Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«РАДУЖНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Разработал: Озерова Руфина Кунакбаевна преподаватель
Г. Радужный
2014г.
Аннотация
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций
развитию исследовательских умений.
Методическое пособие может быть полезно студентам в самостоятельной работе по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Содержание
Пояснительная записка 4
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 5
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы 7
Методические рекомендации по выполнению реферата, доклада 9
Методические рекомендации по подготовке презентации 12
Методические рекомендации по подготовке проектов 15
Методические рекомендации для самостоятельной работы с источниками информации 16
Заключение 18
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы………………………………………………...19
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 140448 техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Правила техники безопасности и охраны труда. Информация , ее виды, свойства и роль в окружающем мире и производстве. | 2 | 2 |
Цели и задачи дисциплины. Правила использования информационных технологий в профессиональной деятельности. История развития инфотехнологий. | | |
Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. | |
Тема 1. Назначение, состав, основные характеристики компьютерной техники. | Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем. | 2 | 2 |
Классификация организационной и компьютерной техники. | | |
Основные характеристики устройств. Назначение и принципы эксплуатации организационной и компьютерной техники | |
Практические занятия | 2 |
Подключение периферийных устройств к ПК. | |
«Установка на ПК пакета прикладных программ по профилю специальности» «ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера». | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 | |
Тема 2. Электронные коммуникации | | 18 | 2 |
Основы работы в текстовом редакторе | | |
Практические работы | 5 |
Создание деловых документов | |
Оформление текстовых документов , содержащих таблицы | |
Создание документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм | |
Создание комплексных документов в текстовом редакторе. | |
Оформление формул | |
Организационные диаграммы в документе | |
Возможности электронных таблиц | | 2 |
Практическая работа | 5 | |
Организация расчетов в табличном процессоре | |
Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация | |
Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах | |
Подбор параметра. Организация обратного расчета | |
Задачи оптимизации (поиск решения) | |
Связь между файлами и консолидация данных | |
Экономические расчеты | |
Комплексное создание документов | |
Современные способы организации презентаций | 4 | 2 |
Практическая работа | | |
Создание новой презентации | |
Оформление презентации | |
Способы печати презентации | |
Способы достижения единообразия в оформлении презентации | |
Сохранение презентации | |
Показ презентации | |
Принципы планирования показа презентации | |
Основы работы СУБД | 4 | 2 |
Практическая работа | | |
Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД | |
Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД | |
Работа с данными с использованием запросов в СУБД. Создание отчетов в СУБД. | |
Создание базы данных и работа с данными с СУБД. | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 | |
Тема 3. Технология обработки и преобразования информации | | 6 | |
Назначение , возможности, области применения информации. | | 2 |
Особенности использования информации в профессиональной деятельности | | |
Практические работа | 6 | |
Профессиональная работа с программой MS Word | |
Профессиональная работа с программой MS Access | |
Профессиональная работа с программой MS Excel | |
Профессиональная работа с программой MS Internet Explorer | |
Профессиональная работа в программе MS Power Point. | |
Сохранение информации, созданной с помощью программ MS Office в различных форматах. | |
Создание сложных документов слиянием данных различных типов. | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 | |
Тема 4. Основные компоненты компьютерных сетей Технология передачи данных в компьютерных сетях | Свойства и функции информационных и телекоммуникационных технологий. Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | 4 | 2 |
Типы компьютерных сетей, их топология. Адресация в сети. | | |
Технология поиска информации в сети Интернет | |
Принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия. | |
Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации в профессиональной деятельности | |
Практическая работа | 2 |
Отправка и прием сообщений с помощью почтовой службы. | |
Поиск профессионально значимой информации в сети Internet | |
Работа в Интернете. Поиск информации, электронная почта. | |
Работа с сайтами. Полезные сайты, каталоги, электронные библиотеки. | |
Дифференцированный зачет | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 |
| Всего | 32 | |
Виды внеаудиторных самостоятельных работ:
Самостоятельная работа № 1 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике: Информация. Свойства и характеристика. Информация и знания. Проблемы информации в современной науке. Информационные системы в управлении | 3 |
Самостоятельная работа № 2 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике: Алгоритмы решения производственных задач. Существующие системы автоматизированной обработки информации. Классификация компьютерных программ, предназначенных для решения производственных задач. Структура автоматизированной системы обработки информации. Основные направления использования информационных технологий в производстве. Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ. 3 | 3 |
