СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вторая жизнь песни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

вторая жизнь песни Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной музыки.  

Просмотр содержимого документа
«Вторая жизнь песни»

5 к Урок № 5 _________________

вторая жизнь песни

Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной музыки.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся об использовании народной музыки в творчестве композиторов. 2. Способствовать развитию активизации образного мышления. 3. Воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре своего народа. 4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Понятия: аранжировка, обработка, переложение.

Ход урока:

  1. Орг. момен

  1. Мотивация Вступительная беседа (подведение к изучению нового материала)

- Наш сегодняшний урок тоже будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ.

- Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте…

4. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Молодцы. Тема нашего урока: «Вторая жизнь музыки».

- Определите цель урока Углубить ваши знания о музыке, основанной на использовании народной музыки.

5. Актуализация знаний.

- Михаил Иванович Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».

- Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова? (ответы детей)

- Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.

- Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество в своих произведениях.

- Кто из вас подскажет мне, что такое «Камаринская»? (ответы детей)

- Пётр Ильич Чайковский сочинил свою «Камаринскую». Давайте её послушаем.

(Слушание П.И.Чайковский «Камаринская» в исполнении фортепиано)

- Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит?

- А сейчас мы послушаем эту же «Камаринскую», но в ней кое-что изменилось. А что? Вы скажите сами.

(слушание П.И.Чайковский «Камаринская» в исполнении оркестра)

- Ребята, что изменилось в звучании произведения? (ответы детей)

- Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.

Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак, давайте запишем в тетрадь, что такое переложение.

(запись в тетрадь – Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.)

- Сейчас мы послушаем фрагмент финала симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив русской народной песни, немного её изменив.

(Слушание – П.И.Чайковский Симфония №4 финал, фрагмент-6 минут)

- Мотив какой народной песни вы услышали? (ответы детей)

- Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.

- Давайте запишем в тетрадь, что такое обработка.

(запись в тетрадь: обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования )

- Ребята, переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки. Давайте вспомним слова Михаила Ивановича Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». И давайте ответим на вопрос – Для чего композиторы аранжируют музыку?

6. Вокальная работа.

- Итак, перейдём к вокальной работе. Сегодня мы с вами разучим песню композитора Темнова на слова Левицкого «Весёлая кадриль». Послушайте её

(исполнение песни «Весёлая кадриль»)

- Какая эта песня по характеру? Какое настроение она вам подарила? (ответы детей)

- Кто из вас знает, что такое «кадриль»? (ответы детей)

- Этот вопрос останется вам на домашнее изучение. А сейчас разучим песню (Разучивание песни «Весёлая кадриль» с учащимися)

7. Рефлексия.

- Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?

8. Выставление оценок.

- Оценки за активную работу на уроке получают….

9. Домашнее задание


Музыка В. Темнова

Слова О. Левицкого


Когда-то россияне -

Ванюши, Тани, Мани,

Танцуя на гулянье,

Открыли новый стиль:

Штиблеты и сапожки

Под русские гармошки,

Под бересту и ложки

Прославили кадриль.


Теперь почти забытая,

Гитарами забитая,

Но все же непокорная,

Жива кадриль задорная.


Припев:

Эх...

Та ри да ри да ра та,

Та ри да ри да ра та,

Та ри да ри да ра та,

Та ри да ри да.


На дедов мы похожи,

Веселье любим тоже,

Кадриль забыть не можем -

Улыбка в ней и стать.

Окончена работа,

Опять пришла суббота,

И нам с тобой охота

Кадриль потанцевать.


Кадриль моя сердечная,

Старинная, но вечная,

Фабричная, колхозная,

Смешная и серьезная.


Припев.