ВСКАРМЛИВАНИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА
Виды, преимущества грудного вскармливания, правила кормления грудью, затруднения при вскармливании, гипогалактия, режим и диета кормящей матери, правила и сроки введения прикормов и дополнительных продуктов питания, характеристика искусственного и смешанного вскармливания.
Противопоказания при кормлении грудью.
Режим и диета кормящей матери.
Кратность приема и расчет суточного и разового объема пищи.
Применение жидкости.
Ребенок и внешняя среда всегда находятся в тесной взаимосвязи.
Правильная организация внешней среды, в том числе и вскармливания, формирует здоровье детей, обеспечивает достаточный уровень физического, нервно-психического развития, уменьшает риск заболеваний.
Виды вскармливания
Виды вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.
Естественное вскармливание — это вскармливание ребенка первого полугодия материнским молоком с последующим постепенным введением прикормов.
Смешанное вскармливание — вскармливание ребенка грудным молоком и молочными смесями в качестве докорма. Объем грудного молока при этом составляет более 1/5 суточного объема пищи ребенка.
Искусственное вскармливание — вскармливание ребенка искусственными молочными смесями при отсутствии грудного молока или его объеме меньше 1/5 от необходимого.
Все виды вскармливания должны быть сбалансированными, т.е. питание должно обеспечивать потребность детей разного возраста в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах, минеральных солях) и энергии (потребность ребенка первого года жизни в пищевых ингредиентах см. табл. 6).
Наиболее физиологическим питанием для детей 1-го года жизни является материнское молоко.
Преимущества естественного (грудного) вскармливания:
Белок грудного молока представлен в основном альбумином и полным набором незаменимых аминокислот. Белок коровьего молока представлен казеином, который трудно переваривается и не содержит всех незаменимых аминокислот (табл. 7).
Жиры грудного молока состоят из полиненасыщенных жирных кислот, которые легко гидролизируются, укрепляют клеточные мембраны, усиливают действие витаминов, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, содержат незаменимые жирные кислоты, которые в организме ребенка не образуются, способствуют синтезу белка, в грудном молоке содержится фермент липаза, облегчающий переваривание жиров. Жиры же коровьего молока состоят из насыщенных жирных кислот, которые трудно перевариваются, потому у детей легко возникают диспептические расстройства.
Углеводы женского молока представлены β-лактозой, которая способствует росту бифидумбактерий. Кроме того, лактоза необходима для развития мозговой ткани.
Углеводы коровьего молока состоят из а-лактозы, которая не способствует синтезу бифидумфлоры в кишечнике, поэтому у детей, вскармливаемых коровьим молоком, большой риск развития дисбактериоза.
Женское молоко содержит ферменты: липазу, амилазу. Они обеспечивают пищеварение уже в ротовой полости.
В женском молоке содержатся гормоны. Соматотропный гормон молока обеспечивает гармоническое развитие ребенка.
Микроэлементы — кальций и фосфор — находятся в грудном молоке в благоприятном для усвоения организмом соотношении 1:2, а в коровьем 3,2:1. Кроме того, активность
витамина D, способствующего усвоению кальция и фосфора, в грудном молоке значительно выше, чем в коровьем.
Женское молоко содержит специфические антитела, защищающие ребенка от инфекций, в том числе и от кишечных. При грудном вскармливании формируется надежная
иммунологическая защита.
Буферность (содержание белка, фосфатов, лимонной кислоты) коровьего молока выше, поэтому на переваривание его требуется в 3 раза больше желудочного сока, чем для переваривания грудного молока.
Ребенок получает грудное молоко теплым, практически стерильным.
Психоэмоциональный контакт ребенка с матерью при грудном вскармливании более сильный и длительный. Дети спокойнее. Ощущения, которые испытывает ребенок, являются «импритингом» — механизмом мгновенного запечатления, что оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека.
Грудное вскармливание гарантирует более высокий уровень интеллектуального развития, долговременную память, защищает от раннего атеросклероза, от сахарного диабета, аллергических заболеваний, специфического язвенного колита
и других хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что максимальное количество долгожителей там, где традиционно более длительное кормление грудью матери.
Кормление грудью благоприятно отражается на эмоциональном состоянии женщины. Кроме того, у кормящих женщин значительно реже возникают опухоли грудных желез
и половых органов.
Немалое значение имеет и экономическая эффективность кормления детей грудью.
