СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второй этап республиканской олимпиады по рус. языку и лит-ре (2017 г.) РЯиЛ 2018-4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Второй этап республиканской олимпиады по рус. языку и лит-ре (2017 г.) РЯиЛ 2018-4»


Второй этап республиканской олимпиады по русскому языку и литературе (2017 г.) XI класс

Текст для отзыва

Марина Ивановна Цветаева


Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти — Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берёт,

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.

1913

Комплексная работа по русскому языку и литературе

  1. В 1916 г. М. Цветаева создаёт цикл «Стихи Блоку».

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё — пять букв.

Почему поэтесса насчитала в фамилии своего кумира пять букв?

  1. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова для глагола распустить указывается шесть значений. А сколько значений сможете назвать вы? Попробуйте составить словарную статью для этого многозначного глагола с указанием значений и примерами.

  2. Восстановите фразеологизмы, вставив пропущенное слово. Объясните значение фразеологизмов.

1) Быть на ... небе; 2) за ... верст киселя хлебать; 3) ... пядей во лбу; 4) ... пятниц на неделе; 5) ... чудес света.

  1. Выпишите все наречия, выполните их словообразовательный разбор.

По-осеннему ненастный день, увидеть однажды, уехать весной, вернуться прошлой осенью, накалиться докрасна, читать лёжа, сказать полушутя, упасть вниз, заметить кое-где, послышаться откуда-то, поставить посредине стола, ошибиться второпях, сказать вдогонку.


  1. Прочитайте текст. Дополните его примерами.

Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа значение орудия или средства, при помощи которого производится действие: ... . Но, кроме того, есть творительный времени: ...; творительный места: ...; творительный способа и образа действия: ...; творительный сравнения: ...; творительный, обозначающий производителя действия: ... .

  1. Найдите верные утверждения.

  1. Словосочетание — синтаксическая единица.

  2. Основная функция словосочетания — служить для общения.

  3. Грамматическая связь в словосочетании всегда выражается с помощью окончания.

  4. При управлении зависимое слово может быть выражено любой самостоятельной частью речи.

  5. Если из двух слов одно является служебной частью речи, перед нами не словосочетание.

  6. Словосочетание обладает интонационной законченностью.

  7. В словосочетании варенье из яблок вид связи согласование.

  8. Между главным и зависимым словом в словосочетании сочинительная связь.

Ответы к комплексной работе

  1. До реформы русской орфографии 1918 года фамилия Александра Блока писалась Блокъ.

  2. Распустить — 1) отпустить, освободив от обязанностей (распустить парламент, распустить учеников на каникулы); 2) развернуть, развязать, ослабить (распустить паруса, распустить ремень); 3) развить петли (распустить старый свитер); 4) ослабить требовательность (распустить детей)', 5) растворить в жидкости (распустить краску в воде); 6) распространить, рассказать многим (распустить слухи, сплетни).

  3. 1) Быть на седьмом небе (находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге); 2) за семь верст киселя хлебать (далеко или попусту идти или ехать);

  1. семи пядей во лбу (очень умный, мудрый, выдающийся); 4) семь пятниц на неделе (частая и лёгкая перемена решений, намерений, настроений); 5) семь чудес света (нечто замечательное, великолепное).

  1. Осенний по-осенн-ему (приставочно-суффиксальный способ).

  1. Используя приведённые примеры, сформулируйте основные правила употребления тире.

  1. Детская любовь — лучшая награда учителю (А. Серафимович).

  2. Выбрать хорошую книгу — значит найти себе нового друга.

  3. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  4. В учебниках и справочниках, словарях и энциклопедиях — везде можно найти ответы на интересующие вас вопросы.

  5. Смелые побеждают — трусливые погибают.

  6. Назвался груздем — полезай в кузов.

  1. Восполните недостающие фрагменты текста.

19 июля 1825 года в день отъезда Анны Петровны Керн из Тригорского ... (имя поэта) вручил ей стихотворение ... (название стихотворения). Через пятнадцать лет ... (имя композитора) напишет на эти слова романс и посвятит его женщине, в которую был влюблён, — дочери Анны Керн Екатерине.

  1. Назовите представителей классицизма в русской литературе.

  2. Прочитав рукопись, Н. А. Некрасов воскликнул: «Новый Гоголь явился!» Какой роман какого писателя вызвал столь восторженную оценку Некрасова?

