II этап. Актуализация знаний. | Диалоговый рассуждение | У: Под какую музыку вы вошли в класс? Как называется это произведение? Кто его авторы? (муз В. Баснера, сл. М.Матусовского) О чем эта песня? Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока? Д: О Родине. У: Вы правы...тема сегодняшнего урока : «Всю жизнь несу я Родину в душе...». Молодцы, ребята. А сейчас подумайте и скажите, а что значит для вас Родина? Без чего вы будете скучать, если уедете из страны? Д: Родители, родственники, друзья, русская природа, русская речь, родные лица… У: Подберите однокоренные слова к слову (родина, родители, родник...). Как много значат эти слова для каждого человека. В них - радость и счастье, в них смысл жизни. Среди всех человеческих чувств чувство любви к родине выделяется, как необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию. У: Особенно дорого человеку то место, где он родился. Тема Родины всегда занимала ведущее место в творчестве композиторов, каждый из них представлял ее по – своему. Сегодня я хочу предложить Вам найти ответы на вопрос: «Какою виделась Россия великому русскому композитору, пианисту и дирижеру Сергею Васильевичу Рахманинову?» Об этом нам расскажет музыка. | Отвечают на вопросы учителя, размышляют. Погружаются в эмоциональную атмосферу урока. Выдвигают гипотезу. Осуществляют актуализацию жизненного опыта. | Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности |
III этап. А)Изучение нового материала. Б)Первичное закрепление знаний. В)Углубление в тему. Г)Вокально-хоровая работа | Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ Работа в командах (группах) Поисковый Прослушивание главной и побочной тем концерта и содержательный анализ музыки экспозиции Восприятие музыки Метапредметные Размышление о музыке исполнительский | Но прежде давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством этого выдающегося композитора. На столах лежат листы с информацией о жизни и творчестве С.Рахманинова (прил.1). Я предлагаю разделиться Вам на 2 (3) группы. Пока вы рассаживаетесь, хочу напомнить Вам правила работы в группе: необходимо разделить обязанности: следящий за временем, выступающий, оформители (тот кто записывает). На самостоятельную работу с текстом отводится не более 5 минут. Вашей задачей является найти в тексте ответы на поставленные каждой группе вопросы. Итак, совместно мы с Вами познакомились с основными событиями, произведениями, датами в жизни выдающегося русского композитора, дирижера и пианиста С.В. Рахманинова. Как вы думаете, зачем необходимо изучать биографию? Д: Можно найти связи между периодами жизни и творчеством, эмоциональным настроем произведения. Понять как семья, среда воспитания, окружение, события влияют на формирование мировоззрения, творческого мышления. У: Тема Родины занимает важное место в творчестве С.В.Рахманинова. Давайте познакомимся с основными музыкальными образами 1 -й части 2 фортепианного концерта Рахманинова. Но прежде, вспомним, что означает слово «концерт», что это за жанр в музыке? Д: Концерт – музыкальный жанр, в котором происходит диалог - соревнование между солистом и оркестром. Слушание экспозиции 1 части концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. У: С чего начинается концерт? Д: С соло фортепиано. У: Что напоминает тема вступления? Д: Удары колокола. У: Что значат колокола в жизни русского человека? Д: Все! И важное событие, и праздник, и горе, и просто каждый день. У: Колокола – это голос Родины, России. Как звучат колокола во вступлении? Какова идея? Д: Тревожно, напряженно, драматично, напоминает колокол – набат. У: Когда и где мог слышать колокола С.Рахманинов? Вспомните моменты его биографии. Д: Колокольный звон слышал в детстве, когда бабушка водила его в церковь. У: Как звучит 1-я тема? Какой образ? Герой? Д: Мужественно, это волевой образ, решительный. Решимость закаленного в схватках с жизнью человека. У: Обратите внимание на мелодию. Как она развивается? Д: Вначале строится на двух звуках, как бы медленно раскачивается, создает впечатление тяжелой поступи. У: Далее разворачивается изумительная по своей протяженности тема. У: Какой образ у вас возникает? Д: Картина безграничных русских просторов, величавый и гордый облик русского человека. У: Послушайте побочную тему. У: Какой музыкальный образ 2-й темы? Д: Задумчивая, песенная, протяжная, лирическая, теплая, светлая. На экране две репродукции ( Шишкин «Рожь», Поленов «Золотая осень»). - Д: Широта, простор, необъятность на картинах художников, в музыке протяженные мелодии.( Музыкальный критик Астафьев называл многие рахманиновские темы мелодиями – далями). Светлый колорит в музыке и в живописи. На картинах светлые насыщенные краски, в музыке мажорные светлые тона. Вывод: Мы видим, как разнообразны музыкальные образы I-й части 2-го фортепианного концерта. Но какие бы образы не рисовал композитор, всегда ощущается его чувство любви к русской природе, к людям, к Родине. Сейчас мы послушаем романс С.В.Рахманинова «Сон» на стихи А.Плещеева. У: Послушайте и предположите, в какой период жизни написан романс? Почему называется «Сон»? Слушание романса. Ответы детей после прослушивания. Д: Романс написан после отъезда за границу, потому что в тексте говорится о родном крае, о друзьях. Называется «Сон» потому что, все это осталось в прошлом . Все прошло, остались лишь воспоминания. У: Какие это воспоминания? Д: Приятные и светлые. У:Парадоксально, но ранний романс, на стихи А. Плещеева, поразительным образом воссоздает то состояние и настроение С. Рахманинова, которое было у него двадцать пять лет спустя - накануне или даже уже в эмиграции. «Уехав из России, я потерял желание сочинять Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме…воспоминаний». С.Рахманинов Как вы думаете почему Рахманинов написал такие слова? У: В конце декабря 1917 г. Рахманинов с женой и дочерьми выезжает за границу, получив приглашение на концерты в Швецию. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину. Вдали от Родины Рахманинов не находил стимула для творчества. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «С чего начинается Родина?». Она звучала в начале нашего урока. -С каким чувством мы должны исполнять эту песню? Д: С любовью, с душевной теплотой, с нежностью, с благодарностью, искренне, проникновенно… Исполнение песни «С чего начинается Родина» | Слушают учителя, Работают в группах знакомятся с новой информацией, находят ответы на заданные каждой группе вопросы, выступают с сообщениями выполняют задания на закрепление нового материала) Слушают и анализируют музык Выявляют общее между прослушанной музыкой и произведениями живописи Делают выводы Слушают музыку и высказывают предположения о содержании Участвуют в исполнении | Формирование различных видов мышления, развитие способности к освоению новых знаний, умение работать с информацией, сравнивать анализировать , выделять главное, формировать эстетические чувства и потребности, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки Взаимодействие в ансамбле, проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при исполнении музыки |