Польза раннего прикладывания к груди
Прикладывание новорожденного к груди осуществляют в первые два часа после рождения. В первые минуты жизни идет становление дыхания, ребенок испытывает дискомфорт от новых внешних условий и грудь обычно не берет. Поиск пищи начинается через 10—20 минут после рождения. Это и есть самое оптимальное время для первого кормления. Во время кормлениягрудью рекомендуют новорожденного выкладывать на грудь и живот матери. Тесный контакт(кожа к коже) способствует заселению новорожденного сапрофитной флорой матери.
Раннее прикладывание ребенка к груди полезно и ему, и матери. У ребенка стимулируется иммунологическая защита, закрепляется первоначальная связь «мать—ребенок». Раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию, способствует развитию чувства материнства и более быстрой инволюции матки. Кроме того, ребенок получает молозиво, в котором, особенно в первые часы, содержится много противоинфекционных факторов (лейкоциты, макрофаги, иммуноглобулины). Ребенок с молозивом получает первую иммунизацию. В молозиве содержится много белка, жирорастворимые витамины. Количество его всего 10—40 мл, но калорийность высокая.
С 4—5-го дня образуется переходное молоко, со 2—3-й недели молоко становится зрелым (табл. 8).
Обучение матери технике грудного вскармливания
Чтобы научить мать технике кормления, медработники (врач, медсестра, фельдшер) должны знать механизм образования молока.
Молочная железа состоит из 15—25 отдельных разветвленных долек. Доли заканчиваются большим количеством альвеол, которые вырабатывают молоко. По млечным протокам молоко поступает в млечные синусы. Каждый проток заканчивается отверстием на соске.
Выработка молока стимулируется гормоном пролактином, выделение которого происходит под действием гормона окситоцина. Окситоцин вызывает сокращение гладких мышечных волокон вокруг альвеол. Сосательные движения ребенка усиливают выработку гормонов, следовательно, и лактацию. Вид ребенка, мысль о нем также вызывают у матери приток молока. Поэтому тесный контакт между матерью и ребенком, частое прикладывание ребенка к груди — наилучшие стимулы для выделения молока. Во время кормления мать должна занять удобное положение и расслабиться. Она должна быть спокойной и уверенной. Время кормления обычно используется для контакта с ребенком (кожа к коже, глаза в глаза, поглаживание, тихий, нежный разговор). Перед кормлением мать тщательно моет руки, сцеживает 1—2 капли молока, ребенка в сухих пеленках прикладывает к груди, поддерживая его спинку, помогает ребенку захватить сосок и ареолу. Захват ареолы должен быть больше снизу. При этом во время сосания ребенок нажимает губами на млечные синусы матери и молоко легко выделяется. Для сохранения правильного положения ребенка у груди, мама большим и указательным пальцем может поддержать подбородок ребенка, а остальными пальцами — грудь снизу.
Во время кормления следует контролировать положение и состояние ребенка. При правильном положении кормящая мама не испытывает общего напряжения и боли в сосках. Ребенок спокоен, сосет медленно, слышно как он глотает молоко, щеки не раздуваются и не втягиваются. При неправильном положении — давление губ и десен только на сосок, что может привести к застою молока и эрозиям сосков у матери и аэрофагии (заглатыванию воздуха) у ребенка.
После кормления молочную железу необходимо осушить чистой мягкой салфеткой.
Правила кормления грудью:
Не следует ограничивать частоту и продолжительность кормления ребенка. Поощряется грудное вскармливание по требованию ребенка до 10—12 раз в сутки, в т.ч. и ночное
кормление. Длительность сосания индивидуальна, от 10 до 20 и более минут. Это обеспечивает индивидуальный уровень молокообразования.
Ребенка следует кормить попеременно то одной, то другой грудью, используя в каждое кормление только одну молочную железу. Иногда, особенно в первые дни жизни, в одно
кормление можно давать обе груди. Грудь, с которой начиналось кормление, дается дольше для наиболее полного опорожнения молочной железы, т.к. «последние» порции молока наиболее богаты жирами. Кроме того, хорошее опорожнение грудных желез стимулирует лактацию. Следующее кормление следует начинать с другой грудной железы.
Не давать ребенку дополнительной пищи и питья, кроме грудного молока. Первые порции молока содержат большое количество воды и удовлетворяют потребность детей в
жидкости. Дача детям молочных смесей, воды, глюкозы из бутылочек вредна, т.к. ухудшается сосательная способность малыша, и лактация постепенно угасает.
Нельзя давать детям, находящимся на грудном вскармливании, успокаивающие средства, соски, пустышки. Чередование сосок, пустышек с грудью дезориентирует оральную реакцию ребенка и приводит к ослаблению щечных мышц и утрате желания сосать грудь.
