СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» (Значение образа Дома в лирике С. Есенина) (Урок-мастерская в 11 классе )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» (Значение образа Дома в лирике С. Есенина) (Урок-мастерская в 11 классе )»










«Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»

(Значение образа Дома в лирике С. Есенина)

(Урок-мастерская в 11 классе )



Масайло Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №73»




























Урок литературы в 11 классе .

Тип урока: Мастерская построения знаний по творчеству С.А. Есенина.


Тема урока: « «Всё равно остался я поэтом золотой бревёнчатой избы»

(Значение образа Дома в лирике С. Есенина)


Цели урока:

1) выявить, какое значение имеет концепт «Дом» в лирике С. Есенина;

2) выявить особенности мировосприятия поэта, уловить связь между чувствами лирического героя и самого поэта; проследить развитие образа дома в творчестве Есенина; 3) развивать навыки анализа поэтического произведения;

4) привить любовь и уважение к творчеству С. Есенина; 5) формировать нравственно-патриотические чувства.

Задачи урока: уметь находить в стихотворениях С.Есенина ключевые слова, художественные детали, средства художественной выразительности, помогающие понять идею произведений, обобщить полученные знания по теме урока.

Оборудование: дидактический материал для работы в группах, дидактический материал «Альбом. С. Есенин».


Ход урока

1

– Запишите в тетрадях ассоциативный ряд к слову «дом». (Зачитываются работы, учащиеся поясняют, почему такие ассоциации возникли.)

(Как правило, учащиеся говорят о таких ассоциациях, как «уют, комфорт, понимание, семья, защита, счастье» и т. д.)

Вчитываемся в тему урока, где выделяем два ключевых слова: «поэт» и «изба» (синоним к слову «дом»). Обращаю внимание на фотографии, на которых изображен дом Есениных.

Вместе определяем задачу: как раскрывается образ дома (избы, хаты) в стихотворениях С.Есенина и какое значение имеет данный образ для понимания мировосприятия поэта. Интересно будет узнать, совпадает ли наше понимание концепта «дом» с пониманием поэта.

Приглашаю одиннадцатиклассников к исследовательской работе.


2

Учащимся предлагается провести исследовательскую работу. Для этого ребята делятся на группы. Каждой предлагается проанализировать одно стихотворение С. Есенина и сделать вывод о том, как представлен в том или ином стихотворении образ дома, какие детали, приметы дома присутствуют в стихотворении, какое значение они имеют.

Стихотворения для исследования (см. Приложение):

«В хате» (1914)

«Гой ты, Русь, моя родная» (1914)

«Где ты, где ты, отчий дом» (1917)

«Эта улица мне знакома» (1923)

«Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925)


На работу в группах даётся 5-7 минут. Учитель (мастер) может ненавязчиво помогать в исследовании. Далее учащиеся делятся своими «открытиями». Перед выступлением выразительное чтение предложенных стихотворений.

1 группа. Стихотворение «В хате», написанное в 1914 году. С. Есенину всего 19 лет. Однако многое произошло в жизни поэта, он уже покинул родное Константиново. Учащиеся обращают внимание на слово-синоним в названии лирического произведения – «хата», слово-диалектизм. В данном стихотворении оно звучит тепло, по-домашнему. Это конкретное место, где живёт лирический герой, где хлопочет по хозяйству мать.

Глаголы в форме настоящего времени (пахнет, лезут, вьется и т.д) создают описание повседневного крестьянского быта, который дорог поэту. Кроме того, эта зарисовка отражает деревенские традиции: так всегда жили в деревне.

Также возникает мысль о том, что, находясь вдали от Константиново, живя в Москве, поэт с удовольствием, буквально смакуя, использует слова-диалектизмы драчены, дежка, попелиц, махотка (учитель помогает ребятам объяснить значение данных слов), а также слова разговорного стиля: шумота, кудлатые.

Складыватся впечатление, что читатель находится в деревенском доме и наблюдает за происходящим. В отличие от города, наполненного шумом, звуками дисгармоничными, здесь покой и умиротворение.

Ученики отмечают особенную лексику, именно она и передает настроение поэта, а главное его отношение к дому.

Вывод: Есенин любит все, что связано с деревенским домом, потому что здесь спокойно, тепло, здесь мама. Образ дома имеет конкретные черты (дом в родной деревне Константиново), свои приметы, предметный мир представлен полно.

