Всероссийский урок ОБЖ
День гражданской обороны.
Подготовила и провела: Усенко М.Л.
Дата проведения: 4 октября 2017 г.
Цель:
- познакомить обучающихся с историческим аспектом создания структуры
гражданской обороны,
- содействовать формированию у обучающихся сознания гражданской роли в
обществе,
- воспитывать уважительное отношение к людям, чей долг - помогать нам в
чрезвычайных ситуациях.
-формировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Оборудование: Презентация, плакаты.
Есть важный день у нас в календаре,
И это день гражданской обороны.
И даже в этот день работники готовы
К стихии, бедствию или любой поре.
Когда за труд их каждый благодарен,
Кто в лапы бедствия, лишения попался,
Без крова, без надежд остался,
Кому дальнейшей жизни шанс подарен.
Гражданская оборона –
Обязанность каждого знать,
Что нужно быть осторожным,
Уметь себя сохранять.
4 октября в России отмечается День гражданской обороны России (в мире - 1 марта)
4 октября 2017 года мы отмечаем 85-ю годовщину со дня образования гражданской обороны.
Так, 4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, подписанным Молотовым В. М., было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим документом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи, с чем 4 октября и принято считать днем образования Гражданской обороны.
Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности сил МПВО.
Общая численность сил МПВО Москвы составляла около 650 тыс. человек, причем более 50-ти процентов это были пожилые люди, женщины и подростки.
Во время налетов вражеской авиации, в составе пожарных постов одновременно дежурило около 10 тыс. человек. За годы войны в Москве было обезврежено свыше 40 тыс. зажигательных бомб и потушено свыше 2 тыс. пожаров.
Кроме этого в задачи МПВО входило:
- укрытие населения в бомбоубежищах;
- оказание медицинской помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших;
- организация эвакуации нетрудоспособного населения;
- проведение восстановительных работ и разборка завалов;
- заготовка дров для больниц и детских садов.
После завершения Великой Отечественной войны перед силами МПВО возникли новые задачи: сплошное разминирование территории, а также восстановление объектов народного хозяйства.
Вскоре, в 1948 году силы МПВО получили новый опыт по проведению аварийно – спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия, по ликвидации последствий землетрясения на территории Туркменской ССР. Полученный опыт имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач уже мирного времени.
В 50-60е годы с появлением и развитием ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО страны. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты.
В итоге, в 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.
Гражданская оборона стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.
История дальнейшего развития Гражданской обороны показала необходимость применения сил ГО для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И если раньше о гражданской обороне говорили как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в начале 90-х годов стали говорить и о социальной направленности ее задач, их гуманном характере.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах. А в начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России вопросы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом.
Очередной этап реформирования системы гражданской обороны Москвы произошел в середине 1991 года, когда было произведено деление территории города Москвы на административные округа, и 1 апреля 1992 года на территории Западного административного округа города Москвы был создан Штаб гражданской обороны ЗАО Москвы. В последующем, исходя из выполняемых задач уже мирного времени, Штаб ГО ЗАО Москвы был переименован в Штаб ГО и ЧС .
Как и прежде, перед Штабом ГО стояла главная задача – защита населения округа от опасностей военного времени. Мероприятия по защите организовывались заблаговременно и проводились по трем основным направлениям:
С детских лет всем нам знакомы три заветных слова,
Что к труду и обороне надо быть готовым.
Что от ядерного взрыва лучше отказаться,
И в гражданской обороне надо разбираться.
В службу эту не случайно люди попадают
Тонкости в своей работе они четко знают.
Если чрезвычайный случай - будьте оптимистом:
Подготовлены всех лучше здесь специалисты.
В день гражданской обороны мы вас поздравляем!
Вам удачи и здоровья от души желаем,
Чтобы меньше разрушений на земле случалось,
А родным – внимание и время уделялось!
В настоящее время с учетом изменений Военной доктрины Российской Федерации, а также современными рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, разработка и реализация мероприятий гражданской обороны сдвинуты на второй план, но за последние годы проведен огромный объем работы:
1. Постоянно совершенствовалась система подготовки всех категорий населения в области ГО и ЧС. В настоящее время функционирует Учебно-методический центр ГО и ЧС ЗАО Москвы, открыто 46 Учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС районов округа. В учреждениях высшего профессионального образования создано 11 кафедр (циклов) по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)», на которых обучается около 80 тыс. человек. В учреждениях среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждениях работает 200 преподавателей дисциплины ОБЖ, которые обучают около 115 тыс. человек.
