5 к Урок № 5 _________________
вторая жизнь песни
Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной музыки.
Задачи: 1. Расширить знания учащихся об использовании народной музыки в творчестве композиторов. 2. Способствовать развитию активизации образного мышления. 3. Воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре своего народа. 4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Понятия: аранжировка, обработка, переложение.
Ход урока:
Орг. момен
Мотивация Вступительная беседа (подведение к изучению нового материала)
- Наш сегодняшний урок тоже будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ.
- Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте…
4. Формулирование темы урока.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Молодцы. Тема нашего урока: «Вторая жизнь музыки».
- Определите цель урока Углубить ваши знания о музыке, основанной на использовании народной музыки.
5. Актуализация знаний.
- Михаил Иванович Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
- Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова? (ответы детей)
- Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.
- Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество в своих произведениях.
- Кто из вас подскажет мне, что такое «Камаринская»? (ответы детей)
- Пётр Ильич Чайковский сочинил свою «Камаринскую». Давайте её послушаем.
(Слушание П.И.Чайковский «Камаринская» в исполнении фортепиано)
- Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит?
- А сейчас мы послушаем эту же «Камаринскую», но в ней кое-что изменилось. А что? Вы скажите сами.
(слушание П.И.Чайковский «Камаринская» в исполнении оркестра)
- Ребята, что изменилось в звучании произведения? (ответы детей)
- Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.
Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак, давайте запишем в тетрадь, что такое переложение.
(запись в тетрадь – Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.)
- Сейчас мы послушаем фрагмент финала симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив русской народной песни, немного её изменив.
(Слушание – П.И.Чайковский Симфония №4 финал, фрагмент-6 минут)
- Мотив какой народной песни вы услышали? (ответы детей)
- Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.
- Давайте запишем в тетрадь, что такое обработка.
(запись в тетрадь: обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования )
- Ребята, переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки. Давайте вспомним слова Михаила Ивановича Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». И давайте ответим на вопрос – Для чего композиторы аранжируют музыку?
6. Вокальная работа.
- Итак, перейдём к вокальной работе. Сегодня мы с вами разучим песню композитора Темнова на слова Левицкого «Весёлая кадриль». Послушайте её
(исполнение песни «Весёлая кадриль»)
- Какая эта песня по характеру? Какое настроение она вам подарила? (ответы детей)
- Кто из вас знает, что такое «кадриль»? (ответы детей)
- Этот вопрос останется вам на домашнее изучение. А сейчас разучим песню (Разучивание песни «Весёлая кадриль» с учащимися)
7. Рефлексия.
- Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?
- Что на уроке вам больше всего понравилось?
8. Выставление оценок.
- Оценки за активную работу на уроке получают….
9. Домашнее задание
Музыка В. Темнова
Слова О. Левицкого
Когда-то россияне -
Ванюши, Тани, Мани,
Танцуя на гулянье,
Открыли новый стиль:
Штиблеты и сапожки
Под русские гармошки,
Под бересту и ложки
Прославили кадриль.
Теперь почти забытая,
Гитарами забитая,
Но все же непокорная,
Жива кадриль задорная.
Припев:
Эх...
Та ри да ри да ра та,
Та ри да ри да ра та,
Та ри да ри да ра та,
Та ри да ри да.
На дедов мы похожи,
Веселье любим тоже,
Кадриль забыть не можем -
Улыбка в ней и стать.
Окончена работа,
Опять пришла суббота,
И нам с тобой охота
Кадриль потанцевать.
Кадриль моя сердечная,
Старинная, но вечная,
Фабричная, колхозная,
Смешная и серьезная.
Припев.