, свою профессиональную грамотность, и, как следствие, необходимость курсовой подготовки.

Важным моментом являются взаимоотношения школы с родителями. Успешность этих взаимоотношений в нашей школе строится на том, чтобы родители стали соратниками школы. Отторжение возникает тогда, когда человеку непонятно. Поэтому в нашей школе активно организована просветительская работа с родителями. На родительских собраниях их в обязательном порядке знакомят с изменениями, которые происходят в образовании, объясняют принципы нововведений и их необходимость. Чтобы достичь результата, школа обязана быть вместе с родителями.

Теперь при составлении ООП ООО я с гордостью констатирую, что учителя нашей школы не только понимают, о чём идёт речь, но и являются активными участниками этого процесса. Проблема эффективности управления учительским коллективом может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого педагога. Эффективность управления не возможна без создания здоровой творческой обстановки в коллективе. В нашей школе это достигается поддерживанием всякий раз успеха каждого. И как можно меньше назиданий. Организация методической работы в самой школе не подлежит сомнению именно на конкретной отработке, изучении чего-то нового, на систематизации, на передаче опыта. Только тогда случается хорошее понимание в грамотности педагога.

Работая учителем, без постоянного обновления своих знаний и умений невозможно поспевать за развитием общественного и научно-технического прогресса. Мною подмечено, что участие всего коллектива в методической работе является необходимым условием и одновременно выступает показателем её продуктивности. Успешная методическая работа – плод коллективного труда, происходит процесс «коллективоосмысления», взамообогащение опытом, идеями, и оттачивается понимание того, что один не смог.

Таким образом, успешность введения в нашей школе ФГОС НОО и в дальнейшем ФГОС всех ступеней общего образования в целом зависит в первую очередь, по-моему мнению, от того, как настроен коллектив к изменениям, осознаёт ли позитивность и необходимость этих изменений. Сааме главное – у учителя нет этого внутреннего надрыва, неприятия нововведений, и он не стоит перед выбором, оставаться ему в профессии или нет. В условиях сельской школы сохранить специалистов – это самое главное. Теперь точно ясно, что в нашей школе процесс введения ФГОС ООО пройдёт на хорошей ноте.

А закончить свою статью хочу следующим убеждением. Авторитет, как известно, не положен руководителю «по чину». Он не приходит к нему автоматически, а зависит от успеха его практических дел, от личного вклада в эти дела. Необходимо помнить, что личный пример оказывает большее влияние, чем выступления, советы и указания.

2