Не мыть грудь или соски перед каждым кормлением. Частое мытье, особенно с мылом, удаляет натуральный жир, защищающий кожу сосков, и способствует развитию трещин сосков.
Итак, все правила кормления грудью направлены на поддержание хорошей лактации. Огромная роль в поддержании и проведении грудного вскармливания детей принадлежит участковой медицинской службе (детским медицинским сестрам, педиатрам и фельдшерам).
В их обязанности входит:
психологическая подготовка женщины к кормлению грудью;
убеждение женщины в необходимости грудного вскармливания, его преимуществах перед искусственным;
своевременная подготовка грудных желез беременных женщин к кормлению;
обучение кормящих женщин правилам грудного вскармливания;
помощь женщинам в исключении факторов, снижающих лактацию;
рациональная организация образа жизни матери и ребенка.
Затруднения при вскармливании
Затруднения при вскармливании грудью могут быть как со стороны ребенка, так и со стороны матери.
Со стороны ребенка:
Слабо сосущие и «ленивые» дети. Слабо сосущим детям педиатр после осмотра назначает индивидуальный метод кормления, у «ленивых» сосунов надо стимулировать сосательный рефлекс;
Врожденные аномалии губ, твердого неба, короткая уздечка языка, дефекты развития нижней челюсти. В каждом случае вопрос о кормлении решается индивидуально.
Со стороны матери:
основным затруднением при вскармливании является гипогалактия — снижение секреторной деятельности грудных желез. Различают истинную (первичную) и позднюю (вторичную) гипогалактию.
Гипогалактия и ее лечение
Истинная гипогалактия — развивается в первые 10 дней после родов и обусловлена морфологической и функциональной недостаточностью молочных желез. Встречается редко — 2,8—8% матерей. Основные причины — заболевания желез внутренней секреции и нарушение уровня гормонов в организме женщины. Лечению не поддается.
Вторичная гипогалактия — встречается чаще, развивается позднее. Основные ее причины: маститы, трещины сосков, острые заболевания матери, нарушение режима и диеты, несоблюдение правил вскармливания ребенка, повышенная физическая и эмоциональная нагрузка у кормящей женщины, отсутствие у матери твердой убежденности в необходимости кормить ребенка грудью и страх перед своей неспособностью выполнить эту функцию.
В диагностике гипогалактии большое значение имеет анамнез жизни матери и ребенка с целью выявления ее причин. Ранними признаками гипогалактии является беспокойство ребенка, редкое мочеиспускание, задержка стула, недостаточные прибавки массы тела ребенка; ребенок пьет и начинает сосать грудь с жадностью, но быстро прекращает и беспокоится. Мать отмечает, что она не ощущает чувства «прилива» молока перед кормлением, а после кормления сцедить молоко не удается.
Для уточнения диагноза проводится контрольное кормление — это взвешивание ребенка до и после кормления грудью, строго соблюдая следующие правила:
Взвешивать ребенка на хорошо отрегулированных весах, лучше электронных.
Проводить не одно, а несколько контрольных кормлений за 1—2 дня.
Создать спокойную, привычную для матери обстановку, чтобы не произошло снижения лактации у матери и активности сосания у ребенка.
Взвешивать ребенка до кормления и после кормления в
одной и той же одежде и хорошо запеленованного.
Дополнительным методом диагностики гипогалактии является метод Молля — это измерение температуры в подмышечной области и под грудной железой. При хорошей лактации температура тела под молочной железой на 0,5—ГС выше.
Поможет в диагностике и осмотр молочных желез. При достаточной лактации хорошо выражена венозная сеть.
Гипогалактию надо дифференцировать с лактационными кризами. Это критические периоды в развитии лактации, когда происходит усиление аппетита, связанное с неравномерными темпами нарастания энергетических потребностей ребенка.
Такие состояния обычно наблюдаются в возрасте 3—10 дней, 20—30 дней, 3, 7, 11, 12 месяцев. В эти периоды может сложиться ложное впечатление о нехватке молока.
Сообщать матери о гипогалактии надо осторожно, чтобы не погасить у нее надежду на восстановление лактации.
Лечение гипогалактии:
Устранить причину гипогалактии.
В меню включить продукты питания, стимулирующие лактацию: грибные бульоны, блюда с растительным маслом, лесные орехи, салат листовой, редька огородная, настои трав — тмин, укроп, крапива, душица, мелисса, анис и др. На 40% увеличивает объем лактации сухой высокобелковый молочный продукт «Лактомил».