В процессе работы учащиеся представляют таблицу:


Предметы быта

Животные

Еда

Звуки

Дежка

печурка (заслонка, паз)

лавка

ухват

солонка

махотка

соха

хомуты



Тараканы

старый кот

куры

петухи

щенки

Драчены

квас

яйца

парное молоко

Тараканы лезут (шуршанье)

квохчут куры

запевают петухи

шумота


2 группа. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» так же, как и стихотворение «В хате», написано в 1914 году. Но здесь образ дома имеет обобщенное значение: Дом («хаты» - слово во мн.числе) — это деревенская, народная, христианская Русь. Лирический герой – ее часть. Не случайно он сравнивает себя с богомольцем, а хаты — с иконами. Есенин таким образом подчеркивает святость Руси, ее чистоту (цвет синевы).

Читая это стихотворение, мы чувствуем радость от осознания необъятности просторов Руси («Не видать конца и края»), ее скромной красоты (поля, луга, церкви). Есть стойкое ощущение молодости и свежести во всем («И гудит за корогодом/На лугах веселый пляс», «Прозвенит девичий смех»).

Здесь снова использованы слова-диалектизмы ( корогод, лехи), подчеркивающие простоту жизни, которую лирический герой и поэт ни на что не променяет. Идея стихотворения заключена в последней строфе:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Вывод: Дом для Есенина — это и его малая родина, и Россия в целом. В ней жизнь, полная, светлая, счастливая.

3 группа. Стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом» написано С. Есениным в тревожном 1917 году. И ощущение тревожности присутствует от первой до последней строчки лирического произведения.

В первой строке поэт прямо обращается к отчему дому: «Где ты, где ты, отчий дом?» Лексический повтор и риторический вопрос усиливают трагичность положения, становится ясно – дома нет или он где-то далеко, и от этого тоска. Мотив утраты отчего дома, расставания с ним, становится ведущим, он раскрывается через ряд приемов:

1) употребление глаголов в форме прошедшего времени (стерег, светились),

2) употребление сложной метафоры «Время — мельница с крылом», рождающей ассоциации: перемелет все, превратит в муку, пыль, песок

3) использование рефрена, рождающего ощущение бесконечности происходящего.

Дом в данном стихотворении — это родной дом («отчий дом», «синий мой цветок»), жилье, которое утратил поэт, превратившись в скитальца. Мотив расставания с домом будет звучать и в других стихотворениях Есенина, например в стихотворении «Я покинул родимый дом» (1918)

Вывод: Дом для С. Есенина – это место, где жили его родители и где родился и вырос он сам. Отдалившись от дома, поэт чувствует себя потерянным, незащищенным.

4 группа. В стихотворении «Эта улица мне знакома» (1923) раскрывается тема встречи с родным домом. Оказавшись на знакомой с детства улице, увидев родной «низенький дом», лирический герой погружается в воспоминания. Очевидно, дом сильно изменился, наверное, постарел, ведь «были годы тяжелых бедствий». Но сердцу дорог родительский дом, с его садом «в голубых накрапах», с его бревнами, в которых «теплилась грозная морщь», с печью, завывавшей по ночам. Особенностью этого стихотворения является использование приема олицетворения (печь завывала), создающего глубокий образ русской печки, видящей удивительные сны.

Вывод: В данном стихотворении дом имеет конкретные черты (это жилье), главным предметом дома является печь, она выступает хранительницей памяти (память предков), а также местом, где можно фантазировать, мечтать (можно предположить, что в детстве Есенин, лежа на печи, мечтал о дальних странах).

5 группа. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая», написанном в последний год жизни поэта, звучит главная мысль не только данного лирического произведения, но и всего творчества в целом: « Всё равно остался я поэтом золотой бревёнчатой избы». Это стихотворение-размышление. В нем мы видим, что бревенчатая изба – это символ родины. Эпитет «золотая» означает «дорогая, милая сердцу, любимая». Изба — это центр мира поэта, вокруг поля, дорогая равнина, вербы, тополя. Этот мир гармоничен, ему поэт никогда не изменял. Можно отметить использование поэтом притяжательных местоимений: моя теплынь, мои поляны и луга. Все это – родина любимая.

Вывод: образ дома (избы) является символом Родины.


3

Учитель предлагает высказаться о работе мастерской.

Цели урока достигнуты: на примере нескольких стихотворений, мы увидели, как развивается образ Дома в творчестве С. Есенина (от реального, отчего дома до символа Родины, Руси).


Домашнее задание: Доманский В.А., доктор педагогических наук, говоря о С.Есенине, пишет: «Он наш национальный гений, поэт мирового масштаба…Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он – выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаяньем, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия». Согласны ли Вы с этим утверждением? Напишите сочинение-рассуждение.