СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

 

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

1. Как стать счастливым?

2. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).

3. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Джорж Байрон).

4. Кто он — настоящий патриот и гражданин?

5. Можно ли быть счастливым на чужбине?

Скрыть

 

1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве примера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

2–3.1. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.

2–3.2. Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрия, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.

4.1. В «Слове о полку Игореве» звучит тема любви к родине.

Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали де-лить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы.

Неизвестный автор, несмотря на то, что не оправдывает похода Игорева, всё равно вос-хищается русским князем, потому что он свой, родной, русский. Такому отношению к своему, родному, надо поучиться. Сейчас многие в погоне за модой готовы критиковать свою страну, ругать все, что делается у нас, и восхищаться чужим, иностранным. Таким людям и хочется привести в пример неизвестного автора «Слова».

4.2. Тема может быть раскрыта и на примере образа Чацкого из «Горя от ума».

Чацкий протестует против засилья иностранного, слепого преклонения перед чужестранными обычаями, модой, языком. Как истинный патриот он считает, что нужно ценить своё родное: русскую речь, русские традиции.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Национальная самобытность — идеал декабристов.

Тема остается актуальной в наше время. Злободневно звучат слова главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!..

5.1. Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она ни находилась, она всегда тосковала о России.

В стихотворении «Родина» М. Цветаевой мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее даже ценой собственной жизни:

…Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе…

Для поэта Родина — это святое, без чего нет жизни.

 

Настоящий поэт — это певец своей Родины, гуманист и патриот. Римма Казакова в стихотворении «Любить Россию нелегко» предстаёт именно таким человеком. Родина для неё — это основание, которое даёт возможность выживать в любой ситуации.

Образ России не идеализирован, немало на долю её выпало испытаний:

Любить Россию нелегко,

она — в ухабах и траншеях

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.

Героиня не огорчается, что Родина не всегда отвечает взаимностью (...воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли...), но другой Родины ей не нужно:

Страна, как истина, одна…

В последней строфе появляется метафора —

Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилят.

Мёд — сладость от осознания своей принадлежности к России, молоко — связь с матерью, которая вскормила, вырастила и продолжает оберегать. Вот почему хоть и нелегко любить Россию, но без этой любви вовсе нельзя.

5.2. Ностальгия — боль по утраченному — такое состояние, которого не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. В зависимости от причин эмиграции ностальгия может принимать различную окраску, но думы о Родине всегда составляют ее главную черту.

«Мне страшно! — восклицал в газете «Русская воля» Леонид Андреев. — Как слепой мечусь я в темноте и ищу Россию. Где моя Россия? Мне страшно. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию, верните, верните…»

Мучительно воспринимал потерю Родины и Иосиф Бродский:

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

4 июня 1972 года, уезжая, Бродский отправил письмо Брежневу: «Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых… Даже если моему народу не нужно мое тело, Душа моя ему еще пригодится».

5.3. Тоска по Родине остро ощущалась на чужбине И. С. Тургеневым. Именно вдали от России появляется его знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык поддерживал писателя «во дни тягостных раздумий о судьбах родины», оставался с ним и продолжал быть лучшим проявлением таланта и верности своей стране.

 

Просмотр содержимого документа
«Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина




Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.




1. Как стать счастливым?

2. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).

3. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Джорж Байрон).

4. Кто он — настоящий патриот и гражданин?

5. Можно ли быть счастливым на чужбине?

Скрыть



1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве примера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

2–3.1. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.

2–3.2. Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрия, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.

4.1. В «Слове о полку Игореве» звучит тема любви к родине.

Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали де-лить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы.

Неизвестный автор, несмотря на то, что не оправдывает похода Игорева, всё равно вос-хищается русским князем, потому что он свой, родной, русский. Такому отношению к своему, родному, надо поучиться. Сейчас многие в погоне за модой готовы критиковать свою страну, ругать все, что делается у нас, и восхищаться чужим, иностранным. Таким людям и хочется привести в пример неизвестного автора «Слова».

4.2. Тема может быть раскрыта и на примере образа Чацкого из «Горя от ума».

Чацкий протестует против засилья иностранного, слепого преклонения перед чужестранными обычаями, модой, языком. Как истинный патриот он считает, что нужно ценить своё родное: русскую речь, русские традиции.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Национальная самобытность — идеал декабристов.

Тема остается актуальной в наше время. Злободневно звучат слова главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!..

5.1. Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она ни находилась, она всегда тосковала о России.

В стихотворении «Родина» М. Цветаевой мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее даже ценой собственной жизни:

…Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе…

Для поэта Родина — это святое, без чего нет жизни.

Настоящий поэт — это певец своей Родины, гуманист и патриот. Римма Казакова в стихотворении «Любить Россию нелегко» предстаёт именно таким человеком. Родина для неё — это основание, которое даёт возможность выживать в любой ситуации.

Образ России не идеализирован, немало на долю её выпало испытаний:

Любить Россию нелегко,

она — в ухабах и траншеях

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.

Героиня не огорчается, что Родина не всегда отвечает взаимностью (...воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли...), но другой Родины ей не нужно:

Страна, как истина, одна…

В последней строфе появляется метафора —

Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилят.

Мёд — сладость от осознания своей принадлежности к России, молоко — связь с матерью, которая вскормила, вырастила и продолжает оберегать. Вот почему хоть и нелегко любить Россию, но без этой любви вовсе нельзя.

5.2. Ностальгия — боль по утраченному — такое состояние, которого не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. В зависимости от причин эмиграции ностальгия может принимать различную окраску, но думы о Родине всегда составляют ее главную черту.

«Мне страшно! — восклицал в газете «Русская воля» Леонид Андреев. — Как слепой мечусь я в темноте и ищу Россию. Где моя Россия? Мне страшно. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию, верните, верните…»

Мучительно воспринимал потерю Родины и Иосиф Бродский:

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

4 июня 1972 года, уезжая, Бродский отправил письмо Брежневу: «Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых… Даже если моему народу не нужно мое тело, Душа моя ему еще пригодится».

5.3. Тоска по Родине остро ощущалась на чужбине И. С. Тургеневым. Именно вдали от России появляется его знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык поддерживал писателя «во дни тягостных раздумий о судьбах родины», оставался с ним и продолжал быть лучшим проявлением таланта и верности своей стране.