Медикаментозное лечение:
Комплекс 1: никотиновая кислота 0,05—0,1x4 раза в день, глутаминовая кислота по 1,0x3 раза в день через 20 минут после еды, апилак 0,01x3 раза в день под язык. Принимают в течение 2 недель.
Комплекс 2: пивные дрожжи жидкие или сухие по 60 г х 3 раза в день, гефефитин по 1 чайной ложке г 4 раза в день, пантотенат кальция по 1 таблетке х 3 раза в день, липоевая кислота по 1 таблетке х 3 раза в день, аспаркам по 1 таблетке х 3 раза в день. Принимают в течение 7—10 дней.
Комплекс 3: «Гендевит» по 1 драже х 3 раза в день после еды женщинам моложе 30 лет, «Ундевит» по 1 драже х 3 раза в день — старше 30, витамин Е по 0,1—0,2 г х 3 раза в день, кальция глицерофосфат или фитин по 1 таблетке х 3 раза в день. Принимают в течение 7—10 дней через 5—7 дней после 2-го комплекса или одновременно с ним.
4. Физические методы лечения: горячий душ (температура воды 44—45°С), одновременно массаж грудных желез круговыми движениями от центра к периферии. Сцеживание. Все это проводят 4 раза в день по 10 мин. Обычно к концу первой недели лечения лактация усиливается.
При лактостазе назначаются гормоны: окситоцин, питуитрин.
Положительный эффект: ультрафиолетовое облечение (УФО) молочных желез, вибрационный массаж, франклинизация.
Кроме гипогалактии встречаются такие затруднения при кормлении, как галакторея (самопроизвольное истечение молока из грудных желез) и гипергалактия (слишком много образуется молока). В этих случаях ребенок при кормлении захлебывается. Надо рекомендовать женщине перед кормлением сцедить немного молока, кормить чаще.
Встречаются и проблемы с сосками грудных желез: плоские, втянутые соски, трещины, раздражение.
Грудные железы к кормлению надо готовить во время беременности. При втянутых и плоских сосках проводить вытяжение, а для профилактики трещин сосков принимать душ, обмывать водой молочные железы и вытирать грубым махровым полотенцем, проводить суховоздушные ванны по 10—15 минут ежедневно. Во время кормления соблюдать правила кормления. Если трещины небольшие, то после кормления соски обработать молоком и подержать на открытом воздухе. Иногда можно смазать ланолином.
Если кормление грудью слишком болезненно, то 1—2 дня кормят через накладку или сцеженным грудным молоком.
Противопоказания к кормлению грудью
Противопоказания бывают абсолютные — кормления запрещаются полностью; относительные — кормление возможно при соблюдении некоторых правил.
К абсолютным противопоказаниям относятся: тяжелая родовая травма с нарушением мозгового кровообращения, врожденные нарушения обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия), глубокая недоношенность у ребенка; тяжелые заболевания матери: сердечно-сосудистая, почечная недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые заболевания крови, острые психические заболевания, ВИЧ-инфекция, активная форма туберкулеза.
К относительным противопоказаниям к кормлению грудью относятся: острые воздушно-капельные инфекции (грипп, ангина, пневмония). Кормить можно, но в маске. После кормления ребенка необходимо изолировать в другую комнату.
Большое значение имеет санитарно-просветительская работа с женщинами о необходимости вскармливания детей грудью.
Режим и диета кормящей матери
Подготовка женщины к кормлению грудью должна начинаться до рождения ребенка. Будущим матерям необходимо обеспечить спокойную домашнюю обстановку, умеренную физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе, занятия специальными физическими упражнениями, достаточный отдых.
Большое влияние на будущую лактацию оказывает питание беременной женщины.
Суточный рацион беременной женщины должен содержать: белка — 100 г, жира — 100 г, углеводов — 450 г,
В последние месяцы беременности рекомендуется регулярный прием поливитаминов натурального происхождения.
Запрещается употребление алкоголя, наркотиков и табака.
Соблюдение режима дня и рациональное питание кормящей женщины являются основными условиями хорошей лактации.
Сон кормящих матерей должен быть не менее 8 часов. Физическая и умственная нагрузка — умеренными. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Поддерживают лактацию доброжелательная обстановка в семье и спокойное эмоциональное состояние матери.
Питание должно быть рациональным, прием пищи регулярным, не менее трех раз в день. Жидкости кормящей женщине требуется на 1 л больше, но не более 2 л в сутки, т.к. качество грудного молока снижается. В нем снижается содержание белка, жира, витаминов, минеральных веществ.
