СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Встреча пернатых друзей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по предмету. Цель мероприятия:привить любовь к природе,к птицам,бережное отношение к пернатым друзьям.

Просмотр содержимого документа
«"Встреча пернатых друзей"»





















Программа утренника.

1. Вступительное слово ведущих.

2. Доклад «Птицы – друзья человека. Охрана и привлечение птиц».

3. Художественная часть: Художественное чтение; карнавал птичьих масок, прослушивание магнитофонной записи голосов птиц, рассказы- загадки, викторины, кроссворды.

4. Развешивание гнёздовий.

Проведение утренника:

Трое юннатов – ведущих приветствуют собравшихся на утренник школьников. Затем поочередно читают текст заранее подготовленного и хорошо отрепетированного доклада – сообщения о значении птиц, их охране и привлечении.

Содержание доклада:

Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то пёстрыми красками леса или золотой осени, то сказочной красоты зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый уголок природы остаётся мёртвым, если его не оживляют птицы. Неотъёмная часть природы – птицы придают прелесть роще, лесу, лугу, степи. Они лучшее украшение парков, садов: своими яркими красками, звучной песней они делают природу радостной и приятной. Как можно представить себе весну без звонкой песни жаворонка или хотя бы по весеннему задорного чириканья воробьёв ? Скучный, белый пейзаж зимы становиться иным едва появится стрекотунье – белобоко или красногрудый красавец снегирь. Поэты всех времён и народов посветили соловью и другим прекрасным певцам лучшие свои строки.

Но птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокий урожай полей, садов. Птицы снижают численность вредных насекомых. Они тоже прожорливы, и особенно тогда, когда выкармливают птенцов.

Синица, например, за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Если бы человек обладал таким аппетитом то при весе 70 кг, ему надо было в день 140 кг пищи. Как узнали это учёные? Учли количество поедаемой пищи птицами при содержании их в не воле . Синички, Лазоревки и Московки поедали за день по 1500 яичек бабочки – монашенки и 60-80 мучных червей.

Розового скворца кормили саранчой, которой он только за завтрак съедал до 60 штук. Рекорд обжорства поставила кукушка. Она съела за день больших кузнечиков 39 штук, червей капустных – 43, личинок майского жука-5, пауков крестовиков – 5, куколок бабочки мёртвая голова – 3 штуки, ящериц молодых по 7-10 см длиной - 18 и еще порядочное количество куколок муравьёв. Все эти сведения получены в результате эксперимента. А примеры из жизни. В 1924г озимая совка съела столько хлеба, что им можно было нагрузить железнодорожный состав длиной в 100 км.

Бичом земледелия в России была азиатская саранча, которая налетела из Турции и Афганистана и съедала всё на своём пути. В нашей стране широко используются методы защиты урожаев от вредителя, но самый большой эффект дало привлечение на поле розовых скворцов. Вот как описывает залёт азиатской саранчи к нам в Казахстан известный натуралист М.Д Зверев:

«Тысячи чибисов, грачей, серых ворон, скворцов, уток, кобчиков и др. вылетели на поле кормиться саранчой. Неизменные берега озера напоминали поле великой битвы: всюду валяются бесчисленные крылья, головы, ноги саранчи.

На смену дневным истребителям появляются ночные – болотные совы, утки. Их желудки до самого горла были забиты саранчой.

Битва закончилась разгромом вредителей. В последующие годы они не появлялись. Очень полезны совы, сычи, пустельги. Вот сколько наловили грызунов 2 пустельги за день для своих 6 птенцов. Одна сова съедает за лето до тысячи серых полевок и мышей, сохраняя тонну хлеба. Саранчу, вредных черепашек , хлебных жуков – кузек, свекловичных долгоносиков, щелкунов , озимых совок и других вредителей уничтожают птицы. Но полезны и другие птицы:

1. Охотничьи: куропатки, тетерева, рябчики, глухари.

2. Истребители семян сорняков: щеглы, чечётки, снегири. Уничтожают так же семена сорняков овсянки, жаворонки, перепела, серые куропатки, дикие голуби и др.

3. Некоторых птиц человек приручил: куры, гуси, цесарки, лебеди, павлины, голуби. Канарейка вывезена из Канарских островов, стала полностью комнатной птицей.

Хорошо переносят неволю: чижи, щеглы, коноплянки, зеленушки.

Первые весенние лучи солнца пригревают землю. Из тёплых краёв летят к нам пернатые гости. Гостеприимно встречать их – задача не только юннатов, но и всех школьников.

