Встреча с родителями «Учимся понимать своих детей.
Ответы на актуальные вопросы»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Содержание:
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
формирование отношений равноправия и партнерства
стимулирование общения с родителями и другими участниками группы
Ход работы
Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?
Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.
Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.
Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все вышеперечисленные показатели у него недостаточно сформированы
Работа с родителями. Психологический настрой
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть семья
Встаньте, пожалуйста, те, кто любит свою семью
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть дочь
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть сын
Встаньте, пожалуйста, те, у кого дети первоклассники
Встаньте, пожалуйста, те, кому интересна сегодняшняя тема – воспитание детей.
Игра «Пойми меня»
Ребенок — это изумление и вера в чудо. Ребенок — это грезы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в то же время — это ревность, зависть, агрессивность, соперничество и обиды.
Ребенок — это слабости и опасения, зависимость и разочарование, капризы, доверчивость и уязвимость, наивность, искренность и доброта. Ребенок — это беззащитность, это... коктейль. Ребенок состоит из компонентов, которые не перечесть, можно лишь только схематично их наметить. Но даже схема с трудом уместится на листе.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство нелюбви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Упражнение «Принятие чувств»
Участники делятся на группы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону»)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. А давай мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
Упражнение «Запреты»
Участвуют родители, которым по очереди завязывают рот, глаза, уши и т.д.
Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:
Руки; Не трогай руками!
Рот: помолчи, закрой рот.
Голова, ум: Что ты 3 часа думаешь? Не умничай. Я лучше знаю, как будет…
Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.
Уши: Никого не слушай, кроме меня
Родитель:
Глаза бы мои тебя не видели
Я ничего не хочу слышать…
Ничего не поделаешь…
Я не могу понять…
Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим утлом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами. Но есть еще кое-что, что мы должны рассмотреть, это:
Неэффективные стратегии поведения родителей
Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские позиции. Очень многим родителям трудно передать ребенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:
Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
Я обязан руководить моим ребенком, а он - следовать моим указаниям.
Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
Чтение хором вместо ДОЛЖЕН - ХОЧУ.
Я ХОЧУ присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
Я ХОЧУ руководить моим ребенком, а он - следовать моим указаниям.
Я ХОЧУ обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
Если мой ребенок попадет в беду, я ХОЧУ вызволить его из этой беды.
Я ХОЧУ жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
Я ХОЧУ быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
Это МОЕ желание: оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Через несколько лет малыш вырастет и уйдет в свою собственную жизнь, напоминайте себе об этом, берегите время, которое Вам отведено провести вместе. И вы вырастите счастливого и сильного человека!
А теперь ответы на ваши вопросы по поводу обучения, воспитания, образования и социализации детей.