СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Второстепенные члены предложения. Дополнение"»

Урок 42. Дополнение

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о дополнении, дать понятие о прямом и косвенном дополнении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Второстепенные члены предложения, дополнение


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

– Тема нашего урока: «Дополнение». Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

– Работать нам предстоит в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,

познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых
ситуациях

Работа с материалом § 37.

– Какими частями речи выражаются дополнения?

– От каких членов предложения обычно зависят? (Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределенной формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения.)

Упр. 182

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации с тестовыми заданиями «Дополнение»

Знакомство с понятием «прямое и косвенное дополнение»

прямое

Я налил бабушке чаю и пригласил ее к столу.

прямое

Мой друг не надел спортивной куртки, отчего простудился и не смог участвовать в соревнованиях.

Запишите свои предложения, в которых есть прямые дополнения.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы



3. Выявление места и причины затруднения

Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров. Беседа

– Что нового вы узнали о дополнениях? (Узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах.)

Слушают, рассматривают слайды презентации, выполняют задание

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


4. Целеполагание
и постро-ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Первое предложение из данных в презентации. Его рассматриваем устно: разбираем, затем работаем над орфограммами.

прямое косвенное

II спр. сущ. В. п. прич. Т. п. сущ. Т. п.

Пароход будит город плачущим гудком.

Далее пишем в тетрадях.

косвенное

сущ. В. п.

И понесла вперед пехота свое родимое ура.

– Назовите выделенные орфограммы и объясните их правописание. (Понесла – нес, вперед – впереди, пехота – пеший. Ура – здесь междометие в роли существительного.)

Объясняет задания по группам

Под руководством педагога составляют план работы над заданием

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построен-ного проекта

Организация рабочего места. Письменная работа по группам

1-я группа.

– Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Из предложений выпишите все словосочетания с дополнениями, указав в них главные слова и вид дополнения.

В раскрытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кл..новый лист. Он был похож
на л..донь с шир..ко расставленными пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу
и з..крыла написанные строч..ки. Я закрыл
свою тетра..ь, заложив на недописанной страниц.. первый осе..ий лист, и вышел в сад. В саду было (по)осеннему тихо и пусто, как в зак..лочен-ном доме.

2-я группа (задание повышенной сложности).

– Напишите сочинение-миниатюру по репродукциям картин художников и иллюстрациям с осенними пейзажами (например, И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Летний сад осенью»

и др.) на тему: «Обожаю это время года! / Праздник золота и багреца» (А. Барто) – о том, что вы увидели на картине. Или представьте, что картина ожила и вы очутились в лесу, на поляне; свои наблюдения над природой отразите в миниатюре

Работают с заданием

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят
ее в материалах
учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной
задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы.

Выполнение письменной работы

6. Первичное закрепление с комментирова-нием

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа

Обсуждение и запись в тетрадь текста
упр. 184.

– Изменился ли смысл предложений при изменении порядка слов? Почему это произошло?

– Иногда бывают затруднения в определении форм имен существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.

– Запишем следующее предложение:

косвенное

Троллейбус обогнал трамвай.

– Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

косвенное косвенное

Троллейбус обогнал трамвай. Корни деревьев
питают листья.

Вывод: прежде чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, увидеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа

Изучают примеры, формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают
вывод

Индивидуальная. Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Листы обратной

связи

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

– Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все второстепенные члены, укажите их вид (прямое или косвенное дополнение, определение, обстоятельство).

Желание полюбоваться красками осени привело меня в парк. Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями.

Тих белоствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ весь свой товар – крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы, отливая золотом и бронзой, украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают
вывод

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности
и повседневной
жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся
на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной

связи