по русскому языку и литературе

Один — одн-ажды (суффиксальный способ).

Весна весн-ой (суффиксальный способ).

Вернуться прошлой осенью (имя существительное).

Красный -» до-красн-а (приставочно-суффиксальный способ).

Лёжа (деепричастие) —» лёжа (наречие) — переход из одной части речи в другую (адвербиализация).

Половина, шутя -* пол-у-шутя (сложение).

НизР —» в-низ-0 (приставочно-суффиксальный способ).

Где —» кое-где (приставочный способ).

Откуда откуда-то (постфиксальный способ).

Поставить посредине стола (предлог).

Торопить в-тороп-ях (приставочно-суффиксальный способ).

Догнать —» в-догон-ку (0//о, приставочно-суффиксальный способ).

  1. Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа значение орудия или средства, с помощью которого производится действие: резать ножом, рисовать мелками. Но, кроме того, есть творительный времени: ранним утром, поздней осенью; творительный места: идти берегом; творительный образа действия: кушать с удовольствием; творительный сравнения: лететь стрелой, порхать бабочкой; творительный, обозначающий производителя действия: возведённый строителями, написанный поэтом.

  2. 1, 5.

7.

  1. Детская любовьлучшая награда учителю (тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке ставится, если оба главных члена выражены именами существительными).

  2. Выбрать хорошую книгузначит найти себе нового друга (тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены инфинитивом, если в сказуемом имеется частица значит).

  3. Мир освещается солнцем, а человекзнанием (тире ставится в неполном предложении на месте пропуска какого-либо члена предложения).

  4. В учебниках и справочниках, словарях и энциклопедиях — везде можно найти ответы на интересующие вас вопросы (тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом).

  5. Смелые побеждаюттрусливые погибают (тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если между ними складываются противительные отношения).

  6. Назвался груздемполезай в кузов (тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если первая часть называет условие совершения действия).

  1. 19 июля 1825 года в день отъезда Анны Петровны Керн из Тригорского Пушкин вручил ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Через пятнадцать лет композитор Михаил Глинка напишет на эти слова романс и посвятит его женщине, в которую был влюблён, — дочери Анны Керн Екатерине.

  2. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

  3. Роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

X класс

Текст для отзыва

Новелла Николаевна Матвеева

Михайловское

В омут ночи Звёздный Ковш упущен. Как песок, ко дну его пристали Маленькие звёзды.

Едет Пущин

К Пушкину — из тёмной зимней дали.

Скрип да звон...

Светает понемногу.

Гривы у коней заиндевели.

Заморозок выдубил дорогу.

Снег на стороне завил деревья.

Вот он, двор!

Окошки в полумраке,

Но внутри как будто свет мелькает...

Без плаща, в расстёгнутой рубахе,

На крыльцо хозяин выбегает;

Две руки (одна — с пером гусиным) Путника обхватывают туго,

Кудри с блеском седовато-синим Жарко примерзают к шубе друга...

Звук дрожащий, пьяный быстрым бегом, Весь из колокольчика не выпал...

Молча поцелуями и снегом Зимний гость хозяина осыпал.

Между тем, дрова роняя громко,

По дому Арина суетилась И слеза (старинная знакомка!)

По щеке морщинистой катилась...

1961

Комплексная работа по русскому языку и литературе

  1. Определите фонетическую закономерность, с учётом которой сгруппированы звуки в каждом ряду.

  1. [й], [м], [н], [л], [р], [м’], [н’] [л’], [р’].

  2. [ж], [ш], [ц].

  3. [ж], [ш], [ч’], [нГ].

  4. [х], [х’], [ц], [ч’],-[пГ].

  5. [й], [ч’], [нГ].

  1. Подберите двадцать слов, в которых пишутся две буквы «м» (однокоренные слова засчитываются как одна позиция).


  1. Объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка. Расскажите о происхождении этого слова.

Отправная точка, точка в точку, точка зрения, на мёртвой точке, ставить точки над и, ставить точку, бить в одну точку, попадать в самую точку, сдвинуть с мёртвой точки, от точки до точки.

  1. Определите, какие родственные слова русского языка объединяются данным корнем. Приведите по одному примеру на каждый случай. В чём особенность корней такого типа?

-Мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- // -мч-.

  1. Составьте из глаголов, употреблённых в тексте, все возможные словообразовательные цепочки.

Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы. ...В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!

Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, заплыть, отплывать, отплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, рас- плаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться — это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия (В. Г. Белинский).

  1. Одни и те же глаголы ученики распределили по нескольким группам. Определите, на каком морфологическом признаке основано такое деление глаголов в каждом случае. С учётом этих признаков включите в нужные группы следующие глаголы: застелить, нестись, грозить, обрадоваться.

  1. 1. Почистить, обессилеть, вымыться.

  1. Слушать, зависеть, радоваться.

Б. 1. Вымыться, радоваться. 2. Почистить, обессилеть, слушать, зависеть.

  1. 1. Почистить, слушать. 2. Обессилеть, вымыться, зависеть, радоваться.

Ответы к комплексной работе

  1. 1. Непарные звонкие. 2. Непарные твёрдые. 3. Шипящие. 4. Непарные глухие. 5. Непарные мягкие.

  2. Возможный вариант выполнения задания.

Коммуна, комментатор, иммунитет, иммиграция, дилемма, телеграмма, гамма, асимметрия, грамматика, анаграмма, орфограмма, эпиграмма, программа, коммюнике, коммуникация, грамм, граммофон, диаграмма, сумма, аммиак.

Г. 1. Обессилеть, вымыться, слушать, радоваться. 2. Почистить, зависеть.

  1. Разберите по членам предложения.

  1. Вы, с вашим умом, не пропадёте.

  2. С умом задумано, да без ума сделано.

  3. Сердце с умом не в ладу.

  4. Он жил с умом.

  5. Он талантлив, с умом.

  6. Это — человек с умом.

  7. Мы от него без ума.

  8. Не выходит из ума ваш звонок.

  9. Учу уму-разуму.

  10. Он в своём уме?

  11. Ему с умом не повезло.

  12. Ум не главное в человеке.

  1. Допишите фамилии героев хорошо известного вам произведения. Укажите его название и автора.

Павел Афанасьевич ..., Алексей Степанович ..., Александр Андреевич ..., Сергей Сергеевич ..., Антон Антонович ..., Наталья Дмитриевна ..., Платон Михайлович ... .

  1. О каком жанре художественной литературы так пишет философ Сенека: «Как ..., так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Дайте определение этому жанру. Назовите выдающегося русского писателя XIX века, в творчестве которого этот жанр достиг особого расцвета.

  2. Слово, обозначающее данную разновидность стиха, греческое по происхождению. В переводе на русский язык оно означает «краестишие». Как в литературоведении называется подобное стихотворение? В чём его особенность? Перед вами одно из таких стихотворений, написанных Д. Ивановым. Определите, кто из поэтов является объектом восхищения автора.

Певучий стих как будто над собою

Усилия не ведал и трудов.

Широкою он катится рекою,

Как ясен смысл, какая чёткость слов!

И всё так просто... Кажется, что сам бы

Не написал иначе эти ямбы.

по русскому языку и литературе

  1. Отправная точка — исходный, начальный пункт рассуждения, мысли, действия и т. п. Точка в точку — абсолютно точно. Точка зрения — определённый взгляд на те или иные явления, определённое понимание их. На мёртвой точке — в одном и том же состоянии; без движения, развития (быть, пребывать, находиться и т. п.). Ставить точки над и — окончательно выяснять, уточнять все подробности, не оставлять ничего недосказанным; доводить что-либо до логического конца. Ставить точку — заканчивать что-либо, останавливаться на чём-либо. Бить в одну точку — направлять все свои действия, все усилия на что-либо, добиваясь поставленной цели. Попадать в самую точку — делать или говорить именно то, что нужно, как бы угадав, что именно так нужно сделать, сказать. Сдвинуть с мёртвой точки — продвинуть остановившееся дело. От точки до точки — очень подробно, детально, до мелочей.

Корень у слова точка исторически такой же, как и у глаголов тыкать, ткнуть, а первоначальное значение — «след от протыкания, прокол», «место, куда тыкнули».

  1. Возможный вариант выполнения задания.

Замкнуть (разомкнуть, сомкнуть, отомкнуть,

замковый), замок, замочек (замочник, замочный), замыкать (отмыкать, смыкать, размыкать), отмычка (смычка), замчишко (замчище).

Это связанные корни, т. е. корни, которые встречаются всегда в сочетании со словообразовательными аффиксами (приставками, суффиксами).

