«Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»
(Значение образа Дома в лирике С. Есенина)
(Урок-мастерская в 11 классе )
Масайло Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №73»
Урок литературы в 11 классе .
Тип урока: Мастерская построения знаний по творчеству С.А. Есенина.
Тема урока: « «Всё равно остался я поэтом золотой бревёнчатой избы»
(Значение образа Дома в лирике С. Есенина)
Цели урока:
1) выявить, какое значение имеет концепт «Дом» в лирике С. Есенина;
2) выявить особенности мировосприятия поэта, уловить связь между чувствами лирического героя и самого поэта; проследить развитие образа дома в творчестве Есенина; 3) развивать навыки анализа поэтического произведения;
4) привить любовь и уважение к творчеству С. Есенина; 5) формировать нравственно-патриотические чувства.
Задачи урока: уметь находить в стихотворениях С.Есенина ключевые слова, художественные детали, средства художественной выразительности, помогающие понять идею произведений, обобщить полученные знания по теме урока.
Оборудование: дидактический материал для работы в группах, дидактический материал «Альбом. С. Есенин».
Ход урока
1
– Запишите в тетрадях ассоциативный ряд к слову «дом». (Зачитываются работы, учащиеся поясняют, почему такие ассоциации возникли.)
(Как правило, учащиеся говорят о таких ассоциациях, как «уют, комфорт, понимание, семья, защита, счастье» и т. д.)
Вчитываемся в тему урока, где выделяем два ключевых слова: «поэт» и «изба» (синоним к слову «дом»). Обращаю внимание на фотографии, на которых изображен дом Есениных.
Вместе определяем задачу: как раскрывается образ дома (избы, хаты) в стихотворениях С.Есенина и какое значение имеет данный образ для понимания мировосприятия поэта. Интересно будет узнать, совпадает ли наше понимание концепта «дом» с пониманием поэта.
Приглашаю одиннадцатиклассников к исследовательской работе.
2
Учащимся предлагается провести исследовательскую работу. Для этого ребята делятся на группы. Каждой предлагается проанализировать одно стихотворение С. Есенина и сделать вывод о том, как представлен в том или ином стихотворении образ дома, какие детали, приметы дома присутствуют в стихотворении, какое значение они имеют.
Стихотворения для исследования (см. Приложение):
«В хате» (1914)
«Гой ты, Русь, моя родная» (1914)
«Где ты, где ты, отчий дом» (1917)
«Эта улица мне знакома» (1923)
«Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925)
На работу в группах даётся 5-7 минут. Учитель (мастер) может ненавязчиво помогать в исследовании. Далее учащиеся делятся своими «открытиями». Перед выступлением выразительное чтение предложенных стихотворений.
1 группа. Стихотворение «В хате», написанное в 1914 году. С. Есенину всего 19 лет. Однако многое произошло в жизни поэта, он уже покинул родное Константиново. Учащиеся обращают внимание на слово-синоним в названии лирического произведения – «хата», слово-диалектизм. В данном стихотворении оно звучит тепло, по-домашнему. Это конкретное место, где живёт лирический герой, где хлопочет по хозяйству мать.
Глаголы в форме настоящего времени (пахнет, лезут, вьется и т.д) создают описание повседневного крестьянского быта, который дорог поэту. Кроме того, эта зарисовка отражает деревенские традиции: так всегда жили в деревне.
Также возникает мысль о том, что, находясь вдали от Константиново, живя в Москве, поэт с удовольствием, буквально смакуя, использует слова-диалектизмы драчены, дежка, попелиц, махотка (учитель помогает ребятам объяснить значение данных слов), а также слова разговорного стиля: шумота, кудлатые.
Складыватся впечатление, что читатель находится в деревенском доме и наблюдает за происходящим. В отличие от города, наполненного шумом, звуками дисгармоничными, здесь покой и умиротворение.
Ученики отмечают особенную лексику, именно она и передает настроение поэта, а главное его отношение к дому.
Вывод: Есенин любит все, что связано с деревенским домом, потому что здесь спокойно, тепло, здесь мама. Образ дома имеет конкретные черты (дом в родной деревне Константиново), свои приметы, предметный мир представлен полно.