Вот приблизительно в каком порядке они прилетают (вывешивают таблицу и объясняют)

После докладчика выходит на сцену ведущий и рассказывает о практических делах юннатов школы. Затем на сцену выходит группа юннатов, один из них читает стихи:

Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют

Мошек, червячков клюют.

Плохо если нет друзей

У лесов, полей, садов

Ешь букашек на обед

Черви, мыши, гусеницы

Нанесли б огромный вред

Начинается карнавал птичьих масок. Проводиться он так: на сцену выходит мальчик с маской скворца. Ведущий, показывая жестом в сторону скворца, говорит:

Вот он, милый скворушка,

Греется на солнышке,

Верен он своей природе,

Он находчив, ловок, смел,

Осенью он в огороде

Всю капусту осмотрел,

Изо всех кустов капустных

Червяков поел.

Скворушка подскакивает на месте и говорит: «Как вкусно!»

Из-за кулис выходит мальчик в маске дятла, становиться рядом со скворцом и говорит:

- Я - пёстрый дятел!

Мне не нужны ваши скворечники. Мой клюв золото, и я всегда выдалбливаю в лесу отличные гнёзда. А после меня в них живут разные маленькие птички.

Ведущий смотрит на дятла и читает начало стихотворения П. Барто

«Дятел вожатый»

В яркой кепке пёстрый дятел,

Корольков, синиц, приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

«Эй, компания, - за стол!

Получайте для почина

Кто жуков, а кто личинок,-

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!..»

Ведущий вешает таблицу с изображением синиц и корольков и читает стихотворение:

И на зов летят синички –

Две москвички, три чумички,

Юркий поползень с пищухой

И легки как мотыльки,

Всюду вьются корольки.

Выскакивает из-за кулис мальчик с маской, изображающей на стволе дерева поползня вниз головой. Мелкими прыжками он приближается к дятлу, становиться рядом, а ведущий говорит:

Голубая спинка,

Рыженький бочёк

По стволу осинки

За скачком, скачёк.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз,






Свистнул: …

Поползень, полуоборачиваясь к маске, дятла:

Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу!

Из дверей в зал к сцене спешит девочка в форме зеленого патруля и обращается к ведущему:

- Ребята! Ребята! – Я – зелёный патруль. Разрешите сказать (тревожно): там мальчик уничтожает полезных птиц. Разрешите я его сюда приведу, пусть послушает о пользе птиц и поучится.

Возвращается к двери и тянет мальчика – хулигана. Тот с растрёпанными волосами, в разорванных на коленях брюках, с рогаткой в руке. Ведущий ставит их слева на сцене, хулиган упрямится, его придерживает зелёный патруль.

Из-за кулис появляется маска мухоловки – пеструшки, немного меньше других масок птиц, и несёт её маленькая девочка:

- Хоть я и очень маленькая, но аппетит у меня большой. Я обязательно поселюсь у вас в домике и обещаю за это каждый день ловить по 300 комаров и мух, чтобы они вас не кусали.

Выходит иволга. Ведущий сопровождает появление этой маски словами:

Прилетает иволга

В рощу позже всех,

И гнездиться иволга

В рощах выше всех

На гнезде качается

В зелени берёз….

Ярким оперением

Украшая лес,

Переливным пением

Оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротиться

Раньше всех певцов.

Показывается большущая маска удода. Ведущий, оборачиваясь к кулисам, с удивлением говорит: «А это еще что за птица?» Маска удода очень медленно приближается к остальным маскам и говорит:

По выгонам, по выпасам

Идёт удод, идёт

Где под соломой выполз, удод его найдёт.

Добычей не нахвалится,

Червя глотнёт, бахвалиться:

« Уду–ду–ду,

Что мне надо

То найду!»

Не торопясь, идёт ближе к концу сцены, продолжает:

По выгонам, по выпасам

Идёт удод, идёт,

Где под соломой выполз, удод его найдёт.

Добычей не нахвалиться,

Червя глотнёт, бахвалиться:

«Уду-ду-ду,

Что мне надо

То найду!»

Становиться в один ряд с другими масками. Ведущий уходит, а на сцену выходит снегирь:

- А я – снегирь! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и сорняками, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега.