  1. Плыть — плавать —» заплаваться.

Плыть плавать —» наплаваться.

Плыть -» заплыть заплывать.

Плыть приплыть —» приплывать.

Плыть отплыть отплывать.

Плыть уплыть — уплывать.

Плыть наплыть наплывать.

Плыть —» подплыть —» подплывать.

Плыть —» плавать —» поплавать.

Плыть —» поплыть.

Плыть —» расплыться.

Плыть плавать — расплаваться.

  1. А. 1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.

Б. 1. Возвратные. 2. Невозвратные.

В. 1. Переходные. 2. Непереходные.

Г. 1. 1-го спряжения. 2. 2-го спряжения.

  1. 1. Застелить, обрадоваться. 2. Нестись, грозить.

Б. 1. Нестись, обрадоваться. 2. Застелить, грозить.

  1. 1. Застелить. 2. Нестись, грозить, обрадоваться.

Г. 1. Застелить, нестись, обрадоваться. 2. Грозить.

  1. 1. Вы, не. пропадёте.

  1. С умом задумано, да без ума сделано.

  2. Сердце с умом не в ладу.

  3. Он жил с умом.

  4. Он талантлив, с умом.

  5. Эточеловек с умом.

  6. Мы от него, без ума.

  7. Не выходит из ума ваш звонок.

  8. Учу у_му-разу_му.

  9. Он в своём уме?

  10. Ему с умом не повезло.

  11. Ум не главное в человеке.

  1. Павел Афанасьевич Фамусов, Алексей Степанович Молчалин, Александр Андреевич Чацкий, Сергей Сергеевич Скалозуб, Антон Антонович Загорецкий, Наталья Дмитриевна Горич, Платон Михайлович Горич. Это герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание.

Басня — жанр сатирической поэзии; небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.

Этот писатель — И. А. Крылов.

  1. Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки образуют какое-либо слово или фразу, называется акростихом. Начальные буквы строк стихов составляют имя, или имя и фамилию адресата, кому посвящено стихотворение, или какое-нибудь высказывание, пожелание. Прежде всего такое стихотворение рассчитано на зрительное восприятие.

Объект восхищения Д. Иванова — Пушкин.

За чтением Онегина

Певучий стих как будто над собою

Усилия не ведал и трудов.

Широкою он катится рекою,

Как ясен смысл, какая чёткость слов!

И всё так просто... Кажется, что сам бы

Не написал иначе эти ямбы.


IX класс

Текст для отзыва
Сергей Григорьевич Островой



Листья падают. День в накрапах. Листья падают. Аж темно.

Ходит запах на мягких лапах, Будоражит лесное дно.

Ходит запах травой немятой. Я встречаю его, как свой,

На тропинке витиеватой, Возле просеки лучевой.

Моё



Я иду через осень. В годы.

В запах юной моей поры.

В те закаты. И в те восходы. Отпылавшие, как костры.

Стынут ёлки. Иголки колки. Под берёзами листья влёт. Едет сказка на сером волке, Родниковую воду пьёт.

Едет сказка. Всё время едет. Припадает к земле сырой.

Бродят запахи. Бродят. Бредят Кисловатой на вкус корой.

Край мой отчий, щемящий душу! Зовом вечным меня зови,

Чту твою золотую душу, Государство моей любви.

Листья падают. День в накрапах. Птицы тянутся. Аж темно.

Ходит запах на мягких лапах, Будоражит лесное дно.

Комплексная работа по русскому языку и литературе


А. Экономический

1. Факультет


2. Человек

Б. Экономичный

3. Холодильник


4. Строй

В. Экономный

5. Трактор


6. Кризис


7. Проблема


8. Хозяйка



  1. Распределите слова по группам:

  1. с ударением на первом слоге;

  2. с ударением на втором слоге;

  3. с ударением на третьем слоге.

Каучук, добела, исподволь, принудить, подошва, девятеро, украинец, вчистую, бармен, айва.

  1. Восстановите слово, пропущенное в каждом из устойчивых выражений.

  1. Нужен как ... снег;

  2. посыпаться как из ... изобилия;

  3. разбирается как ... в апельсинах;

  4. чувствовать себя как ... в воде;

  5. машет руками как ...;

  6. уставиться как ... на новые ворота.

  1. Установите соответствие между паронимами и словами, с которыми они согласуются.

