СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вступительное слово

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

помощь студентам) вступительное слово на защите диплома

Просмотр содержимого документа
«Вступительное слово»

Уважаемый председатель, уважаемая комиссия! Уважаемый научный руководитель! Я, студентка группы РТ-403 Газиева Сайёра, представляю вашему вниманию свою выпускную квалификационную работу. Тема нашего исследования :

«Новые аспекты традиционных тем в мире Ф.М.Достоевского».

Актуальность исследования состоит в утверждении достижений «большого литературоведения» в непосредственном читательском понимании и в практике преподавания. Не секрет, что до сих пор Достоевский считается самым трудным, самым необычным писателем русской классической литературы. Во многом это вызвано неверным подходом к его миру, применением к нему старых схем, в которые он не вписывается. Если же судить о писателе «по законам, им самим над собою признанным», все становится ясно и понятно. В своем исследовании мы стремимся актуализировать выводы современного литературоведения именно об этих законах мира Достоевского.

Объект нашего исследования – художественный мир Достоевского.

В чем именно состояло новаторство Достоевского в разработке «вечных тем» литературы – как раз и является предметом нашего исследования.

Цель исследования: выявить, какой поворот получили традиционные темы литературы в интерпретации Достоевского, и уяснить, с чем связан такой поворот, к какой целостной художественной концепции миропонимания они восходят. Этой целью обусловлены следующие задачи:

  1. определить, какой новой художественной формы потребовал новаторский подход Достоевского к традиционным темам европейского романа;

  2. определить, какие последствия для развития литературы имело это новаторство;

  3. определить, в чем состоит новое качество постановки Достоевским таких традиционных тем, как «маленький человек», конфликты социальной жизни, вопросы о человеческой свободе, о красоте, о добре и зле;

  4. охарактеризовать новаторское качество разработки Достоевским идейно-философского пространства человеческой личности.

В исследовании использованы описательный, сравнительный и аналитический методы.

В этой связи, методологической основой нашей работы являются труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова и постановления правительства, в том числе «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», Национальная программа по подготовке кадров, закон об образовании и языке.

Теоретической основой исследования являются труды М.Бахтина, В. Ветловской, Т. Касаткиной, Г. Пономаревой, Л. Сараскиной и других исследователей творчества Достоевского.

Новизна исследования состоит в самой постановке проблемы попытке нашей самостоятельной ориентации в безбрежном море оценок, мнений, выводов, которые накопила литературоведческая наука и культурный опыт постижения открытий великого русского писателя.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов нашей выпускной работы преподавателями школ, колледжей и лицеев

Структура работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.



ГЛАВА I получила название «НОВАТОРСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА»

Первый ее раздел называется «Ф.М. Достоевский - реформатор в области романной формы»

Изучение Достоевского имело долгую и трудную историю. Оно началось с признания и одобрения лучшего критика – Белинского, затем тот же критик высказал недоумение и разочарование, когда талант Достоевского обнаружил поворот к своим, непривычным для всех проблемам и идеям.

С самого начала это была новаторская художественная система. Время показало, что Достоевский открыл и показал такие проблемы социальной жизни и такие уровни человека, что они стали востребованы и актуальны не столько для 19, сколько для 20 века. Новый опыт постановки проблем в литературе модернизма во многом исходил из творческого опыта этого великого русского писателя 19 века. И даже в 21 веке, про который говорят, что это кризисное время в истории всей человеческой цивилизации, Достоевский нисколько не устарел.

Можно выделить несколько уровней моделирования сюжета в романах Достоевского.

  1. евангельский текст

В «Преступлении и наказании» это воскрешение Лазаря, в «Идиоте» – история прощения и спасения Христом блудницы (ее можно увидеть за отношениями Мышкина и Настасьи Филипповны), в «Бесах» – исцеление бесноватого , толкуемое Степаном Трофимовичем Верховенским как духовная судьба России, в «Братьях Карамазовых» – притча о умирающем и воскресающем зерне, которая проецируется на судьбы многих героев романа, прежде всего – Дмитрия и Илюши Снегирева.

  1. второй уровень построения сюжета – уровень романной интриги.

Главная задача Достоевского на данном уровне – придать фантастическому сюжету по возможности реалистический характер, как того требовали литературная эпоха и критика. Романный сюжет для Достоевского – это обязательно скандальная любовная интрига по типу любовного треугольника: Дуня-Лужин-Свидригайлов, Мышкин-Настасья Филипповна-Рогожин, Мышкин-Аглая-Настасья Филипповна, Ставрогин-Хромоножка-Лиза, Врсилов-Ахмакова-Софья, Дмитрий-Грушенька-Катерина Ивановна.

3) третий уровень – это психологизм – «подполья».

«Подполье» - это внутреннее уединение героя от людей в силу его мечтательности, отсутствия опыта «живой жизни», причудливого сочетания оскорбленной гордости и самоуничижения, болезненной саморефлексии и душевной хаотичности.

В итоге достигается сложный компромисс между двумя противоположными романными жанрами: остросюжетным и психологическим.

4) Наконец, злободневно - сатирический уровень охватывает ряд второстепенных героев.Он нужен, чтобы сатирически изобразить враждебные Достоевскому политические и философские идеи.

В итоге достигается сложный компромисс между двумя противоположными романными жанрами: остросюжетным и психологическим. Достоевский преодолевает традицию через совмещение нескольких несовместимых литературных канонов. В традиционном авантюрном романе не предполагается сложной философской или религиозной проблематики, но у Достоевского она является центром романа.