Уменьшают лактацию избыток углеводов, сладостей. В рационе кормящей женщины хлеба и мучных изделий должно быть не более 500 г в сутки. Ограничивается поваренная соль до 10 г в сутки, т.к. она повышает возбудимость нервной системы. Женщина должна получать только полноценные жиры (сливочное, растительное масло, сливки). Тугоплавкие жиры (маргарин, сало) усваиваются плохо, способствуют ожирению.
Кормящая женщина выделяет с грудным молоком около 15 г белка, а 1 г молочного белка восполняется 2 г пищевого. Поэтому в диете кормящей матери обязательно должны присутствовать белковые продукты (мясо, рыба, молочные продукты).
Очень важно включать в меню кормящей женщины свежую зелень, ягоды, соки, фрукты, овощи.
Ограничивают в диете кормящих женщин шоколад, мед, какао, цитрусовые, орехи, т.к. они могут вызвать аллергию у ребенка. Не разрешается употребление всех алкогольных напитков и никотина. Под влиянием алкоголя и никотина ребенок становится беспокойным, легко возбудимым. Могут развиваться неврозы, и даже возможна задержка психического развития.
При данном рационе (табл. 9) суточная калорийность питания составляет 3700—3800 ккал, из них белков — 130 г, жиров — 130 г, углеводов — 500 г.
Для женщин с пониженной массой тела эти нормы должны быть увеличенными.
Для восполнения в рационе питания достаточного содержания белка, витаминов, минеральных солей можно использовать специальные пищевые добавки, например, «Фемилак-2».
Кратность приема и расчет объема пищи новорожденному
После рождения ребенка кормят «по требованию» от 7 до 10—12 раз, в том числе и ночью. Постепенно ребенок самостоятельно устанавливает более четкий режим кормления с увеличением интервалов.
На первом месяце большинство детей вскармливаются через 3 часа 7 раз в сутки, с 1 месяца до 5 месяцев — через 3 часа 30 мин б раз, с 5 месяцев до 1—1,5 года — через 4 часа 5 раз в сутки.
Суточный объем пищи новорожденному рассчитывают по формуле Финкелынтейна—Тура: суточный объем молока равен 70п, если масса при рождении менее 3200 г, или 80п, если масса ребенка при рождении более 3200 г, где п — число дней ребенку.
В дальнейшем суточный объем пищи рассчитывают «объемным» методом (табл. 10).
По мнению Р.Е. Бермана, В.К. Вогана (1991), И.М. Воронцова (1995), ребенку при хорошей лактации у матери, в обычных условиях внешней среды дополнительной жидкости не требуется. Во время жары, при повышении температуры тела надо давать ребенку кипяченую воду или фруктово-овощной отвар (с 3 недель — с 3—10 капель до 30—80 мл), отвар шиповника, слабо заваренный чай между кормлениями. Суточный объем жидкости не должен превышать разового объема пищи.
Сроки введения, объемы и содержание пищевых добавок и прикормов
В соответствии с рекомендациями НИИ питания РАМН (1997) в течение первых трех месяцев жизни ребенка кормят только грудным молоком.
С 3 месяцев начинают вводить пищевые добавки (дополнительные продукты питания). Основная цель их введения — обогащение рациона витаминами, микроэлементами, белками. Они даются ребенку в малом количестве, после кормления грудью, входят в объем пищи, но не заменяют грудное молоко.
С 3 месяцев начинают вводить сок с нескольких капель, постепенно увеличивают до необходимого объема. Суточный объем сока равен количеству месяцев, умноженному на 10 (V -Юп), но не более 100 мл до 1 года. Вначале назначаются осветленные соки (яблочный, лимонный, клюквенный), а по действию на кишечник — нейтральные.
С 4 месяцев — соки с мякотью (сливовый, абрикосовый, тыквенный и др.). Новый сок начинают вводить постепенно. Сливовый и морковный соки можно рекомендовать детям с наклонностью к запорам; гранатовый, черносмородиновый — с неустойчивым стулом; клубничный, земляничный, малиновый, апельсиновый чаще других вызывают аллергию; виноградный сок усиливает брожение в кишечнике, и его до 1 года лучше не применять. Сок белокочанной капусты богат витамином «С» и улучшает функцию пищеварительных желез. Его рекомендуют детям с пониженным аппетитом, при гипотрофии.
Соки готовятся перед приемом, даются ребенку с ложечки.
С 4 месяцев в питание вводится скобленое или тертое яблоко, затем пюре из бананов, абрикосов, плодово-овощные и фруктово-ягодные консервы для детского питания. Начинают с 1/4 чайной ложки, постепенно увеличивают к 4,5 месяца до 30 г, а к 5 месяцам до 50 г. Примерный суточный объем фруктового пюре рассчитывают так же, как объем сока. Консервированные соки и пюре удобнее использовать в зимне-весенний период.