  2. Решите орфографические задачи в словарном диктанте «Правописание н и нн в именах прилагательных». Произведите морфемный разбор данных слов.

  1. Тяжелораненый,

  2. шлифова..ый (причастие),

  3. свежезамороже..ый,

  4. нежда..ый,

  5. беше..ый,

  6. тюле..ий,

  7. звукоизоляцио..ый,

  8. весе..ий.

  1. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найдите его в каждом ряду, определив способы образования слов. Объясните свой выбор.

  1. Бескомпромиссный, воззвание, прибрежный, подножие.

  2. Трёхимпульсный, белощёкий, добросовестность, редколесье.

  3. Додуматься, насмеяться, сыграться, наплясаться.

  1. Найдите в стихотворении А. Блока непереходные глаголы. Выпишите их в той форме, в которой они употреблены в тексте. Рядом укажите начальную форму каждого из этих слов.

Превратила всё в шутку сначала,

Поняла — принялась укорять,

Головою красивой качала,

Стала слёзы платком вытирать.

  1. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.

  1. Я увидела на снимке двух лосят.

  2. Это был тот удивительный человек, по которому я всегда скучала.

  3. Директор обязал издателя платить авторам гонорар своевременно.

  4. Люблю подолгу рассматривать словари с иллюстрациями.

  5. Сейчас же побежит рассказывать обо всём Феде.

  6. Совсем забыла, что мы здесь не одни.

  7. Не хочу видеть никого, кроме самых близких людей.

  8. Моя фамилия Чертков.

  1. Главный мотив этого замечательного произведения заключён в следующих строках:

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

Ответьте на вопросы литературной викторины, посвящённой данному произведению.

  1. Кто является автором произведения?

  2. Как называется произведение?

  3. Какому историческому событию посвящено произведение?

  4. Каково второе название данного произведения?

  5. Каков жанр произведения?

  6. Как называется глава, строки из которой процитированы?

  7. Кто произносит данную фразу?

  1. 24 сентября 1782 года в Петербурге состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Театр был полон. Каким образом публика «аплодировала пиесу»?


  2. А. Иван Кузьмич Миронов

    1. Ротмистр гусарского полка

    Б. Иван Игнатьич

    2. Премьер-майор

    В. Пётр Гринёв

    3. Сержант гвардии

    Г. Андрей Петрович Гринёв

    4. Урядник

    Д. Иван Иванович Зурин

    5. Поручик

    Е. Андрей Карлович Р.

    6. Фельдмаршал

    Ж. Белобородов

    7. Генерал

    3. Казак Максимыч

    8. Капитан


    Установите соответствие между героями повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и их воинскими званиями.



Ответы к комплексной работе по русскому языку и литературе


  1. 1) Исподволь, девятеро, бармен;

  1. принудить, подошва, вчистую, айва;

  2. каучук, добела, украинец.

  1. 1) Прошлогодний,

  1. рога,

  2. свинья,

  3. рыба,

  4. мельница,

  5. баран.

  1. А1, 4, 6, 7; БЗ, 5; В2, 8.

  2. 1) Тяжел-о-ран-ен-ый.

  1. шлиф-ова-нн-ый.

  2. свеж-е-за-морож-енн-ый.

  3. не-жд-а-нн-ый.

  4. беш-ен-ый.

  5. тюлен-ий-р.

  6. звук-о-изол-япи-онн-ый.

  7. весен-н-ий.

  1. 1. Воззвание (слово образовано суффиксальным способом, остальные — приставочно-суффиксальным способом);

2) добросовестность (слово образовано суффиксальным способом, остальные — способом сложения в сочетании с суффиксальным способом);

3) насмеяться (слово образовано приставочным способом, остальные — приставочно- постфиксальным способом).

  1. 1) Принялась — приняться; 2) стала — стать.

  2. 1) Обстоятельство,

  1. дополнение,

  2. дополнение,

  3. определение,

  4. обстоятельство,

  5. сказуемое,

  6. обособленное дополнение,

  7. подлежащее.

  1. 1. А. Т. Твардовский.

  1. «Василий Тёркин».

  2. Великой Отечественной войне.

  3. «Книга про бойца».

  4. Поэма.

  5. «Переправа».

  6. Автор.

  1. Публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай).

  2. А8, Б5, ВЗ, Г2, Д1, Е7, Ж6, 34.

Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, О. А. Облова (Белорусский государственный университет )