Второй раздел называется «Значение художественных открытий Ф.М. Достоевского для развития русской прозы 20 века»

Влияние Достоевского на духовную жизнь современного мира неоспоримо. Все художники начала XX столетия не только в том или ином ракурсе обращались к осмыслению творческого наследия Достоевского, но и признавали силу воздействия на их сознание идей и образов великого писателя.

Первый, отрицательный полюс национальной ментальности, определенный  Достоевским такими понятиями, как «изломанное, фальшивое, наносное и рабски заимствованное», нашел свое воплощение в героях прозы А.Белого, Ф.Сологуба, Л.Андреева, М. Алданова, М. Булгакова, А. Платонова, А.Ремизова, И.Бунина.

Второй полюс, отмеченный Достоевским как «простодушие, чистота, кротость, широкость ума и незлобие», получил свое образное воплощение в героях лирической прозы Б.К.Зайцева, И.А.Бунина, И.С.Шмелева.


Выводы к 1 главе:

Благодаря нескольким уровням сюжета Достоевский достигает сложный компромисс между двумя противоположными романными жанрами: остросюжетным и психологическим. Достоевский преодолевает традицию через совмещение нескольких несовместимых литературных канонов. В традиционном авантюрном романе не предполагается сложной философской или религиозной проблематики, но у Достоевского она является центром романа.


Русская литература начала XX столетия актуализировала в образах - характерах главное открытие Достоевского — открытие полярности, двойственности, противоречивости национального духа и сознания.


Вторая глава называется «Проблемно – тематическое пространство романов Ф.М. Достоевского в контексте развития русского романа 19 века».

В первом разделе исследуется новый ракурс темы маленького человека у Достоевского и выявляются причины и основания нового содержания этой темы.


Продолжая традиции русской литературы, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».


Но человек с ущемленным чувством личности, как почувствовал Достоевский, весьма противоречив. Едкое, жгучее чувство унижения, непрочности своего положения может породить в его душе не только забитость, робость и страх, но и шутовство, властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда, казалось бы, внешне мирный, незлобивый «маленького» человек способен превратиться в тирана и деспота.

.У Достоевского, начиная с самых первых его произведений («Бедные люди», «Двойник»), показано зарождение самостоятельной мысли у каждого человека, каким бы обездоленным и незаметным он ни казался. Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих гениальных предшественников, заключалось в доказательстве, что даже самый скромный, забитый, «падший» человек может (и в конечном счете должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы.


Во втором разделе сравниваются пути постановки и развития социальной проблематики в литературе предшествующих эпох – с одной стороны, и в художественном мире Достоевского – с другой. Также исследуются причины отказа художника от проторенных дорог в разработке этой вечной темы литературы.


В бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди.

Достоевский решительно не соглашался с традиционным пониманием проблемы «человек и среда», при котором вся ответственность за антигуманность общественных отношений, за разорванность человеческого сознания переносилась лишь на внешние обстоятельства.

Он также не разделяет распространенного в то время понимания социального неблагополучия в русской жизни как временного явления, требующего своего преодоления извне.

Современные исследователи творчества Достоевского (Т.А. Касаткина, Е.Г. Эткинд, Г.Б. Пономарева, Г.С. Померанц и др.) доказывают, что творческий интерес писателя направлен не на создание концепций общественного, а на возможности духовных усилий в судьбе каждого отдельного человека. Достоевского интересуют ответы человека на бросаемые ему жизнью вызовы, сами же эти вызовы писатель оценивает просто как данность, которую неуместно и бесполезно отрицать. Ее нужно лишь правильно осмыслить и постараться найти правильный ответ.


Третий раздел второй главы получил название «Пространство человека в художественном мире Ф.М. Достоевского».

Достоевского интересовала не абстрактная философская истина, а та идейно - нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретённая им в итоге нелёгкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений. Искание и постижение универсальной философской истины в процессе личностных идейно - нравственных поисков – основная проблематика произведений Достоевского.

У Достоевского почти нет изображения нейтральных, обычных психологических состояний – душевная жизнь изображается в её крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряжённости. Герои всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда.

Достоевский обычно сосредотачивает внимание на мучительных психологических состояниях.


Идея проверяется собственной судьбой, философские искания пронизывают внутренний мир, а это всегда вызывает психологическую напряжённость и душевную боль.


Он показывает не просто сосуществование и борьбу в душе героя

противоположных мыслей, ощущений и желаний, но и их странный,

парадоксальный переход друг в друга, когда в мучении и страдании есть

своеобразное наслаждение, а в самой радости – что - то тёмное и тяжёлое.



Достоевский был первым из писателей, кто художественно освоил глубинную непостижимость внутреннего мира в рамках эпического рода, т.е. в широком, подробном психологическом повествовании.


Достоевского - творца отличает пристрастие к неожиданным встречам доведенных «до крайнего предела» людей при странном стечении обстоятельств. Склонность к внезапным сюжетным ходам ярко отражена в любимом и часто используемом писателем слове «вдруг».



Художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей. Его произведения строятся на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во внутреннем мире героев, стремящихся уяснить свое место в жизни, найти свои ответы на «вечные» вопросы.


Выводы по второй главе:

Достоевский сталкивает своих героев с «последними вопросами» судьбы человека в мире, и перед ними все оказываются в положении равенства возможностей: дети и взрослые, князья и «маленькие люди».


ГЛАВА III называется МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В АКАДЕМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ и включает 2 раздела: Методические рекомендации по преподаванию литературы и Методическую разработку урока в академическом лицее на тему: «Маленький человек»: тип или личность? ( По роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)


В Заключении подводятся итоги.


Достоевский проникал в самые глубинные пласты человеческой психики – обнажалась неисчерпаемая сложность натуры человека, её бесконечная противоречивость.

Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается

Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.