С 6—6,5 месяца начинают давать ребенку творог — источник полноценного белка, кальция, фосфора. Начинают с 5—10 г, постепенно увеличивая к году до 40—50 г. Избыток продуктов может привести к нарушению переваривания и возможности поступления в организм нерасщепленных субстанций, обладающих аллергизирующими свойствами. В эти же сроки вводится растительное и сливочное масло по 1/2 чайной ложки, с 7 месяцев — по 1 чайной ложке.
С 6,5—7 месяцев в рацион вводится желток. Он содержит полноценный белок и жир, богат витаминами, минеральными веществами. Для снижения аллергизирующего действия яйцо надо варить вкрутую, затем желток растереть в грудном молоке или добавлять в блюда прикормов. Начинают давать ребенку желток с 1/4 (и даже с 1/8), с 8 месяцев — по 1/2 части желтка, а к 1—1,5 года — целый желток. Вначале желток дают 2 раза в неделю, затем 5 раз в неделю.
С 7—8 месяцев для повышения секреторной активности пищеварительных желез можно вводить мясной бульон: начиная с 1 чайной ложки, постепенно довести до 30 мл. До 1 года более 30 мл бульона давать нельзя, т.к. в нем много экстрактивных веществ, обладающих аллергизирующими свойствами.
С 7 месяцев вводят мясо (говядина, телятина) в виде фарша как источник белка и железа — с 5 г, увеличивая в течение 2 недель до 30 г. Мясо дважды пропускают через мясорубку. В 9—10 месяцев мясной фарш заменяют мясным суфле или фрикадельками, а в дальнейшем — котлетами. У ребенка должен развиваться жевательный аппарат.
После 9—10 месяцев 1—2 раза в неделю можно давать детям рыбу нежирных сортов (речная рыба, треска, судак, хек) в виде фарша.
Прикорм — это введение новой более концентрированной и энергетически ценной пищи.
К 1—1,5 года детей обычно отлучают от груди матери. Это достигается постепенным введением прикормов.
Первый прикорм — овощное пюре — вводится с 5 месяцев.
Второй прикорм — каши — с 6 месяцев.
Третий прикорм — молочные продукты (творог, адаптированные смеси, биолакт) с 8 месяцев.
При хорошей лактации прикормы и дополнительные продукты питания можно ввести на 1—2 месяца позже.
Цели прикормов: обогащение рациона питательными веществами, приучение ребенка к твердой пище, постепенное вытеснение грудных кормлений и безболезненное прекращение кормления ребенка грудью, обучение ребенка еде из ложки, питья из чашки.
Правила введения прикормов:
Начинать введение прикорма с небольшого количества, постепенно увеличивая, с 3—5 чайных ложек в течение 10—12 дней довести до полного объема, 150—200г. Дается первый прикорм в 10 или 14 часов.
Нельзя вводить второй прикорм, пока ребенок не привык к первому (недели две ребенок привыкает к первому прикорму).
Нельзя вводить сразу два прикорма.
Давать прикорм нужно перед кормлением грудью, с ложечки.
По консистенции блюда прикормов должны быть гомогенными, чтобы не вызвать затруднения при глотании. Сначала надо готовить менее концентрированные блюда и постепенно переходить к более густой пище.
Кашу сначала готовят 5%, затем 8% и 10% из рисовой, гречневой, овсяной, кукурузной круп или муки. Манная крупа содержит много глютена и хуже усваивается. Манную кашу нужно давать детям позднее, после 3 лет. Очень удобны детские молочные каши фирмы «Nestle», не требующие варки. Через 5—7 дней каши меняют.
Овощное пюре сначала лучше готовить из одного продукта, затем, при постепенном привыкании, добавляют новые овощи и готовят смешанное овощное пюре. Используются овощи, не содержащие грубой клетчатки (кабачки, тыква, морковь, капуста, зеленый горошек, свекла, картофель) и дополняющие по составу друг друга.
При приготовлении пюре картофель не должен составлять более 1/2 объема, т.к. он беден кальцием и содержит много крахмала.
При соблюдении правил введения прикормов лактация постепенно уменьшается. К 1 году утреннее, а затем и вечернее кормление заменяются цельным молоком, кефиром или адаптированными смесями. Не следует отнимать ребенка от груди, если он болен, а также в жаркое время года.
Е
сли вскармливание грудного ребенка организовано правильно, то ребенок соответствует критериям эйтрофии.
