Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
«Лучший учебно-методический комплекс урока с использованием информационных технологий»
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок математики
в 4 классе
Тема урока: «Встречное движение»
Автор:
Карташова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
2018 г
Тема: «Встречное движение».
Цель: научить решать текстовые задачи на встречное движение.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений применять формулы для решения задач на движение.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу,интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление, умение анализировать собственную деятельность.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок:
Учитель: «Вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую, думаю, говорю, хочу и делаю, получается. Я уверенна, что у нас с вами сегодня на уроке все получится, самое главное, чтобы вы хотели все знать». (по щелчку левой кнопкой мыши появляется слайд 2).
Слайд 2
Учитель: «Эти слова пусть будут девизом нашего урока».
Учитель: « Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа».
II. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
1. Работа по ноутбукам (работа подготовлена индивидуально для 4 учеников):
Ноутбук 1 – найти расстояние Компьютер работает в режиме онлайн, сайт rastu. ru (От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, а второй – 4 км/ч. Какое расстояние будет между теплоходами через 3 часа?)
Ноутбук 2 – решить задачу на нахождение расстояния. Решение задачи в программе «Отличник».
Ноутбук 3 – Задача на смекалку. Решение задач в программе «Знайка» .
Ноутбук 4 – вставить пропущенные названия единиц времени (на диске Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры. Серия ИКТ)
2. Один из учащихся работает у доски.
Запишите верные равенства
Увеличь на 3 десятка каждое из чисел: 1330, 10470, 2048,2408.
3. Работа с интерактивной доской (перевод единиц массы. Универсальное мультимедийное пособие. Математика. Тренажер к любому учебнику. ФГОС. Используется только с диском).
Задание 50 «по цепочки», начиная с третьего ряда.
III. Введение в тему.
Учитель: «Расположите дроби в порядке возрастания и узнаете тему нашего урока». (по щелчку левой кнопки мыши появляется 3 слайд с записью:
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д).
Ученики устно расставляют дроби в нужном порядке.
Учитель: «Прочитайте, что у вас получилось?»
Ученики: «Движение».
Слайд 3
Учитель: «Что такое движение?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Движение – это перемещение … в пространстве»
Учитель: «Запомните. Это ключевое слово нашего урока».
Учитель: «Давайте запишем тему урока в тетрадь». (нажатием на левую кнопку мыши на 4 слайде появляется надпись «Тема урока» и автоматически демонстрируется встречное движение разными предметами (велосипед, вертолет, машина), затем автоматически появляется сама тема урока).
Слайд 4
IV. Актуализация знаний.
а) Фронтальная работа:
Слайд 5. По щелчку левой кнопки мыши появляется слайд с различными величинами.
Слайд 5
Учитель: «Какие величины не используются в задачах на движение?» (После каждого ответа детей нажимаем на левую кнопку мыши и не нужная величина исчезает)
Учащиеся: «Тонны, центнеры, м2, кг».
Учитель: «По каким признакам можно разделить данные величины на группы?»
Учащиеся: «Скорость, время, расстояние».
б) Работа в группах. Игра «Кто быстрее и правильнее».
Учащиеся объединяются в группы по рядам (1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 – группа – 3 ряд).
Учитель: «Запишите у себя в карточках №1 (Приложение №1) оставшиеся в табличке величины под понятиями: скорость, время, расстояние. Обратите внимание, нужно сделать не только быстро, но и правильно». (Ставлю песочные часы, чтобы дети могли видеть, сколько у них еще есть времени).
Приложение 1
Пока учащиеся работают в группах, учитель проверяет выполненные задания на ноутбуках. Ставятся оценки учащимся за индивидуальную работу.
Проверка. (Представитель от каждой группы выходит к доске и дает полный ответ. Правильность работ оценивают учащиеся, сигнализируя светофорами).
Слайд 6
V. Использование жизненного опыта для решения задач.
Учитель: «А теперь вашим группам предстоит выполнить следующие задание: соединить картинку со значением скорости» (Приложение №2).
Приложение 2
Проверка. (Каждая группа вывешивает карточки на доску. Учащиеся светофорами сигнализируют, если где – то допущена ошибка. Обосновывают свои ответы. Слайд 7 помогает учащимся, найди ошибки, каждый раз нажимая на левую кнопку мыши, появляется стрелка, которая соединяет необходимый вид транспорта с необходимой величиной).
Слайд 7
Физкультминутка «Ловим мяч» проигрывается через проигрыватель Media Player Classic, диктор говорит задание, которое необходимо выполнить, затем учащиеся под музыку выполняют это задание.
Работа по алгоритму для решения задач на движение.
1 шаг:
Учитель: «Для чего мы определяем вид движения?» (для того, чтобы определиться с решением)
На доске записаны формулы:
V уд. = V1 – V2
V сбл. = V1 – V2
V уд. = V1 + V2
Vсбл. = V1 + V2
Учитель демонстрирует всякий раз вид движения машинками (игрушками).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/04/s_5b656aab36531/933890_9.png)
Выбор на доске формулы общей скорости для этого вида задач. Верный ответ сопровождается хлопками и проецируется на экране.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/04/s_5b656aab36531/933890_10.png)
Выбор формулы аналогично предыдущему случаю.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/04/s_5b656aab36531/933890_11.png)
Выбор формулы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/04/s_5b656aab36531/933890_12.png)
Выбор формулы.
Слайд 8
2 шаг:
Учитель : «Для чего нам это надо?» (для удобства. Чтобы правильно вывести формулу)
3 шаг:
Учитель: «А это зачем нам?» (Чтобы задача была решена верно).
VI. Первичное закрепление изученного материала. Работа в рабочей тетрадке на печатной основе.
- Учитель: «Давайте откроем рабочие тетради на стр. 84 и выполним № 265, № 266» (макет прописи прилагается).
Физкультминутка для глаз со звуковым сопровождением. Слайд 9.
Слайд 9
VII. Самостоятельная работа.
Решение задачи на движение по алгоритму:
Составьте задачу по рисунку. (По щелчку левой кнопки мыши появляется слайд 10. Автоматически два поезда начинают двигаться навстречу друг другу).
Слайд 10
Дети составляют задачу коллективно: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 50 км\час, а другой 70 км\час. Они были в пути 2 часа. Какое расстояние проехали поезда?
Решают ее самостоятельно. Один ученик у доски (на вертушки).
Взаимопроверка по эталону. Слайд 11.
Слайд 11
VIII. Итог урока. (Щелчком левой кнопки мыши появляется слайд 12).
Слайд 12
IX. Рефлексия деятельности.
Учитель: «Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то подойдите к доске и на дорогу повесьте машинку красного цвета, если не понравилось, было скучно – тогда машинку черного цвета». (Приложение 3)
Приложение 3
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/04/s_5b656aab36531/933890_19.png)
Спасибо за урок!