Снегирь уходит за кулисы. Хулиган, стоящий рядом с зелёным патрулём, что-то тихо говорит патрулю, потом поворачивается к ребятам и виновато говорит:

- « Ребята! Я никогда больше не буду разрушать птичьи гнёзда, убивать птиц. Долой это позорное оружие! (ломает рогатку)»

- Ребята! Будьте друзьями птиц! Охраняйте их гнёзда, устанавливайте кормушки! Пусть птицы своими песнями украшают наши поля, леса! Ведь не зря именно птицы являются символом счастливой, прекрасной мирной жизни.

После некоторой паузы выходят две пионерки и предлагают загадки про птичьи повадки. Всех сидящих в зале они поделили на две команды и объявили соревнование на большое кол-во правильных ответов на вопросы викторины.

Вопросы для учащихся

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

Какая птица не вьет гнёзда, не высиживает птенцов? (Кукушка)

Назовите 10 видов птиц, зимующих в нашей местности? (Сорока, ворона, галка, синица, дятел, воробей, щегол, свиристель, поползень, гаичка черноголовая, коноплянка )

Назовите самых маленьких в мире птичек. (Колибри)

Какая птичка самая маленькая у нас? (Королёк)

Стоит дом на палке, а хозяин на крылечке сидит. Кто это? (Скворец)

Какая птичка достаёт себе пищу, ныряя под лёд и бегая под водой? (Оляпка)

Какие виды ласточек встречаются в нашей местности? ( Деревенская или касатка, городская, береговушка)

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день … Кто?

( Скворец)





Вопросы и загадки для учащихся

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает;

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

(Снегирь)

Хоть я не молоток,

Под деревом стучу.

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в красной шапке

И акробат прекрасный

(Дятел)

У этой хвост – косицы,

У той - как веерок,

Две птицы – две сестрицы –

Касатка, воронок.

Одна из них – сельчанка,

Другая – горожанка.

(Ласточки)

На болоте плачет, а из болта не идёт. (Кулик)

Какая птица носит фамилию писателя. (Гоголь)

Она черна,

Она шумна,

Стоит – галдит,

Летит – галдит!

« Гал – гал, гал – гал!

Кто угадал?

(Галка)

Он щёлкает, рокочет,

Свистит, журчит, стрекочет,

Как ливень, он клокочет

Звенит, как колокольчик…

То на колене потом

Внезапно даст раскатом

А то выводит трели

Затейливо свирели.

У берега под склоном,

Где тальничек зелёный,

Где хмель разросся дикий,

Поёт артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

(Соловей)

Вешают плакат «Не оставим без дворика» и продолжают читать:

Не оставим без дворца
Ни синицу, не скворца!
Юннат читает рассказ – загадку.
Как-то весной я ехал в лодке. Неожиданно тишину нарушил громкий крик о помощи. Я поспешил туда и увидел мальчика, который барахтался в воде, а к камышам несло пустую лодку. Я вытащил его, и потом вдвоём поймали лодку. Что же произошло? Оказывается, Витя, проплывая мимо большой дуплистой вербы заметил небольшую птицу, нырнувшую в дупло, и захотел рассмотреть её поближе. Верба стояла в воде. До дупла достать было трудно, и Витя, став на борт лодки, еле дотянулся до него. Конечно, в темноте он ничего не увидел и решил засунуть в дупло руку. И вдруг из дупла высунулась серая плоская голова гадюки. Раскачиваясь, она зашипела прямо в лицо мальчику. В испуге Витя откинулся назад. Лодка качнулась, и он полетел в холодную воду. А голова змеи на длинном тонком теле всё дальше высовывалась из дупла. Затем из темноты отверстия показалось что-то круглое. Это была птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку. Вот тут-то Витя стал звать на помощь, испугавшись птицы, которая, как он думал, обратилась в змею, а потом снова стала птицей. Я объяснил Вите, что необыкновенного тут ничего нет. Эта птица защищается таким образом от врагов. Как называется она?

(Вертишейка)

Живёт в лесу, ухает, как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится.

(Филин)

Есть ли птичье молоко? У каких птиц?

(У пингвинов)

Все ли птенцы беззащитны? Птенцы, каких птиц умело защищаются?

(Птенцы буревестника дружно плюют на непрошенного гостя дурнопахнущей липкой жидкостью)

Какая наша крупная лесная птица с наступлением весны бормочет так, будто произносит: «Куплю балахон, продам шубу?» А с наступлением осени – «Продам балахон, куплю шубу?»

(Тетерев-косач)

Самец, какой небольшой птицы на току как бы произносит: «Спать пора, спать пора?»

(Перепёл)

После подведения итогов конкурсов ведущие объявляют, что утренник закончен, и все участники идут развешивать птичьи домики.