При заболеваниях, ослабленным детям регулярно проводится расчет и коррекция питания.
Искусственное и смешанное вскармливание
Искусственным называется такое вскармливание, при котором ребенок полностью не получает грудное молоко, или его объем составляет менее 1/5 суточного рациона.
Основным продуктом питания являются искусственные смеси или коровье молоко, которые по биологическим свойствам резко отличаются от женского молока. Поэтому отечественные и зарубежные ученые перевод детей первых месяцев жизни на искусственное вскармливание называют экологической катастрофой.
Причины перевода ребенка на искусственное вскармливание следующие.
Со стороны матери: гипогалактия, агалактия, тяжелые заболевания матери, сопровождающиеся функциональной недостаточностью органов или угрозой инфицирования ребенка. К ним относятся заболевания почек, сердца, тяжелые заболевания крови, злокачественные опухоли, острые психические заболевания, открытая форма туберкулеза, сифилис с заражением матери после 6—7-го месяца беременности, выход матери на работу.
Со стороны ребенка: аллергия к материнскому молоку, врожденные заболевания обмена веществ, отказ ребенка от груди.
Организация искусственного вскармливания
При искусственном вскармливании детей следует кормить адаптированными молочными смесями, чередуя сладкие с кисломолочными (схема 2). Объем кисломолочных смесей должен составлять не более 1/3 суточного рациона, иначе может развиться ацидоз, повышается осмолярность крови и возрастает нагрузка на почки.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, быстрее переходят на более редкое кормление, так как смеси дольше задерживаются в желудке. Расчет суточного объема пищи проводится «объемным» методом, как и при естественном вскармливании.
Прикормы и пищевые добавки при вскармливании неадаптированными смесями вводятся на 2—4 недели раньше, а при вскармливании адаптированными смесями сроки введения прикормов и пищевых добавок занимают промежуточное положение между естественным и вскармливанием неадаптированными смесями или те же, как при естественном вскармливании,
П
ри искусственном вскармливании потребность детей в жидкости более высокая.
Смеси для кормления подогревают до 35—40°С. Дают через соску, но отверстие в соске должно быть небольшим. Из опрокинутой бутылочки молоко должно вытекать каплями. При кормлении горлышко бутылочки всегда должно быть заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что приведет к обильному срыгиванию и рвоте.
Организация смешанного вскармливания
Смешанным вскармливанием называется такое вскармливание, при котором ребенок получает одновременно грудное молоко и искусственные смеси, причем объем как грудного молока, так и смесей превышает 1/5 суточного рациона.
Смешанное вскармливание занимает промежуточное положение между естественным и искусственным. Обычно оно продолжается недолго, т.к. через 2—3 месяца лактация или налаживается, или прекращается.
Причиной перевода ребенка на смешанное вскармливание является гипогалактия.
Недостающий объем грудного молока восполняется искусственными смесями, лучше адаптированными, т.е. детям дается докорм (схема 2). Объем докорма определяется путем контрольного взвешивания.
Например: ребенку 3 месяцев проведено контрольное кормление. Масса его до кормления 5200 г, после кормления — 5270 г. Значит объем полученного грудного молока равен 70 мл (5270-5200).
V сут .пищи = =
V разовый =
= 144 мл, (5,2)
V докорма = 144 мл – 70 мл = 74 мл, (5,3)
Докорм следует давать после кормления грудью.
В зависимости от количества молока у матери докорм можно давать после каждого кормления грудью или чередовать кормление грудью с самостоятельным кормлением смесями. Утром можно кормить только грудью, т.к. молока утром больше.
Докорм лучше давать чайной ложкой или из чашки, так как легкое поступление молока через соску может привести к отказу ребенка от груди матери, и лактация быстро угасает.
В целях поддержания лактации целесообразно сохранить не менее трех кормлений грудью в сутки.
Даже при небольшом количестве грудного молока у матери кормление грудью надо продолжать как можно дольше.
Прикормы и пищевые добавки вводятся как при естественном или как при искусственном вскармливании, в зависимости от объема грудного молока, получаемого ребенком.
Классификация и характеристика молочных смесей
Все смеси, используемые в питании детей первого года жизни подразделяются на физиологические и лечебные.
Физиологические смеси используют для вскармливания здоровых детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании.
Лечебные смеси назначаются детям с отклонениями в здоровье.
