«История древнего мира».
План –конспект
Урока истории в 5 классе по теме
«Встреча народов».
Цель: с помощью необычных заданий выявить уровень знаний учащихся: определить недостатки и пробелы; попытаться ликвидировать их; расширить уровень знаний с помощью дополнительной литературы; усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.
Оборудование: карта «Древний Восток», «Древний Египет», карточки-задания, кроссворды, плакаты, викторина, картины.
План урока: 1. Организационный момент.
а) приветствие
2. Основная часть.
2.1. Вступительное слово учителя
2.2 Древний Египет.
а) рассказ с ошибками;
б) встреча с богами;
в) решение кроссворда.
2.3. Древняя Индия.
а) рассказ с ошибками;
б) религия в Индии;
в) решение кроссворда.
2.4. Древний Китай.
а) рассказ с ошибками;
б) решение кроссворда;
в)викторина.
3. Дополнительные вопросы по Индии и Китаю.
4. Заключение.
а) итог;
б) оценки
Конспект урока
1. Организационный момент.
1.1 Приветствие.
1.2. Объявление темы, цели урока.
Сегодня у нас урок повторение по большой теме Древней Восток. Мы будем путешествовать по Древнему Египту и по странам Азии.
2. Основная часть.
2.1. Вступление.
На уроке мы будем решать кроссворды, отвечать на вопросы и повторять, закреплять, то что проходили на уроках.
2.2. Древний Египет.
а) рассказ с ошибками:
В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато- желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире Амазонка (Нил). Долина черемухи, высокий курай (пальмы, акации, папирус). В водах Нила обитали множество рыб и тюлени, моржи(крокодилы). Египет располагался у Балтийского моря.
Но самое удивительное в Египте это одно из семи чудес света- высокие многоэтажные дома в пустыне. Это единственное из семи чудес света, которые дошедшие до нас.Самая величественная среди остальных пирамид –это пирамида-……(Хеопса).
Египтяне верили во многих богов, которых изображали в облике людей со звериными, птичьими, змеиными головами. Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам жилище богов называли- мавзолеями. При храмах находились служители богов, их называли священниками.
б) Встреча с богами.
Как мы уже знаем из истории Египта, египтяне поклонялись многочисленным богам. Выполнив несколько задании вы покажите свои знания о религиозных верованиях древних египтян.
Перед вами на доске написаны имена богов и их обязанности. Вы должны с помощью стрелок соотнести бога и его обязанности.
Амон-Ра бог Земли
Апоп богиня неба
Геб бог Солнца
Нут бог Тьма
Тот покровитель земных фараонов
Бастет судья в царстве мертвых
Гор бог мудрости
Осирис покровительница красоты
в) Кроссворд « В Древнем Египте»
Заканчивая путешествие по Египту мы решим кроссворд. Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов.
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды (шадуф).
2. Богиня Правды (Маат).
3. Первая столица Египетского царства( Мемфис).
4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи( писец).
5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница( Хеопс).
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива(Ил).
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник(Дельта).
8. Каменные столбы, стоявшие перед входами в храм(колонны).
9. Бог мертвых с головой шакала (Анубис).
Итак, мы заканчиваем свое путешествие по стране Большого Хапи, так называли Древний Египет соседние народа по реке Нилу (Хапи у египтян означало «река».
2.3. Следующая станция нашего путешествия это страна Древняя Индия.
а) Рассказ с ошибками.
Индия страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров. Индостан с запада, востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют большие горы, одновременно защищающие от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. Какие же эти горы находятся на севере Индии. Гималайские горы. В западной части страны течет река Инд, дававшая название стране, а в восточной река Ганг. Обе реки бегут начало в Гималайских горах, а впадают в Индийский океан. В долине Ганга летом идут сильные дожди, от чего вся долина покрыта непроходимыми зарослями и кустарниками, которые называются джунглями. В долинах рек индийцы сажали рис-который любит влагу, выращивали еще хлопчатник и сахарный тростник. В джунглях жили страшные для человеку хищники –тигры, львы, леопарды, змей. Индийцы особенно боялись змей.
В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове, ее называли божественной кормилицей, матерью.
б) Возникшее неравенство среди индийцев было закреплено религией. С самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахманы.
1 каста- брахманы- каста жрецов из уст Брахмы
2 каста –воинов – из рук Брахмы
3 каста земледельцы – из бедер Брахмы
4 каста –слуги – из запыленных ступней ног Брахмы.
В) продолжая путешествие по Индии мы должны решить кроссворд «В Древней Индии».
Если мы правильно решим кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочитаем имя знаменитого индийского мудреца, основателя религий.
1. Бог, согласна верованием индийцев, создавший людей из разных частей своего тела(Брахма).
2. Юный царевич из индийской легенды, живший счастливо до тех пор, пока не узнал, что в мире существует горе, боль и смерть (Гаутама).
3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города (Инд).
4. Пустые, объединивший под своей властью почти все индийские царства (Ашока).
По горизонтали: основатель религии мудрец Будда.
2.4. Древний Китай.
а) рассказ с ошибками.
Китай расположен в Восточной Азии. Китайцы расселились по всей- Великой Китайской равнине, между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой территории возникло несколько государств, которые часто враждовали друг с другом. Но они имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций. Которого очень почитали китайцы.
Китайцы писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов.
Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел басеком. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически. Тех, же кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Китайцы носили халаты. У знатных богатых халаты были из шелка.
б) Решение кроссворда.
Продолжая путешествие по Китаю мы опять решим небольшой кроссворд. Если правильно решим кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца.
1. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцем (шелк).
2. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях (компас).
3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство (Хунхэ).
4. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом (туфли).
5. Материал для письма, изобретенный в Китае (бумага).
6. Одна из двух главных рек Китая (Янцзы).
7. Одно из китайских государств, правитель которого объединили весь Китай под своей властью (Цинь).
8. Изобретенный в Китае напиток прогоняющий усталость (Чай).
В) О чем идет речь?
1. Этот старинный китайский напиток врачи когда –то рекомендовали как целебное бодрящее средство (Чай).
2. Ее поострили с целью обороны от кочевников –гуннов (Великая Китайская стена).
3. При нем Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинь Шихуан).
3. Заключение. Итог. Оценки.