Самостоятельная работа № 3 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Использовании текстовых процессоров в издательстве. Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов. Взаимодействие тестового процессора MS Word с другими приложениями Windows. Текст как информационный объект. Ссылки, гиперссылки, создание оглавления. Подготовка докладов по тематике: Текстовой процессор MS Word. Издательские системы. Оформление документов с помощью фоновых рисунков, границ и текстовых эффектов. | 3 |
Самостоятельная работа № 4 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. Электронные таблицы как информационные объекты. Переход от табличного к графическому представлению информации. Подготовка докладов, по тематике: Создание первой книги. Диаграммы и графики. Абсолютные и относительные ссылки. Формулы. | 3 |
Самостоятельная работа № 5 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Информационные справочные системы в человеческом обществе. Информационные поисковые системы в человеческом обществе. Базы данных и Интернет. Информационная система «Консультант+» Подготовка докладов, по тематике: Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных. Формы, запросы и отчеты в режиме конструктора. Назначение и функции Access. | 3 |
Самостоятельная работа № 6 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Создание презентаций к празднику «9 мая – День ПОБЕДЫ». Создание презентации группы. Создание презентации по отделению (специальности) Создание учебных презентаций по спец. дисциплинам. Подготовка докладов, по тематике: Пользовательские макеты в POWERPOINT. Индивидуальные настройки дизайна слайдов. Звуковые эффекты в презентациях. | 3 |
Самостоятельная работа № 7 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными проектами, по тематике: Возможности и преимущества сетевых технологий. Информационные сервисы сети Интернет. Электронные библиотеки. Чипы XXI века. Гипертекст как основа Web программирования. Web-дизайн и его значение. Internet технологии: глобальная сеть, Internet Explorer, поиск информации, подготовка и редактирование информации Подготовка докладов, по тематике Способы адресной доставки информации, программное и аппаратное обеспечение. Способы построения, архитектура и обмен данными в информационных сетях. Интеграция информационных сетей (Intranet/Internet). Использование электронной почты для обмена деловой информацией: настройка почты, получение и отправка сообщений, адресная книга. | 3 |
Самостоятельная работа № 8 Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов, по тематике: Разновидности антивирусных программ (программы-детекторы, программы – доктора, программы – ревизоры, программы – фильтры, программы – вакцины и др.). Необходимость архивирования файлов и папок. | 3 |
Методические рекомендации по выполнению реферата, доклада
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата, доклада является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата, доклада
Реферат, доклад, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата, доклада представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата, доклада
Наименование частей реферата, доклада | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 15-20 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, доклада глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата, доклада по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата, доклада. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата, доклада должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата, доклада быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата, доклада является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата, доклада ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата, доклада.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата, доклада их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате, докладе.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата, доклада
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата, доклада необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста – по правому краю
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата, доклада на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата, доклада
Срок сдачи готового реферата, доклада определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат, доклад. Срок доработки реферата, доклада устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат, доклад оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат, доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат, доклад по дисциплине учебного плана или представивший реферат, доклад, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки | Содержание оценки |
1. Содержательный критерий | правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий | стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий | использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий | взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации | соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Методические рекомендации по подготовке проектов
Одним из видов заданий, ориентированных на самостоятельную (преимущественно внеаудиторную) работу студентов в рамках данного курса является использование метода проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов обладает рядом преимуществ, позволяющих отдавать ему предпочтение в сравнении с другими методами обучения: он обеспечивает реальную мотивацию учения, развивает инициативность, настойчивость и чувство ответственности, обучает практическому решению проблем, развивает дух сотрудничества, способствует развитию толерантности к мнению других, развивает способность к оцениванию, поощряет творческую активность.