Для недоношенных и детей с гипотрофией разработаны специальные смеси, которые хорошо перевариваются и усваиваются, в то же время обеспечивают более высокие потребности организма в основных питательных веществах, витаминах, микроэлементах. Они содержат больше белка, обогащены таурином, полиненасыщенными жирными кислотами. В них снижено количество лактозы (у недоношенных отмечается недостаточность лактозы). Осмолярность этих смесей безопасна. К таким смесям относятся «Новолакт-ММ», «Детолакт-ММ», «Хумана О», «Алпрем», «Энфалак» (схема 3).
Для детей с анемией и для профилактики анемии разработаны смеси, обогащенные железом: «НАН-НАН», «Детолакт», «Симилак», «Нутрилон-2». Эти смеси в первые 4 месяца не назначают, т.к. дефицита железа в организме пока нет, используется эндогенное железо. Избыточное поступление с пищей оказывает неблагоприятное воздействие на микрофлору кишечника и способствует выведению из организма железа.
Детям, страдающим аллергией к коровьему молоку, назначаются соевые смеси: «Нутри-соя», «Прособи», «Хумана-СЛ». Белок сои имеет более высокое содержание аминокислот, близок по составу к животному белку и хорошо усваивается. Эти смеси обогащены таурином, карнитином. Жировой компонент состоит из растительных масел, которые содержат полиненасыщенные жирные кислоты. Углеводы представлены мальтозой, сахарозой или глюкозой. Лактозу не добавляют, т.к. у детей с аллергией часто отмечается лактазная недостаточность.
Есть смеси, которые применяются при срыгивании, например, «Нутрилон-антирефлюкс». В состав смеси входит загуститель — бобы рожкового дерева и побольше казеина. Назначается по 20—30 мл после кормления грудью.
Производятся специализированные продукты энтерально-го применения (энпиты): жировой, белковый, обезжиренный, противоанемический; БАД — биологически активные добавки с лизоцимом, с бифидобактерином, со специфическими иммуноглобулинами. Применяются в питании здоровых и больных детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, с целью нормализации микрофлоры кишечника и восполнения дефицита лизоцима.
Применяются только по назначению врача.
Физиологические смеси бывают неадаптированные и адаптированные.
Адаптированные смеси
Адаптированные смеси — смеси, которые по составу адаптированы к возможностям детского пищеварения и приближены к материнскому молоку.
В них рациональное соотношение пищевых веществ, близкое к их соотношению в грудном молоке. Так же, как и в грудном молоке, соотношение казеина и альбумина облегчает усвоение смесей и снижает риск развития обменных нарушений. Многие смеси обогащены таурином, необходимым для развития детей. Соотношение кальция и фосфора способствует нормальному развитию костной ткани. Оптимальное содержание железа в легкоусвояемой форме предотвращает развитие анемии.
Смеси содержат 80% молочного жира и 20% растительного (чаще кукурузного) масла, что обеспечивает оптимальное всасывание жиров. Из углеводов содержат лактозу. Осмотическая нагрузка на почки ребенка при вскармливании адаптированными смесями безопасна.
Адаптированные смеси бывают сладкие, сухие и жидкие («Малыш», «Малютка», «Новолакт», «Детолакт», «Виталакт» и др.) и кисломолочные («Биолакт», «Бифиллин», «Крошечка» и др.). Кисломолочные (ацидофильные) смеси обычно бывают в жидком виде.
Преимущества кисломолочных смесей:
Готовят их из коровьего молока с использованием чистых культур молочнокислых бактерий или «грибковой» закваски. При этом в смесях накапливаются ферменты и молочная кислота, которые способствуют нежному створаживанию белка и лучшему усвоению жира.
Кисломолочные смеси вытесняют и подавляют рост патогенной флоры кишечника.
Улучшают перистальтику кишечника.
Повышают аппетит ребенка.
Поэтому их рекомендуют при гипотрофии, при раннем переводе ребенка на искусственное вскармливание, при рахите, анемии, дисбактериозе кишечника. При этих состояниях обычно применяются смеси «Агу-1», «Агу-2», «Бифиллин», ацидофильная «Малютка».
Неадаптированные смеси
Неадаптированные смеси — это смеси, имеющие неполноценный состав, и они применяться длительно не могут.
Их обычно используют в исключительных случаях, при отсутствии адаптированных смесей, с обязательной коррекцией питания недостающими пищевыми факторами.
Неадаптированные смеси бывают сладкие (или пресные) и кисломолочные. Сладкие смеси готовятся из коровьего молока, а кисломолочные — из кефира.
При организации вскармливания детей грудного возраста необходимы учет содержания основных пищевых ингредиентов в смесях и блюдах детского питания и регулярный расчет и коррекция питания (табл. 11,12).