В процессе работы учащиеся представляют таблицу:
Предметы быта | Животные | Еда | Звуки |
Дежка печурка (заслонка, паз) лавка ухват солонка махотка соха хомуты | Тараканы старый кот куры петухи щенки | Драчены квас яйца парное молоко | Тараканы лезут (шуршанье) квохчут куры запевают петухи шумота |
2 группа. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» так же, как и стихотворение «В хате», написано в 1914 году. Но здесь образ дома имеет обобщенное значение: Дом («хаты» - слово во мн.числе) — это деревенская, народная, христианская Русь. Лирический герой – ее часть. Не случайно он сравнивает себя с богомольцем, а хаты — с иконами. Есенин таким образом подчеркивает святость Руси, ее чистоту (цвет синевы).
Читая это стихотворение, мы чувствуем радость от осознания необъятности просторов Руси («Не видать конца и края»), ее скромной красоты (поля, луга, церкви). Есть стойкое ощущение молодости и свежести во всем («И гудит за корогодом/На лугах веселый пляс», «Прозвенит девичий смех»).
Здесь снова использованы слова-диалектизмы ( корогод, лехи), подчеркивающие простоту жизни, которую лирический герой и поэт ни на что не променяет. Идея стихотворения заключена в последней строфе:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Вывод: Дом для Есенина — это и его малая родина, и Россия в целом. В ней жизнь, полная, светлая, счастливая.
3 группа. Стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом» написано С. Есениным в тревожном 1917 году. И ощущение тревожности присутствует от первой до последней строчки лирического произведения.
В первой строке поэт прямо обращается к отчему дому: «Где ты, где ты, отчий дом?» Лексический повтор и риторический вопрос усиливают трагичность положения, становится ясно – дома нет или он где-то далеко, и от этого тоска. Мотив утраты отчего дома, расставания с ним, становится ведущим, он раскрывается через ряд приемов:
1) употребление глаголов в форме прошедшего времени (стерег, светились),
2) употребление сложной метафоры «Время — мельница с крылом», рождающей ассоциации: перемелет все, превратит в муку, пыль, песок…
3) использование рефрена, рождающего ощущение бесконечности происходящего.
Дом в данном стихотворении — это родной дом («отчий дом», «синий мой цветок»), жилье, которое утратил поэт, превратившись в скитальца. Мотив расставания с домом будет звучать и в других стихотворениях Есенина, например в стихотворении «Я покинул родимый дом» (1918)
Вывод: Дом для С. Есенина – это место, где жили его родители и где родился и вырос он сам. Отдалившись от дома, поэт чувствует себя потерянным, незащищенным.
4 группа. В стихотворении «Эта улица мне знакома» (1923) раскрывается тема встречи с родным домом. Оказавшись на знакомой с детства улице, увидев родной «низенький дом», лирический герой погружается в воспоминания. Очевидно, дом сильно изменился, наверное, постарел, ведь «были годы тяжелых бедствий». Но сердцу дорог родительский дом, с его садом «в голубых накрапах», с его бревнами, в которых «теплилась грозная морщь», с печью, завывавшей по ночам. Особенностью этого стихотворения является использование приема олицетворения (печь завывала), создающего глубокий образ русской печки, видящей удивительные сны.
Вывод: В данном стихотворении дом имеет конкретные черты (это жилье), главным предметом дома является печь, она выступает хранительницей памяти (память предков), а также местом, где можно фантазировать, мечтать (можно предположить, что в детстве Есенин, лежа на печи, мечтал о дальних странах).
5 группа. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая», написанном в последний год жизни поэта, звучит главная мысль не только данного лирического произведения, но и всего творчества в целом: « Всё равно остался я поэтом золотой бревёнчатой избы». Это стихотворение-размышление. В нем мы видим, что бревенчатая изба – это символ родины. Эпитет «золотая» означает «дорогая, милая сердцу, любимая». Изба — это центр мира поэта, вокруг поля, дорогая равнина, вербы, тополя. Этот мир гармоничен, ему поэт никогда не изменял. Можно отметить использование поэтом притяжательных местоимений: моя теплынь, мои поляны и луга. Все это – родина любимая.
Вывод: образ дома (избы) является символом Родины.
3
Учитель предлагает высказаться о работе мастерской.
Цели урока достигнуты: на примере нескольких стихотворений, мы увидели, как развивается образ Дома в творчестве С. Есенина (от реального, отчего дома до символа Родины, Руси).
Домашнее задание: Доманский В.А., доктор педагогических наук, говоря о С.Есенине, пишет: «Он наш национальный гений, поэт мирового масштаба…Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он – выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаяньем, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия». Согласны ли Вы с этим утверждением? Напишите сочинение-рассуждение.