2. Увеличен фонд защитных сооружений гражданской обороны до 641 единицы и в настоящее время позволяет укрыть свыше 35 % населения округа. И это с учетом увеличения численности населения округа почти на треть. А при использовании для укрытия населения округа станций метрополитена и подземных гаражей-стоянок, эта цифра составляет 100 %. При этом, продолжается работа по возвращению в Федеральную собственность ранее приватизированных защитных сооружений.
В настоящее время, большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также террористических проявлений. И имеющиеся в округе силы и средства МЧС России, а также созданные на объектах и организациях округа нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), позволяют в полном объеме обеспечить защиту населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Вместе с этим, для выполнения мероприятий гражданской обороны в особый период, создана группировка сил средств ГО округа, которая будет применяться по таким же принципам, как это было и прежде
Гражданская оборона –
Обязанность каждого знать,
Что нужно быть осторожным,
Уметь себя сохранять.
ЧС – обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, природного бедствия, катастрофы, стихийного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ш. Закрепление изученного материала
Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие по станциям в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасной жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. И сегодня на каждой станции для вас подготовлены самые разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам необходимо показать свои знания, умения, а где-то проявить смекалку.
Задание № 1 «При пожаре, как один, набираем 01».
Перед вами - пять загадок. За каждую правильно отгаданную загадку - балл.
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу.
(Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется.
(Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле.
(Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие.
(Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарные)
Ведущий:
А теперь давайте поиграем в игру, которая посвящена пожарной безопасности.
Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья».
-Кто задорный и веселый, верность правилам храня.
Бережет родную школу от коварного огня?
-Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
И сгорел гараж знакомых, и строительный забор?
-Кто соседней детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром называется пожаром?
-Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле - еле сам ушёл?
-Кто из вас шалит с огнем - признавайтесь честно в том?
-Кто костров не разжигает и другим не позволяет?
-Кто, из вас заметив дым, вызывает "01"?
- Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
-Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
-Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?!
-Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
-Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
-Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнём недаром
завершается пожаром?
Ведущий.
С огнем шутить опасно. Если не знать правила пожарной безопасности, может случиться непоправимая беда.
Игровые конкурсы
1. «Ловкий пожарный»
Перед командами стоят стулья с одинаковым набором вещей (колокольчик, пожарная форма, свеча). 1-й бежит к стулу и бьёт тревогу (звонит в колокольчик); 2-й бежит к стулу, надевает и снимает пожарную форму; 3-й подбегает к стулу и тушит «горящую» свечу и т.д.
2. «Пожарные едут на помощь»
Перед командами стоят кегли в ряд. Каждой команде даётся маленькая пожарная машинка на верёвочке. Дети поочерёдно змейкой оббегают кегли, везя за верёвочку машинку, старясь не сбить ни одной кегли.
3. «Спасатели»
Чтобы спасти людей из пожара, пожарным приходится преодолевать различные препятствия. (перепрыгнуть через забор (верёвочку), преодолеть ров с водой (прыжок в длину), подняться на этаж (шведская стенка).
4. «Пожарные тушат огонь»
На одном стуле стоит ведро с водой и стакан, а на другом – пустое. Игроки встают цепочкой через два-три шага и передают из рук в руки стакан с водой, последний выливает воду в ведро и подаёт стакан обратно.
5. «Народная мудрость»
Наш народ придумал немало пословиц, связанных с огнём и пожаром. Задача каждой команды – составить пословицу из рассыпанных слов.
Командам выдаются карточки со словами из пословиц:
-«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»;
-«С огнём не шути – сгореть можно».
6. «Умники»
А сейчас проверим вашу сообразительность. Перед вами чистые листы и ручки. По сигналу вы должны за пять минут составить как можно больше слов из слова «огнетушитель» (существительные).
Ведущий.
Ребята, постарайтесь, чтобы огонь был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь.
Викторина.
- Что такое чрезвычайная ситуация?
- Кто такие спасатели?
Задание № 2 «Знатоки ПДД».
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимателен и помни наперед.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
-Знаете ли вы правила дорожного движения, мы сейчас узнаем! А поможет нам в этом викторина:
- Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
- Что означаю красный, желтый и зеленый цвет светофора? (Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт и вы можете идти).
- Когда человек становится пешеходом? (как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится пешеходом).
-Кто является участниками движения? (Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)
-Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения? (Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).
Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят…
(Дети)
Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда.
(Остановка)