Проекты могут быть самыми разнообразными по тематике, а их результаты всегда конкретны и наглядны: оформление плаката, создание презентации, журнала, создание личной веб-странички и т.п.
Работа над проектом обычно состоит из следующих этапов:
1. Предварительная постановка проблемы или выбор темы;
2. Выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы, исследование которых может способствовать её решению в рамках намеченной тематики;
3. Поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;
4. Окончательная постановка проблемы или выбор темы;
5. Поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;
6. Презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение.
Интернет проекты могут выполняться с использованием Wikipedia, Livejournal и других сред, доступных студентам.
Проект должен содержать такие элементы как:
- оглавление;
- дату последней ревизии;
- информацию об авторах;
- список полезных качественных ссылок с подробным их описанием (Интернет-источники, которыми пользовался автор при создании проекта).
При оценке Интернет проекта рекомендуется опираться на следующие критерии:
1. Содержание (70%):
а) качество материала и организация (логика и структура изложения, постановка и решение конкретной проблемы) – 35%;
б) языковые средства, использованные авторами (грамматика, лексика, синтаксис, стиль) – 30%;
в) полезные ссылки (наличие библиографии с кратким описанием источников и правильными адресами) – 5%.
2. Форма (30%):
а) композиция (простота использования, содержание) – 10;
б) дизайн (графика, изображение, HTML) – 15%;
в) авторство (адрес электронной почты для контакта, информация о себе) – 5%.
Методические рекомендации для самостоятельной работы с источниками информации
Работа с книгой
Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.
Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.
Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.
Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Ответ очевиден - работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания дисциплине, подготовить реферат, доклад, курсовую работу по той или иной теме курса.
Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
-представляет ли она факты или является мнением?
-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
-подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Заключение
Данная методическая разработка содержит рекомендации, которые предназначены для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Методическая разработка рекомендуется для студентов, обучающихся по всем специальностям по подготовке специалистов среднего звена, а также для преподавателей информационных технологий и для студентов.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Галиева, Н.В. Информационные технологии в экономике горного предприятия: учебное пособие [текст]:/ Н.В. Галиева, Ж.К. Галиев .- М.: издательство Московского государственного университета, 2004. – 346 с.
Гохберг, Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования. [текст]:/ Г.С. Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -208 с
Гребенюк, Е.И. Технические средства информатизации: учебник для сред. проф. образования. [текст]:/ Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.
Михеева Е.В. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2008. -208с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб, пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 288 с.
Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [текст]: Учеб. Пособие проф. образования/ Е.В.Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -384 с.
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб, пособие. - М.: Изд-во «Феникс», 2009. - 384 с.
Дополнительные источники:
Байдаков В., Дранищев В. И. др. 1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя. - .: Фирма «1C», 2008. - 303 с.
Безека С.В. Создание презентаций в Ms PowerPoint 2007. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 275 с.
Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel. - СПб.: ПИТЕР, 2010. -384с.
Севостьянов А.Д., Володина Е.В., Севостьянова Ю.М. 1C.'Бухгалтерия 8. Практика применения. - М.: АУЦ «1C» - ООО «Константа», 2008. - 232 с.
Ташков П.А. Интернет. Общие вопросы. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 416 с.
Харитонов С.А., Чистов Д.В. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. - М.: 1С-Паблишинг, 2008. - 463 с.
Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.
Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http:// www.gaudeamus.omskcity.com.
Интернет-ресурсы:
Информационные технологии/ http://chyhareva.ru
Powerpoint. Учебник /www.tutorialblog.org/ru
Учебное пособие: MS Word/ www.panvasoft.com/rus/1311
22